Опыт работы
статья
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии узнать больше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oobobshchenie_2021.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Светлячок» - структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алтайская средняя общеобразовательная школа №1
им. П.К. Коршунова
Опыт работы
на тему: «Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
Подготовлен
старшим воспитателем
Шестаковой Т.В.
с. Алтайское
2021 год
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного,
в вечном усилии познать больше.
Э. Золя
Введение.
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это?
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
Кроме того, главный принцип образования взрослых, сформулированный ЮНЕСКО – ADULT LEARNING MUST BE FUN! (Образование взрослых должно приносить удовольствие!)
А активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения!
Так как я только начала работать старшим воспитателем, передо мной встал вопрос «Какие интерактивные формы и методы необходимо использовать, для повышения профессиональной компетентности воспитателей, их уровня активности и самостоятельности, развития навыков анализа и рефлексии своей деятельности, а также развития диалогического взаимодействия педагогов?» Для этого мне необходимо было изучить методы активного обучения в методической работе.
Целью опыта работы является изучение процесса применения интерактивных способов обучения в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методы активного обучения в методической работе ДОУ.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «методы активного обучения»;
- рассмотреть классификацию методов и их основные компоненты;
- создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов;
- развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом;
- повысить педагогическую компетентность педагогов;
- активизировать деятельность педагогов на советахпедагогов и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах.
Методы исследования: изучение педагогической литературы по проблеме исследования.
Основная аналитическая часть.
Свою работу я распланировала по этапам:
1 этап. «Организационно-диагностический»: теоретическое изучение методической литературы, опыта дошкольных учреждений по использованию интерактивных форм и методов работы методической службы, отбор лучших разработок для внедрения и публикации.
2 этап. «Основной»: внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. Организация и проведение нетрадиционных форм методической работы.
3 этап. «Заключительный»: обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода результатов работы. Практические выводы и рекомендации коллегам.
На первом этапе я изучила литературу К. Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.Н. Родионовой и др.; методические материалы «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ» / авт.-сост. Н.Б. Ромаева и др. Методические материалы, включают региональную модель и опыт лучших ОУ по направлению «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ», апробированные на федеральной стажировочной площадке.
Ознакомилась с опытом работы на тему: «Совершенствование работы с педагогами через интерактивные формы методической работы в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» Автор: Пащенко Римма Сергеевна.
Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - действие.
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).
Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
Я определила значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:
1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Для повышения профессионального мастерства педагогов я использую разнообразные формы и методы работы, которые позволяют раскрыть их возможности.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов работы, я руководствуюсь:
- целями и задачами ДОУ;
- количественным и качественным составом коллектива;
- сравнительной эффективностью форм и методов работы;
- особенностями образовательного процесса;
- материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальными возможностями;
- передовым опытом и научными рекомендациями;
Совершенствование организационно-методической системы сопровождения образовательным процессом в условиях ФГОС в нашем дошкольном учреждении обеспечивается целенаправленной деятельностью в рамках следующих интерактивных форм и методов работы с педагогами:
- Традиционных,
- Новых,
- Новейших.
Пассивные формы работы были сориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивали опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулировали поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и были ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
В нашем детском саду используются разные интерактивные формы методической работы с педагогами. К числу наиболее эффективных форм работы с кадрами можно отнести групповую работу, в том числе и малых группах, творческие мастерские, мастер – классы, «круглые столы», дискуссии, семинары, деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, и др.
По моему мнению, наиболее эффективным является применение таких интерактивных методов как: метод «Модерации», деловые игры, технология открытого пространства, метод SWOT – анализа, мозговой штурм, презентация.
Следует отметить, что большинство интерактивных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других. Например, при проведении педагогических и методических советов, деловой игры, мастер-класса, семинара и т.д..
Для повышения активности, заинтересованности педагогов меняю формы проведения педагогических и методических советов и использую различные рефлексивные практики коллективной и групповой работы, такие как выступление из опыта работы, обмен опытом в форме рекламы, презентации и т.д.
