Творческий воспитатель 2021 год
статья
Данный файл содержит работу на конкурс "Творческий воспитатель 2021 года". В ней идёт речь об эффективных средствах, формах и инновационных методах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурс "Творческий воспитатель 2021 год" | 22.72 КБ |
Презентация к теоретической части конкурсной работы | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
З. С. Магомедэминова
МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга», с. Перемышль
Email: karinalp1996@yandex.ru
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества.
Если общество оставляет детей с ОВЗ вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру.
Человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния, или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим и частным»[1, c. 270].
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к социализации. Любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» можно разделить на две категории. Одна группа таких детей — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Другая группа детей — это лица с ограничениями по состоянию здоровья в результате длительной болезни.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним. В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. С некоторых пор понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» заменено. Считают, что было бы гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах детей. В нынешнее время, когда происходят изменения в системе образования, одной из эффективных форм коррекционной, психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ становится создание смешанных дошкольных групп.
Можно сказать, что под смешением группы дошкольников, понимается то, что в группе совместно с детьми без «особенных» потребностей будут воспитываться и обучаться также «особенные» дети.
Еще одним из форм эффективных средств направленных на социализацию дошкольников, является изобразительная коллективно-творческая деятельность, способствующая развитию навыков, актуальных для социализации ребенка [2, с. 97]
Увеличение количества детей с особыми потребностями, нуждающихся в комплексном сопровождении их деятельности, ставит задачу объединения усилий специалистов разных профилей с целью реализации мероприятий их социализации, обучения, воспитания, а также развития. В решении проблем конкретного ребенка или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения [4, с. 92].
В свою очередь, роль воспитателя в работе с детьми с ОВЗ заключается в следующем:
- Проведение занятий по моторным видам деятельности (лепка, рисование и т.д.), как по подгруппам, так и индивидуально. В итоге, организуя совместную деятельность детей;
- Организация индивидуальной работы с детьми по поставленным задачам, учитывая рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда;
- Консультация родителей о стадиях формирования различных навыков, а также об индивидуальных особенностях ребенка и степени развития мелкой моторики.
В настоящее время, наш мир все больше обогащается инновационными технологиями. Это способствует улучшению и облегчению работы в деятельности человека. Инновации также стали играть важную роль в обучении и воспитании детей с ОВЗ, применяя их в различной форме. На данный момент в дошкольных учреждениях существует множество эффективных инновационных методик. Например, игры и упражнения, которые необходимы для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, развития связной речи. Для развития звукопроизношения воспитатель может использовать упражнения на развитие артикуляции, слухового внимания и концентрации, а также регуляцию речевого дыхания.
Во время проведения воспитательных мероприятий чаще всего используют компьютерные технологии (компьютер, проектор, мультимедиа, комплексные обучающие пакеты, тренажеры, интернет). Они помогают в облегчении процесса восприятия и запоминания информации, в коррекции нарушений устной и письменной речи, развитии внимания, памяти, мышления. Благодаря ярким образам, детям с ОВЗ легче воспринимать ту или иную информацию в ходе мероприятий.
Если делать акцент на улучшение развития памяти у ребенка, то, в таком случае, будет эффективно применение мнемотехники. Её использование не только помогает развить память, но и способствует запоминанию букв и звуков.
Среди коррекционных методов эффективной работы с детьми с ОВЗ, также присутствуют методы, развивающие моторную деятельность дошкольника. Самыми эффективными считаются физкультминутки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, которые помогают детям снять напряжение, расслабиться. При этом они развивают мелкую моторику, а также зрительномоторную и слухомоторную координации.
Система сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом [3, с. 91].
Изучив особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать образовательные программы, но и формировать, а также развивать навыки социального адаптирования:
- навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность;
- восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей;
- развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы;
- формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
Детей привлекает сам процесс деятельности. Некоторые, из числа детей с умеренной умственной отсталостью частично осознают свои умственные действия, и, соответственно, могут планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если результат достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
Важно помнить, что сочетание воспитателями инновационных и традиционных технологий создает условие для развития у детей дошкольников с ОВЗ творческих навыков, познавательной активности, положительной мотивации в учебно-воспитательном процессе в будущем.
Список использованной литературы
- Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997.
- Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. /Сборник материалов Международной научнопрактической конференции 21-22 мая 2015 г./ Под ред. Н.Ю. Штрекер, Краснощеченко И.П. Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – 510 с.
- Цукерман, Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей): История и соврем. использование 55 метода «взаимное обучение» // Начальная школа. 1999. № 7. С. 53–61.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. Под общей редакцией С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния, или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим и частным»
Одной из эффективных форм коррекционной, психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ становится создание смешанных дошкольных групп
Роль воспитателя в работе с детьми с ОВЗ заключается в следующем Проведение занятий по моторным видам деятельности Организация индивидуальной работы Консультация родителей о стадиях формирования различных навыков
Инновации также стали играть важную роль в обучении и воспитании детей с ОВЗ, применяя их в различной форме Компьютерные технологии; Мнемотехника; Мультимедиа; Комплексные обучающие пакеты; Тренажеры и пр.
Изучив особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что это системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать образовательные программы, но и формировать, а также развивать навыки социального адаптирования. Вывод
Важно помнить, что сочетание воспитателями инновационных и традиционных технологий создает условие для развития у детей дошкольников с ОВЗ творческих навыков, познавательной активности, положительной мотивации в учебно-воспитательном процессе в будущем. Детей привлекает сам процесс деятельности. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если результат достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
Список использованной литературы Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 . Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. /Сборник материалов Международной научнопрактической конференции 21-22 мая 2015 г./ Под ред. Н.Ю. Штрекер , Краснощеченко И.П. Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – 510 с. Цукерман , Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей): История и соврем. использование 55 метода «взаимное обучение» // Начальная школа. 1999. № 7. С. 53–61 . Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. Под общей редакцией С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными занятиями организуемые в детском саду, и может о...
творческий план 2021-2022 учебный год
Творческий план 2021-2022год...
Приказ о создании творческой группы 2021-2022г.
Приказ о создании творческой группы...
Статья "Творческий воспитатель - творческие дети"
Статья "Творческий воспитатель - творческие дети"...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы общеразвивающей направленности Софию Ц., имеющую способности к творческой деятельности 2021 – 2022 учебный год
Фамилия, имя ребенка – Ц. София.Возраст – 4 годаВид одарённости – художественно – эстетическийСклонности – поэтическая, театральнаяФорма работы...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы общеразвивающей направленности Арину П., имеющую способности к творческой деятельности 2021 – 2022 учебный год
Фамилия, имя ребенка – П. АринаВозраст – 4 годаВид одарённости – художественно – эстетическийСклонности – продуктивные виды деятельности лепка, апплик...
Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ на лучшую публикацию «Творческий воспитатель - 2021» на портале всероссийского педагогического журнала «Современный урок», номинация «Дошкольное образование», 29.11.2021.
Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ на лучшую публикацию «Творческий воспитатель - 2021» на портале всероссийского педагогического журнала «Современный урок&raq...
- Мне нравится (1)