Эффективные формы и методы работы с тяжело адаптирующимися детьми
консультация
Сознавая важность быстрой и безболезненной адаптации вновь поступивших малышей к детскому саду для сохранения их здоровья и своевременного развития, я уделила большое внимание организации адаптационного периода. В ожидании малышей изучала педагогическую литературу по данной теме, оформляла предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями нового стандарта и особенностями адаптационного периода, подбирала и планировала игры, различные мероприятия с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Починка
Эффективные формы и методы работы
с тяжело адаптирующимися детьми
Подготовила:
Андреева Т.Н.
октябрь
2022 г.
Сознавая важность быстрой и безболезненной адаптации вновь поступивших малышей к детскому саду для сохранения их здоровья и своевременного развития, я уделила большое внимание организации адаптационного периода. В ожидании малышей изучала педагогическую литературу по данной теме, оформляла предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями нового стандарта и особенностями адаптационного периода, подбирала и планировала игры, различные мероприятия с ними.
Для плавного перехода детей из семьи в дошкольное учреждение за две недели до поступления в детский сад они со своими родителями в течение двух часов посещали детский сад (час находились в группе, час гуляли на улице). Главной задачей для меня в этот период было создание в группе эмоционально-положительной атмосферы уюта и добра, налаживание доверительных отношений с детьми и их родителями. Стремилась сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал, его здесь ждут, любят. Встречая малышей, говорила тихим спокойным тоном, уделяла внимание каждому ребенку, старалась расположить их к себе, обнять, поговорить, глядя в глаза. Для этого я использовала различные песенки и потешки:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке, и др.
Первую встречу с малышами организовала в форме игровой экскурсии по групповым комнатам, предварительно украсив их шарами, чтобы у детей сложилось ощущение праздника. В приемной предложила каждому ребенку выбрать себе понравившуюся кабинку. Рассматривая кабинки, дети нашли в одной из них нарядную куклу. Кукла познакомилась с детьми, рассказала, что это за помещение, для чего нужны кабинки и пригласила детей в спальную. В спальне дети вместе с куклой рассматривали кроватки, пробовали на них сидеть, лежать. На одной из кроватей детей ждал сюрприз – медвежонок, который спал, укрывшись одеялом. Мы Мишку разбудили и позвали с собой в путешествие по групповым комнатам. В умывальной комнате нас ждал другой персонаж, который в игровой форме познакомил малышей с данной комнатой. Дети узнали, для чего здесь горшки, кран, полотенца. Затем кукла пригласила всех в групповую комнату, где детей и их родителей ждали различные игры, сюрпризы. В конце встречи кукла спряталась, и мы все вместе ее искали. Нашли сидящей на большом мешке, в котором находились воздушные шары. Каждый из детей получил от куклы шарик в подарок. Дети остались довольны и обещали, что завтра снова придут ко мне играть.
На мой взгляд, очень эффективной в период адаптации оказалась организация процесса встречи и прощания с детьми в форме ритуала. Каждая наша встреча начиналась с ритуала приветствия. Дети вместе с родителями садились в кружок, здоровались друг с другом, обменивали улыбками. При каждой встрече я обязательно использовала игровой персонаж (мишку, зайку, куклу, ежика и др.), который приносил с собой какой-нибудь сюрприз (кубики, шишки, светящиеся шарики, заводные игрушки и др.), играл, рисовал, лепил с детьми.
Ритуал прощания проходил в групповой комнате, после дневной прогулки. Мы собирались в круг, играли в какую-нибудь хороводную игру («Пузырь», «Вокруг розовых кустов» и т.д.), прощались, обменивались мнениями и обговаривали планы на следующую встречу.
Для того, чтобы уменьшить тревожность, беспокойство вновь поступивших малышей, я подбирала такие игры и упражнения, которые заинтересовывали и увлекали их. Например, однажды к нам пришла матрешка. Мы ее рассматривали, разбирали, собирали, из кубиков строили для нее лесенку. Матрешка принесла с собой «Чудесный мешочек». Что в нем, мы не знали, но слышали, что там кто-то хохочет (использовала игрушку-хохотушку). Дети заинтересовались. Открыв мешок, нашли разноцветные шуршащие комочки, внутри которых малыши обнаружили маленьких матрешек. Дети с восторгом снова прятали матрешек в бумагу, затем их опять разворачивали. Я систематически использую этот прием в различных играх, меняя персонаж. Детям доставляет удовольствие шуршать бумагой, дуть на нее, бросать, комкать в комочек, потом эти комочки мы собирали в корзинку с помощью прищепок. Это оказалось очень интересным и увлекательным для детей занятием, помогающим им отвлечься от переживаний, связанных с расставаниями с близкими людьми.
