Творческий проект "Герб моей семьи"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№2 «Колокольчик» с. Троицкое
644046 Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул. Молодёжная, д13 телефонф6 8(42441)94792
Проект «Герб моей семьи»
Утверждаю:
Заведующему
МБДОУ «Детский сад№2 «Колокольчик» С.Троицкое.
Милевской Е.М
От_________2022г.№_______
Составитель:Главацкая Н.К
С.Троицкое 2023г
Паспорт проекта:
Тип проекта | среднесрочный |
Вид проекта | творческий, , информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский. |
Реализуемые образовательные области: | Познавательное развитие , речевое развитие , социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие. |
Проблема: | дефицит представлений об истории, традициях , родословной своей семьи. |
Гипотеза: | Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по созданию герба своей семьи способствует формированию знаний детей о своей семье, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию |
Место проведения | |
Участники проекта | Воспитатель, дети старшей группы, родители. |
Сроки реализации проекта | 01.11.2022г -30.11.2022г. |
Цель:
внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста; воспитание в детях семейного патриотизма.
Задачи:
Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;
Объединить участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;
Способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта;
Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Актуальность :
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом
Учить детей составлять рассказ о своей семье.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Укреплять детско–родительские отношения
Ожидаемый результат: расширится кругозор детей, они узнают много нового и интересного об истории, видах, значении гербов, о прошлом своей семьи, ее традициях и реликвиях; сплотится коллектив детей и взрослых.
1 этап . подготовительный
Беседа с детьми «Родословная»
Изготовление альбома « моя семья»
Изготовление презентации «Герб моей семьи»
2 этап . практический
Дата проведения | Название деятельности | Цель деятельности | Участники деятельности |
Беседа «моя родословная» | способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям | Воспитатель и воспитанники | |
Сюжетно- ролевая игра «моя семья» | Формировать знания о семье. | Воспитатель и воспитанники | |
Настольно – печатная игра « моя сеья» | Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; | Воспитатель и воспитанники | |
Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» | обучать навыку рассматривания картины, уточнить, систематизировать знания о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье. | Воспитатель и воспитанники | |
Драматизация сказки: «Репка» | Учить инсценировать сказку Развитие индивидуальных способностей детей (театральных, речевых, невербального общения), через драматизацию сказки «Репка» | Воспитатель и воспитанники | |
! | прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. | развивать вокальные задатки ребенка, воспитывать гуманные чувства. | Воспитатель и воспитанники |
Составление рассказов о своей семье и ее традициях. | развивать умение детей составлять рассказ, умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | Воспитатель и воспитанники | |
Сюжетно – ролевая игра «Дом для моей семьи» | побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; | Воспитатель и воспитанники | |
! | Просмотр презентации «герб семьи» | усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. | Воспитатель и воспитанники |
Рисование «мой дом» | Учить передавать в рисунке впечатления об окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно) | Воспитатель и воспитанники | |
Лепка «чайный сервиз» | Формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды. | Воспитатель и воспитанники | |
Ситуативное обсуждений домашних рецептов | Формирование положительных эмоций, симпатий и положительного отношения к окружающим. | Воспитатель и воспитанники | |
Отгадывание загадок по теме « моя семья» | Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания. | Воспитатель и воспитанники | |
Беседа «традиции нашей семьи» | Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям | Воспитатель и воспитанники | |
Настольный театр: «Волк и семеро козлят» | развивать навыки театрального мастерства | Воспитатель и воспитанники | |
Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, | Воспитатель и воспитанники | |
Просмотр альбома «Гербы известных семей» | Расширять представления о понятии «Герб» | Воспитатель и воспитанники | |
Работа с раскрасками «Герб» | прививать желание рисовать. | ||
Чтение и разучивание стихов, рассказов «Мама» Я. Ким | Приобщение детей к миру культуры и воспитание художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии, умения выразительно читать стихи. | Воспитатель и воспитанники | |
Просмотр альбома «моя семья» | Расширять знания детей по теме « моя семья» | Воспитатель и воспитанники | |
Папка- передвижка «Роль семьи» | эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей. | Родители воспитанников , воспитатель | |
! | Физкультминутка «Хлопни» | повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, | Воспитатель и воспитанники |
! | Беседа для детей «Сердце семьи» | Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. | Воспитатель и воспитанники |
Анкета для родителей «Семейные традиции» | изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании. | Родители воспитанников | |
! | беседа «Герб России» | Знакомство с Гербом России; | Воспитатель и воспитанники |
Фантазийная игра «если б я был моим папой» | развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания, памяти; | Воспитатель и воспитанники | |
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка» | прививать интерес к гуманным мультипликационным фильмам, познакомить с пользой и вредом просмотра мультфильмов, расширять общий, музыкальный кругозор; | Воспитатель и воспитанники | |
Воспитатель и воспитанники | |||
Беседа для детей «Наша дружная семья» | Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. | Воспитатель и воспитанники | |
Физминутка «Семейная зарядка» | повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, | Воспитатель и воспитанники | |
Знакомство с альбомом « Виды и символика» | Повышать уровень знаний детей о | Воспитатель и воспитанники | |
! | Пальчиковая игра «Дружная семья». | активизировать движения пальцев рук. | Воспитатель и воспитанники |
Изготовление передвижки «наш веселый проект» | создание практичной и функциональной папки-передвижки. | Родители воспитанников |
3 этап. Итоговый
Презентация представление семейных гербов,
Оформление выставки семейного творчества.
Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»
Приложение к проекту .
Физкультминутка «Хлопни»
Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Беседа для детей
«Сердце семьи»
Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
Ход беседы:
На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
– А кто ещё знает стихи о семье?
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость –стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
– Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением
Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная,
Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
Беседа для детей
«Наша дружная семья»
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
- А кто живет в ваших семьях?
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Беседа по пословицам (на ковре)
- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Сердце матери лучше солнца согреет.
- А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)
А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»
Заключение:
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)
- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)
- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)
Конспект беседы «Герб семьи»
Цель:
Знакомство с Гербом России;
Знакомство с образом солнца в народном искусстве( в песне, загадке, сказке, вышивке);
Развитие образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование начальных представлений о происхождении современного государственного герба;
Формирование представлений о функциональном назначении герба;
Оборудование: иллюстрации с изображение гербов разных стран, изображение герба России, портрет президента Путина В.В.
Ход занятия. В настоящее время официальная символика любого государства состоит из трех элементов: герба, флага и гимна. Сегодня мы начнем разговор о гербе.
У всех государств на свете есть свои гербы. Герб – это эмблема, знак каждой страны. Взглянешь на него - сразу узнаешь, чем эта страна отличается от других. Изображен, к примеру, корабль. Значит, государство стоит на берегу моря- океана и славится своими мореплавателями. На гербе гора- стало быть страна горная. На гербе слон- страна тропическая, где водятся слоны.
( рассматривание гербов разных стран. Предположение детей, что это за страна и чем занимаются люди, живущие в этой стране)
В далекие времена гербы имели не только города и области, но знатные семьи.
Каких только гербов не встретишь! Мы видим изображение человека, животных, птиц, рыб. Можно увидеть и загадочные существа, о которых рассказывалось только в легендах или сказках: дракона, кентавра, птицу Феникса, единорога, двуглавого орла и др.
Давайте рассмотрим герб России.
Что вы видите в центре?
Орла.
Расскажите о нем, какой он?
С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Как вы думаете, почему изображен орел?
Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство- сильное и непобедимое.
Но почему у орла две головы?
Россия большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей- русские, тувинцы, якуты и др.
Орел- могучая и грозная птица, готовится к полету. В когтях орел держит скипетр и державу, увенчан тремя коронами. Грудь орла закрывается древней русской эмблемой воина святого Георгия Победоносца.
Воин- всадник на коне, поражающий копьем извивающегося дракона.
Змей- это враг русской земли, само зло. Князь- воин, был защитником русской земли.
Где можно увидеть герб?
Герб размещен на здании, где работает Президент России Путин В.В. Он является главой нашего государства, принимает важнейшие для страны решения, издает указы, подписывает новые законы.
Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.
Что вы увидели на монетах?
Герб.
Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов( рассматривают)
После рассмотрения и беседы дети рассказывают стихотворение « Герб России».
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Что же такое герб? ( это символ, эмблема государства)
А теперь давайте рассмотрим гербы ваших семей и вы расскажите нам о своей семье.
Конспект беседы «Родословная»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;
Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;
Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;
Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).
Материалы: фотографии семьи
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
Дети: О семье.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
2. Основная часть
Рассказ детей о своей семье.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят по желанию к фотографиям своей семьи, рассказывают, кто изображён).