Например, педагогический совет на тему: «Воспитательно – образовательная работа по нравственно – патриотическому воспитанию» прошел в форме педагогической дискуссии. Я создала доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, заинтересовала педагогов, а также убедилась, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы. Сформулировала перед педагогами проблему и цель, то есть разъяснила, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. В ходе педагогического совета я старалась собрать больше мнений, для этого активизировала педагогов и поддерживала их активность, педагоги вели профессиональный, конструктивный спор, который привел к решению проблемы и выработке общего мнения.
В педсовет также была включена игра-состязание «Диво дивное – мой край» (Приложение № 2).
Заседание педагогического совета: «Выявление благоприятных условий для развития умственных способностей и математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП» было проведено в форме копилки педагогического мастерства. На этом педсовете я провела педагогический ринг «Использование новых методов обучения ФЭМП в ОД и в повседневной жизни» (Приложение № 3).
В заседание педагогического совета «Растим творческую личность» включена деловая игра «По ступенькам педагогического мастерства» (Приложение № 4).
Рефлексивно - ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?» была включена в педагогический совет «Охрана и укрепление здоровья дошкольников» (Приложение № 5). В ходе игры определена актуальность проблемы «здоровья» в настоящее время, выявлены причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем детском саду, определены факторы, влияющие на здоровье детей, выбраны пути реализации задач по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.
Для обеспечения включенности каждого педагога в работу педсоветов активно использую: технологию открытого пространства, SWOT – анализ, метод модерации, презентации проектов, творческие отчеты по теме самообразования, мини-интервью, мини-экскурсии, эстафеты идей и др.
Каждый педсовет проводится с видео-презентацией. По итогам педсовета воспитателям дается задание путем обсуждения проекта решения в группах сформулировать и внести дополнения в решения педсовета.
В заседание методического совета «Сохранение индивидуальности, психологической защищенности, как условие полноценного развития детей» были включены презентация педагогической литературы по социально-эмоциональному развитию детей, деловая игра «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ». Педагоги работали по секторам, я использовала различные игровые приемы для активизации работы.
В конце учебного года заседание итогового педсовета проходило в нетрадиционной форме: видео-журнал «Дошколенок» (2017 год); «Морское путешествие на корабле «Мечта» (2018 год) (Приложение № 6).
Очень интересная активная форма работы - семинары-практикумы. Я считаю, что это эффективная форма работы с педагогами, которая способствует обогащению знаний и умений педагогов. Ведь это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений, и источник получения информации: это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.
В нашем ДОУ были проведены семинары-практикумы: «Непосредственно-образовательная деятельность в контексте ФГОС ДО» (Приложение № 7), «Особенности восприятия книжной графики» (Приложение № 8), «Дидактические сказки по математике» (Приложение № 9), «Ошибки в речи педагогов при употреблении математических понятий и терминов на занятиях с детьми», «Метод проектов в современном ДОУ», «Имидж дошкольного образовательного учреждения» (Приложение № 10).
Еще одна интерактивная форма, которую я использовала это - банк идей: «Творческие инновационные находки по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения в ДОУ» (Приложение № 11). Данная форма работы способствует обмену опытом, знакомит коллег с новыми идеями по какой-либо теме.
Была проведена ситуативно - деловая игра методом кейса «Знатоки ФГОС ДО». Педагоги участвовали в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. (Приложение № 12)
Мастер-класс одна из самых эффективных форм методической деятельности, где педагог-мастер передает на практике собственную педагогическую систему. Профессионализм такого педагога предполагает общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.
С педагогами проведены мастер-классы на тему: «Русский народный сарафан» (Приложение № 13), «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры», «Формирование основ безопасного поведения ребенка через ознакомление с дидактическими играми».
Мастер-классы состояли из двух частей: теоретической и практической. В первой части мастер-класса авторы представили свой опыт работы, интересную информацию по данному вопросу. Во второй части мастер-класса были созданы условия для активной работы педагогов.