Всегда вызывают восторг у детей, позволяют им раскрепоститься, забыть о своих тревогах игры с мыльными пузырями. У нас в группе жил тигренок, который сам под музыку выдувал много пузырей. Дети с удовольствием их ловили, хлопали в ладоши, визжали. Даже самые тревожные малыши не оставались в стороне.
Отвлечься от отрицательных эмоций помогают и игры с соленым тестом. Детям нравится его мять, рвать. Однажды я предложила испечь пряники для куклы. Мы взяли тесто, слепили лепешку, а затем стали ее украшать различными зернышками (фасоль, гречка, перловка). Этот процесс оказался очень увлекательным для детей и позволил им на какое-то время забыть о своих переживаниях.
Практика показала, что игры с крупой помогают детям расслабиться, снять эмоциональное напряжение в адаптационный период. Дети долго и с удовольствием пересыпают, перебирают крупу, играют с ней. Чтобы у малышей не угас интерес к данным играм, я использовала следующий прием: рисовала на листе клеем какую-нибудь фигуру, дети засыпали все это манкой, а когда ссыпали лишнюю крупу, с восторгом рассматривали получившийся рисунок.
Снять отрицательные эмоции у малышей в период адаптации их к детскому саду помогает нетрадиционное рисование. Интересным для детей оказалось рисование мокрым пальцем на зеркале, покрытым тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров» ребенок начинает видеть себя – это, своего рода, сюрприз! Такое нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально положительное отношение к деятельности, завораживает малышей и вызывает у них положительные эмоции.
Планируя свою работу в адаптационный период, я старалась учитывать то, что наиболее близко детям этого возраста. Наряду с различными фольклорными произведениями (песенками, потешками), которые незаменимы в работе с малышами, в период адаптации я широко использовала инсценировки сказок с помощью настольного, пальчикового и других видов театра.
Приглашая детей на сказку, чтобы вызвать у них интерес и отвлечь от своих переживаний, я использовала завлекающий прием: зажигала свечку и говорила: «Свечка, свечка, ты гори, сказка в гости приходи!». Это завораживало детей, они усаживались на ковер, задували свечку и слушали сказку. Но больше всего детям нравилось самим превращаться в сказочных героев, используя пальчиковый театр. Играть пальчиковыми куклами детей научила девочка старшей группы. Она каждому ребенку одевала на палец куклу, разговаривала с ним от лица персонажа, поэтому малыши чувствовали себя в общении с ней свободно и комфортно. На мой взгляд, это способствовало сближению детей друг с другом и их успешной адаптации.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проведенная мною работа с детьми, впервые пришедшими в детский сад, дала положительные результаты. Дети быстро адаптировались к новым условиям, с удовольствием идут в детский сад и чувствуют себя здесь комфортно. А это значит, что моя работа не прошла даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/05/picture-90147.jpg)
Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы
Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603503-1425468107.jpg)
"Эффективные формы и методы работы по развитию графических навыков у детей с нарушениями зрения"
Из опыта работы...
Консультация для родителей. «Поиск эффективных форм и методов работы с дошкольниками в освоении природных пространств Кубани»
«Я не могу не любить эту землю.Синие плесы. Песчаные россыпиПо берегам рощи белой сирени.Небо вечернее, кони на роздыхе.Выцветших льнов непокорные головыГордые взгляды, осанка властителей.Запах лугов ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-831452-1580466764.jpg)
статья «Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми»
В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на ФГОС их ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-895634-1489233168.jpg)
Консультация "Эффективные формы и методы работы в детском саду с детьми и родителям"
Предлагаю Вашему вниманию формы и методы работы, которые позволили мне добиться замечательных успехов в моей работе с детьми и родителями дошколят....
«Эффективные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по региональному компоненту».
Малая Родина. У каждого человека она своя,но для всех является той путеводной звездой,которая на протяжении всей жизни определяеточень многое, если не сказать — всё. Дошкольный возраст &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-1446213-1686208104.jpg)
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» 2022 г.
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» на семинаре № 1 «Использование...