Вопросы:
- С кем ты живёшь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто кому мама?
-Кто кому сын (дочка?
-Для мамы ты кто?
-А для бабушки?
- Для брата сестры?
-Вы любите своих близких? Почему?
-Кто чем занимается в семье?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
Физминутка. «Моя семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши);
Кто живёт у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч);
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши);
Всех могу пересчитать (пальцем пересчитываем).
Папа, мама, брат, сестрёнка;
Кошка Мурка, два котёнка;
Мой щегол, сверчок и я;
Вот и вся моя семья. (загибают поочерёдно пальцы в руке).
Воспитатель: Читает стихотворения О. Дриз
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо сырое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся ясно и тепло.
Вот уже солнышко в комнате взошло.
Воспитатель: Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.)Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.)Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.)
Самые важные и уважаемые в семье считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.) Мы должны их уважать за то, что они дали жизнь нашим родителям.
У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших пап и мам они тоже есть. Скажите, как мы их всех можем назвать? (Родственники.)
Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»? (Предложения детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. Большой род всегда изображали в виде дерева. Которое называют «генеалогическое древо», дети рассматривают «генеалогическое древо» семьи.
Пальчиковая игра «Дружная семья».
(Дети по очереди загибают пальцы в кулак.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья
Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»
Форма проведения: Беседа круглый стол.
Место проведения: группа.
Оборудование: магнитофон, доска.
План проведения:
1. Приветствие воспитателя
2. Чтение стихотворений о семье детьми.
3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)
4. Выставка рисунков «Моя семья»
5. Вручение грамот.
6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья»
7. Обмен мнениями, обсуждение.
8. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»
Задачи
• Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
• Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;
• Повысить уровень педагогической культуры родителей;
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;
• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Подготовительный этап
Предварительня работа:
1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья»
2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)
3. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья», организовать конкурс рисунков в различных номинациях.
4. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию»
• Выучить одну - две пословицы или поговорку о семье;
• Принести 2-3 семейные фотографии
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен про семью; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями. Семья – это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи – человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпенья, выдержки, умения жить с другим человеком. И, конечно, самое надежное средство, цементирующее семейный очаг-это любовь…
Основной этап
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Самое главное и ценное в жизни - это семья! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье, о ее увлечениях и путешествиях.
Дети входят в группу , выстраиваются полукругом. Чтение стихотворений.
1 ребёнок
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Саша, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
2 ребёнок
Семья – это крёстные тети дяди.
Семья – это ёл ка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут и не помнят о злом.
3 ребёнок
Эти дни - одно везенье!
Воскресенья так нужны.
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
4 ребёнок
Папа чашки к чаю моет,
Вытираем их вдвоём.
А потом мы всей семьей
Чай с вареньем долго пьём. Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»
5 ребенок
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
6 ребенок
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
7 ребенок
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дети садятся на стульчики рядом с родителями
Воспитатель:
- Интересно, а наши родители знают пословицы о семье. Я начну, а вы закончите.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своей семье - всяк сам большой.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье)
Выставка рисунков:
Дети и родители рассказывают о своем рисунке:
- Кто и где изображен на рисунке?
- Чем заняты?
- Какая у вас семья? И др.
Вручение грамот в различных номинациях: «За мастерство», «За искренность и доброту» и другие.
Чтение стихотворения:
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя! ”
“я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Для чего человеку семья?
Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья).
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций:
Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский.
-Как вы выполняете эту функцию?
(ответы родителей)
• Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д
• Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.
• Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля.
-Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству.
-Как вы реализуете эту функцию в своей семье?
(ответы родителей)
• Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.
-Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей
- В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей)
Подведение итогов собрания, обмен мнениями:
Воспитатель:
А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.
Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.
Советы родителям на каждый день
• Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобой легко". Не бойтесь повторять это.
• Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
• Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам.
• Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
• Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
• Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
• В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№2 «Колокольчик» с. Троицкое
644046 Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул. Молодёжная, д13 телефонф6 8(42441)94792
Проект «Герб моей семьи»
Утверждаю:
Заведующему
МБДОУ «Детский сад№2 «Колокольчик» С.Троицкое.