Представленные мастер – классы, на мой взгляд, были актуальны и имели практическую направленность, так как приобретенные знания помогут педагогам вывести образовательный процесс на более высокий уровень. Педагогами-мастерами была решена основная задача – передать способы деятельности, а не сообщить информацию. Они вовлекли участников в процесс, сделали их активными, разбудили в них то, что скрыто даже для них самих. Была создана атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала. Электронные презентации формируют информационную культуру педагогов и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса. Педагогам представлены презентации: «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста», «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ», «Игры с песком и водой в летний период», «Профессиональный стандарт педагога»,
«Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста», «Центр художественного творчества в группах детского сада» и др..
Презентации я использую в семинарах-практикумах, педсоветах, деловых играх и т.д. Семинар-презентация «Изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр из нестандартных материалов» состоял из: теоритической части (перед педагогами была поставлена проблема), презентации атрибутов для сюжетно-ролевых игр из нестандартных материалов», практической части (изготовление атрибутов своими руками) (Приложение № 14).
Также, для коллег были представлены презентации: издательских работ «Наша дружная семья»; лэпбука на тему: «Детям о войне», «Мальчики и девочки» (Приложение № 15).
Еще одна интересная форма презентации, это презентация дидактических игр по патриотическому воспитанию. Воспитатели презентовали игры коллегам, таким образом, происходит обмен опытом. (Приложение № 16)
Я использовала такую форму работы как, коучинг. «Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» в коучинге практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, на которые я предлагаю ему ответить, и сам находит пути для решения проблем. Я провела коучинг-сессию на тему: «Музыкальное воспитание в ДОУ», «Физическое воспитание в ДОУ».
На завершающем этапе различных методических мероприятий обязательно провожу рефлексию с помощью разных активных методов: «Геометрический человечек», «Осенний букет», «Солнышко» и др., что даёт возможность более качественно проанализировать мероприятие и скорректировать дальнейшую работу.
Еще одна интересная форма проведения «Парад педагогических проектов» (Приложение № 17). Почему парад именно проектов?
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Было представлено 5 проектов:
• «Юные защитники природы» (средняя группа);
• «Давайте дружить!» (младшая группа);
• «Разноцветная неделька» (2 группа раннего возраста);
• «Подружись с планетой Земля» (старшая группа);
• «Волшебница соль» (подготовительная группа).
Педагоги презентовали свои наработки, сопровождая сообщения слайдами, показом фото совместной деятельности с детьми и родителями воспитанников (альбомы, мини-газеты, поделки и т.д.).
«Парад педагогических проектов» способствовал решению следующих задач:
- заинтересованности педагогов проектной деятельностью;
- повышению творческой активности педагогов, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации;
- выявлению и распространению передового педагогического опыта;
- повышению престижа педагогического труда и поиска, публичного признания вклада педагогов в развитие ДОУ.
Кроме того, впервые в начале, данного мероприятия использовался активный метод выяснения ожиданий и опасений педагогов «Колокольчики добра» который позволил педагогам собраться, озвучить ожидания и опасения, а мне – учесть их во время проведения мероприятия.
Технология проведения активного метода обучения (АМО) «Колокольчики добра»: педагогам было предложено на синих колокольчиках (из бумаги) написать свои ожидания, а на красных – свои опасения от предстоящего мероприятия и наклеить их (красные – на поляну; голубые – собрать в букет). Любопытно, что ожидания дались педагогам значительно легче. А вот сформулировать свои опасения педагогам было сложно, т.к. ранее подобного опыта не было.
Тем не менее, отмечены такие положительные эффекты использования данных АМО, как позитивный настрой на работу, заинтересованность педагогов в результате.
В конце проведена рефлексия мероприятия с помощью АМО «Солнышко и дождик», цель которого – дать оценку мероприятию, представленному материалу, форме подачи материала: педагогам было предложено на лучиках написать свои положительные впечатления, а на капельках дождя – свои рекомендации (замечания). Затем проанализировали результаты мероприятия и свои впечатления, сравнили результаты рефлексии со своими опасениями и ожиданиями в начале мероприятия: ожидания оправдались полностью, опасения – частично.
Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Одной из распространенных таких активных форм методической работы является консультация.
Наиболее эффективными считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека), так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам.
Проведены следующие консультации «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка», «Организация и проведение НОД по рисованию», «Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов», «Организация и проведение непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО» и др.
Также я использую консультации - парадокс или консультации с запланированными ошибками: «ФГОС дошкольного образования». Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации объявляю, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагаю фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.
Умение транслировать свой профессиональный опыт для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития. В 2016-2017 учебном году свой опыт работы обобщили педагоги Стрельникова Е.И., Пушкарева В.В.. В 2017-2018 году презентовали для коллег свой опыт работы педагоги Рубанова М.И., Чернощекова Е.Н.
Портфолио педагога – инновационная форма работы – один из методов оценки профессионализма педагогов. Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Основной его смысл – «показать все, на что ты способен». В нашем детском саду все педагоги имеют портфолио. Личные сайты имеют три педагога.
Также в работе с педагогами я использовала игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива (Приложение 18) и спортивно-развлекательное мероприятие «История становления человека» (Приложение 19).
С коллегами была проведена педагогическая мастерская на тему: «Пальчики играют, речь нам развивают» (Приложение № 20).
В своей работе я использую кроссворды. Включение кроссворда в деловую игру, мастер-класс или семинар не только поддерживает интерес педагогов к проблеме. Но и позволяет выявить уровень её понимания педагогами.
Широко использую игровые приемы как часть методического мероприятия. Например:
- «Знатоки методики» - игровой прием, который может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов.
- «Древо мудрости» – педагогам предлагаю записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры). Данный прием использовался на методическом совете «Инновационная деятельность педагогов как условие формирования профессиональной компетентности».
- «Дотошный педагог» - каждому педагогу предлагалось составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На методическом совете «Ознакомление с трудом взрослых, как средство развития любознательности и познавательной активности дошкольников» педагогам предлагалось представить себя в роли заведующего и составить список вопросов для проверки системы работы по данному вопросу.
Очень хорошо зарекомендовали себя игры-упражнения, проводимые во вводной части методического мероприятия, что позволяет формировать чувство принадлежности к группе, формировать позитивное отношение к своему «Я», эмоционально настроить на мероприятие. Например, упражнения: «Свеча», «Имена прилагательные», «Приветствие» и др.
В завершении методического мероприятия я использую игры-упражнения для логического завершения, для повышения эмоционального состояния или, наоборот, для расслабления, отдыха. Например, упражнение «Я в лучах солнца», «Ладонь» и др..
Все методы активизации педагогов я использую иногда изолированно, в соответствии с темой и задачами проводимого мероприятия, иногда сочетаю разнообразные методы активизации в разных вариантах. Последнее, считаю более интересным и эффективным.
Я столкнулась и с трудностями, которые возникали при организации мероприятий с использованием интерактивных форм и методов. В основном трудности носят психологический характер, так как существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.
Выводы и рекомендации.
В нашем дошкольном учреждении интерактивные формы и методы методической работы вызывают у педагогов наибольший интерес и являются наиболее эффективными в развитии творческой активности педагогов. В ходе проведения мероприятий с использованием интерактивных форм и методов создаются условия для роста активности и инициативы педагогов, у них появляется возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление.
Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.
Перспектива.
Продолжать включать в методические мероприятия интерактивные формы и методы работы, так как они повышают эффективность их проведения, обновлять картотеку новыми интерактивными методами.
Литература:
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М: ТЦ Сфера, 2007.
2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. - М: МИПКРО, 2000.
3. Белая К. Ю. Деловые игры в системе методической службы. – М: Просвещение, 1994.
4. Белая К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. - М: Сфера, 2009.
5. Н.Б. Ромаева и др. Методические материалы «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ».– Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
6. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М: ТЦ Сфера, 2009.
7. Виноградова Н.А. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М: Айрис-пресс, 2008.
8. Пащенко Р. С. «Совершенствование работы с педагогами через интерактивные формы методической работы в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» г.Ставрополь http://www.fayloobmennik.net/4616645
9. https://www.livelib.ru/book/1000280376/about-metodicheskaya-rabota-v-dou-analiz-planirovanie-formy-i-metody-k-yu-belaya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...