Милевской Е.М
От_________2022г.№_______
Составитель:Главацкая Н.К
С.Троицкое 2023г
Паспорт проекта:
Тип проекта | среднесрочный |
Вид проекта | творческий, , информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский. |
Реализуемые образовательные области: | Познавательное развитие , речевое развитие , социально – коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие. |
Проблема: | дефицит представлений об истории, традициях , родословной своей семьи. |
Гипотеза: | Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по созданию герба своей семьи способствует формированию знаний детей о своей семье, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию |
Место проведения | |
Участники проекта | Воспитатель, дети старшей группы, родители. |
Сроки реализации проекта | 01.11.2022г -30.11.2022г. |
Цель:
внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста; воспитание в детях семейного патриотизма.
Задачи:
Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;
Объединить участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;
Способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта;
Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Актуальность :
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом
Учить детей составлять рассказ о своей семье.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Укреплять детско–родительские отношения
Ожидаемый результат: расширится кругозор детей, они узнают много нового и интересного об истории, видах, значении гербов, о прошлом своей семьи, ее традициях и реликвиях; сплотится коллектив детей и взрослых.
1 этап . подготовительный
Беседа с детьми «Родословная»
Изготовление альбома « моя семья»
Изготовление презентации «Герб моей семьи»
2 этап . практический
Дата проведения | Название деятельности | Цель деятельности | Участники деятельности |
Беседа «моя родословная» | способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям | Воспитатель и воспитанники | |
Сюжетно- ролевая игра «моя семья» | Формировать знания о семье. | Воспитатель и воспитанники | |
Настольно – печатная игра « моя сеья» | Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; | Воспитатель и воспитанники | |
Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» | обучать навыку рассматривания картины, уточнить, систематизировать знания о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье. | Воспитатель и воспитанники | |
Драматизация сказки: «Репка» | Учить инсценировать сказку Развитие индивидуальных способностей детей (театральных, речевых, невербального общения), через драматизацию сказки «Репка» | Воспитатель и воспитанники | |
! | прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. | развивать вокальные задатки ребенка, воспитывать гуманные чувства. | Воспитатель и воспитанники |
Составление рассказов о своей семье и ее традициях. | развивать умение детей составлять рассказ, умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | Воспитатель и воспитанники | |
Сюжетно – ролевая игра «Дом для моей семьи» | побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; | Воспитатель и воспитанники | |
! | Просмотр презентации «герб семьи» | усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. | Воспитатель и воспитанники |
Рисование «мой дом» | Учить передавать в рисунке впечатления об окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно) | Воспитатель и воспитанники | |
Лепка «чайный сервиз» | Формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды. | Воспитатель и воспитанники | |
Ситуативное обсуждений домашних рецептов | Формирование положительных эмоций, симпатий и положительного отношения к окружающим. | Воспитатель и воспитанники | |
Отгадывание загадок по теме « моя семья» | Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания. | Воспитатель и воспитанники | |
Беседа «традиции нашей семьи» | Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям | Воспитатель и воспитанники | |
Настольный театр: «Волк и семеро козлят» | развивать навыки театрального мастерства | Воспитатель и воспитанники | |
Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, | Воспитатель и воспитанники | |
Просмотр альбома «Гербы известных семей» | Расширять представления о понятии «Герб» | Воспитатель и воспитанники | |
Работа с раскрасками «Герб» | прививать желание рисовать. | ||
Чтение и разучивание стихов, рассказов «Мама» Я. Ким | Приобщение детей к миру культуры и воспитание художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии, умения выразительно читать стихи. | Воспитатель и воспитанники | |
Просмотр альбома «моя семья» | Расширять знания детей по теме « моя семья» | Воспитатель и воспитанники | |
Папка- передвижка «Роль семьи» | эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей. | Родители воспитанников , воспитатель | |
! | Физкультминутка «Хлопни» | повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, | Воспитатель и воспитанники |
! | Беседа для детей «Сердце семьи» | Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. | Воспитатель и воспитанники |
Анкета для родителей «Семейные традиции» | изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании. | Родители воспитанников | |
! | беседа «Герб России» | Знакомство с Гербом России; | Воспитатель и воспитанники |
Фантазийная игра «если б я был моим папой» | развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания, памяти; | Воспитатель и воспитанники | |
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка» | прививать интерес к гуманным мультипликационным фильмам, познакомить с пользой и вредом просмотра мультфильмов, расширять общий, музыкальный кругозор; | Воспитатель и воспитанники | |
Воспитатель и воспитанники | |||
Беседа для детей «Наша дружная семья» | Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе. | Воспитатель и воспитанники | |
Физминутка «Семейная зарядка» | повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, | Воспитатель и воспитанники | |
Знакомство с альбомом « Виды и символика» | Повышать уровень знаний детей о | Воспитатель и воспитанники | |
! | Пальчиковая игра «Дружная семья». | активизировать движения пальцев рук. | Воспитатель и воспитанники |
Изготовление передвижки «наш веселый проект» | создание практичной и функциональной папки-передвижки. | Родители воспитанников |
3 этап. Итоговый
Презентация представление семейных гербов,
Оформление выставки семейного творчества.
Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»
Приложение к проекту .
Физкультминутка «Хлопни»
Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Беседа для детей
«Сердце семьи»
Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
Ход беседы:
На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
– А кто ещё знает стихи о семье?
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость –стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
– Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением
Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная,
Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
Беседа для детей
«Наша дружная семья»
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
- А кто живет в ваших семьях?
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Беседа по пословицам (на ковре)
- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Сердце матери лучше солнца согреет.
- А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)
А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»
Заключение:
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)
- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)
- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)
Конспект беседы «Герб семьи»
Цель:
Знакомство с Гербом России;
Знакомство с образом солнца в народном искусстве( в песне, загадке, сказке, вышивке);
Развитие образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование начальных представлений о происхождении современного государственного герба;
Формирование представлений о функциональном назначении герба;
Оборудование: иллюстрации с изображение гербов разных стран, изображение герба России, портрет президента Путина В.В.
Ход занятия. В настоящее время официальная символика любого государства состоит из трех элементов: герба, флага и гимна. Сегодня мы начнем разговор о гербе.
У всех государств на свете есть свои гербы. Герб – это эмблема, знак каждой страны. Взглянешь на него - сразу узнаешь, чем эта страна отличается от других. Изображен, к примеру, корабль. Значит, государство стоит на берегу моря- океана и славится своими мореплавателями. На гербе гора- стало быть страна горная. На гербе слон- страна тропическая, где водятся слоны.
( рассматривание гербов разных стран. Предположение детей, что это за страна и чем занимаются люди, живущие в этой стране)
В далекие времена гербы имели не только города и области, но знатные семьи.
Каких только гербов не встретишь! Мы видим изображение человека, животных, птиц, рыб. Можно увидеть и загадочные существа, о которых рассказывалось только в легендах или сказках: дракона, кентавра, птицу Феникса, единорога, двуглавого орла и др.
Давайте рассмотрим герб России.
Что вы видите в центре?
Орла.
Расскажите о нем, какой он?
С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Как вы думаете, почему изображен орел?
Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство- сильное и непобедимое.
Но почему у орла две головы?
Россия большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей- русские, тувинцы, якуты и др.
Орел- могучая и грозная птица, готовится к полету. В когтях орел держит скипетр и державу, увенчан тремя коронами. Грудь орла закрывается древней русской эмблемой воина святого Георгия Победоносца.
Воин- всадник на коне, поражающий копьем извивающегося дракона.
Змей- это враг русской земли, само зло. Князь- воин, был защитником русской земли.
Где можно увидеть герб?
Герб размещен на здании, где работает Президент России Путин В.В. Он является главой нашего государства, принимает важнейшие для страны решения, издает указы, подписывает новые законы.
Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.
Что вы увидели на монетах?
Герб.
Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов( рассматривают)
После рассмотрения и беседы дети рассказывают стихотворение « Герб России».
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Что же такое герб? ( это символ, эмблема государства)
А теперь давайте рассмотрим гербы ваших семей и вы расскажите нам о своей семье.
Конспект беседы «Родословная»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;
Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;
Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;
Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).
Материалы: фотографии семьи
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
Дети: О семье.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
2. Основная часть
Рассказ детей о своей семье.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят по желанию к фотографиям своей семьи, рассказывают, кто изображён).
Вопросы:
- С кем ты живёшь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто кому мама?
-Кто кому сын (дочка?
-Для мамы ты кто?
-А для бабушки?
- Для брата сестры?
-Вы любите своих близких? Почему?
-Кто чем занимается в семье?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
Физминутка. «Моя семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши);
Кто живёт у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч);
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши);
Всех могу пересчитать (пальцем пересчитываем).
Папа, мама, брат, сестрёнка;
Кошка Мурка, два котёнка;
Мой щегол, сверчок и я;
Вот и вся моя семья. (загибают поочерёдно пальцы в руке).
Воспитатель: Читает стихотворения О. Дриз
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо сырое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся ясно и тепло.
Вот уже солнышко в комнате взошло.
Воспитатель: Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.)Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.)Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.)
Самые важные и уважаемые в семье считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.) Мы должны их уважать за то, что они дали жизнь нашим родителям.
У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших пап и мам они тоже есть. Скажите, как мы их всех можем назвать? (Родственники.)
Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»? (Предложения детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. Большой род всегда изображали в виде дерева. Которое называют «генеалогическое древо», дети рассматривают «генеалогическое древо» семьи.
Пальчиковая игра «Дружная семья».
(Дети по очереди загибают пальцы в кулак.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья
Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»
Форма проведения: Беседа круглый стол.
Место проведения: группа.
Оборудование: магнитофон, доска.
План проведения:
1. Приветствие воспитателя
2. Чтение стихотворений о семье детьми.
3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)
4. Выставка рисунков «Моя семья»
5. Вручение грамот.
6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья»
7. Обмен мнениями, обсуждение.
8. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»
Задачи
• Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
• Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;
• Повысить уровень педагогической культуры родителей;
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;
• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Подготовительный этап
Предварительня работа:
1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья»
2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)
3. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья», организовать конкурс рисунков в различных номинациях.
4. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию»
• Выучить одну - две пословицы или поговорку о семье;
• Принести 2-3 семейные фотографии
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен про семью; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями. Семья – это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи – человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпенья, выдержки, умения жить с другим человеком. И, конечно, самое надежное средство, цементирующее семейный очаг-это любовь…
Основной этап
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Самое главное и ценное в жизни - это семья! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье, о ее увлечениях и путешествиях.
Дети входят в группу , выстраиваются полукругом. Чтение стихотворений.
1 ребёнок
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Саша, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
2 ребёнок
Семья – это крёстные тети дяди.
Семья – это ёл ка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут и не помнят о злом.
3 ребёнок
Эти дни - одно везенье!
Воскресенья так нужны.
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
4 ребёнок
Папа чашки к чаю моет,
Вытираем их вдвоём.
А потом мы всей семьей
Чай с вареньем долго пьём. Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»
5 ребенок
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
6 ребенок
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
7 ребенок
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дети садятся на стульчики рядом с родителями
Воспитатель:
- Интересно, а наши родители знают пословицы о семье. Я начну, а вы закончите.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своей семье - всяк сам большой.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье)
Выставка рисунков:
Дети и родители рассказывают о своем рисунке:
- Кто и где изображен на рисунке?
- Чем заняты?
- Какая у вас семья? И др.
Вручение грамот в различных номинациях: «За мастерство», «За искренность и доброту» и другие.
Чтение стихотворения:
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя! ”
“я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Для чего человеку семья?
Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья).
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций:
Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский.
-Как вы выполняете эту функцию?
(ответы родителей)
• Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д
• Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.
• Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля.
-Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству.
-Как вы реализуете эту функцию в своей семье?
(ответы родителей)
• Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.
-Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей
- В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей)
Подведение итогов собрания, обмен мнениями:
Воспитатель:
А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.
Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.
Советы родителям на каждый день
• Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобой легко". Не бойтесь повторять это.
• Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
• Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам.
• Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
• Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
• Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
• В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский творческо-исследовательский проект «В кругу моей семьи»
Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за сте...
Творческая работа по патриотическому воспитанию «Военная история моей семьи в лицах»
Где существует история родов…...
Познавательно-творческий проект «Помощник в моей семье - робот-уборщик Валера»
Тема проекта: «Помощник в моей семье – робот-уборщик Валера»Тип проекта: по деятельности: познавательно-творческий;по количеству участников: 5 человек (2 ребенка, 2 родителя, 1 педаг...
Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...
Семейный творческий проект Национальная мозаика моей семьи"
Творческий проект, реализованный в ДОУ со старшими дошкольниками общеразвивающей группы....
Положение о проведении внутрисадовского творческого конкурса " Новогодняя игрушка моей семьи"
Положение о проведении внутрисадовского творческого конкурса " Новогодняя игрушка моей семьи"...
Творческий проект в старшей группе "История моей семьи".
Проект "История моей семьи"...