Мини-музей Глиняные изделия
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи: закреплять знания детей о народных промыслах. Приобщать к истокам русского народного творчества. Развивать познавательную активность, внимание, усидчивость, моторную и образную память. Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мини-музей глиняных изделий»
Цель: Формировать у детей эмоционально – ценностное отношения к родной культуре.
Задачи:
Образовательные задачи: закреплять знания детей о народных промыслах.
Развивающие задачи: приобщать к истокам русского народного творчества. Развивать познавательную активность, внимание, усидчивость, моторную и образную память.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю.
Материалы и оборудование: клубок ниток, глина, вода, влажные салфетки, кисти, гуашь, выставка глиняных игрушек, трафареты дымковских игрушек, магнитофон
Ход:
В: Сегодня мы с вами посетим «Мини-музей глиняных изделий» и поможет нам волшебный клубок. Мы все вместе должны произнести волшебные слова:
Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши к музею в гости приведи!
После произнесенных слов дети под музыку заходят в группу.
В: - Ребята, кто знает, а что такое музей? (Музей –это место, где собирают, показывают и хранят коллекции (картины, разные предметы старины)
- Как вы думаете, люди каких профессий работают в музее? (их достаточно много-это и экскурсоводы, и реставраторы, это художники и историки).
- Какие правила поведения должны мы соблюдать во время экскурсии? (Запрещается использовать напитки и еду, громко разговаривать, бегать, трогать музейные экспонаты руками).
Рассматривание альбома «Правила поведения в музее». (В музее громко не разговаривают, экспонаты руками не трогают, не бегают, слушают, смотрят и запоминают…)
В: А как Вы думаете, почему наш музей называется мини?
Предположительные ответы детей
(Маленький, находится в группе детского сада…)
В: Вы правы мини – это значит небольшой размер, миниатюрность. И сегодня в нашем «Мини-музей глиняных изделий» экскурсоводом буду я.
Предлагаю всем подойти к экспозиции музея и посмотреть какие игрушки можно сделать из глины; но для этого необходимо произнести снова волшебные слова:
Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши к игрушкам в гости приведи!
В. обращает внимание на глиняные игрушки и интересуется:
- Что это за игрушки?
- Из чего они сделаны?
- Каким свойством обладает глина?
- Кто мастерит глиняные игрушки?
Ответы детей
В. ребята, а вы познакомиться поближе познакомиться с материалом, из которого сделаны все эти игрушки? Тогда предлагаю опять обратиться к нашему волшебному клубочку:
Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши в мастерскую приведи!
Дети проходят в мастерскую (познавательно-исследовательский центр), одевают фартуки и рассматривают глину.
Эксперимент с водой и глиной…определяют ее свойства.
После экспериментирования воспитатель предлагает детям воспользоваться одноразовыми влажными салфетками для обработки рук и снова приглашает в мини-музей прокатившись по ручейку. Подвижная игра «Ручеек».
Ход игры: Дети встают парами и поднятыми руками обрадуют домик. Тот, кто остался без пары или последняя пара будут водящими. Когда зазвучит мелодия ручейка водящий/водящие заходят внутрь ручейка и по ходу движения выбирают себе пару и встают в конце, образуя домик. Оставшийся без пары становится новым водящим и идет в начало ручейка, игра не останавливается. Игра заканчивается с выключением мелодии. Водящий идет в полуприсяде, наклоняется немного туловищем вперед, чтобы пройти под домиками, не спешит. Выбирает пару за руку. Пары образуют пространство между собой, чтобы ребенку было место для прохода.
Ручеек подходит к экспозиции «Дымковская игрушка». Экскурсовод обращает внимание детей на разнообразие дымковских игрушек, на художественное оформление игрушек
Рассматривают и обсуждают:
- Как называются игрушки?
- Чем отличаются данные игрушки от других глиняных игрушек?
- Какие элементы используют мастера для игрушки?
- Почему у этих игрушек название дымковская игрушка?
Воспитатель обобщает ответы:
Игрушки делают в Дымковской слободе под городом Вятка. Каждая игрушка уникальна и единственна. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
Дымковские игрушки не спутаешь ни с какими другими глиняными игрушками. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.
В: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
В: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
В: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
В: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
В: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках – (кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
В: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
В: Наиболее, распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Физкультминутка
Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские (Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские. (Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки, (Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком (Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (Поклон)
В. А вы хотели бы попробовать стать мастерами дымковской росписи?
С помощью волшебного клубочка, я приглашаю Вас в художественную мастерскую, где Вы по желанию можете самостоятельно расписать барана или индюшку, петуха, оленя и, конечно же барыню…
Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши в мастерскую нас приведи!
В: Вот что у нас получилось!
– Какие замечательные работы получились у всех!
– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?
Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей – наших родителей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».
Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. А увидеть изделия из глины раскрашенные дымковскими мастерицами нам помог наш мини-музей глиняных изделий.
В конце занятия устраивается выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей группы "Глиняная посуда"
Оформление и назанчение мини-музея в группе ДОО...
Мини-музей "Ярмарка деревянных изделий"
Создание мини-музея "Ярмарка деревянных изделий" силами педагогов, родителей и детей старшей группы...
Мини- музей "Глиняная сказка"
Книжки-картинки для музея...
Мини-музей "Изделия из глины" в подготовительной группе детского сада
Указаны профиль, цель, задачи, наполнение мини-музея. Представлен фотоматериал....
Творческая мастерская по росписи детьми подготовительных групп глиняных изделий
С давних времён люди пользовались деревянной посудой, плели корзины из прутьев, но вся эта бытовая утварь была не удобна и не долговечна. Пока человек не изобрёл керамическую посуду. Гончарство соверш...
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий»
Содержание образовательной деятельности знакомит детей с предметами, изнотовленными из глины....
Мини-музей "Изделия из глины"
Цель мини - музея: знакомство дошкольников с историей появления посуды в жизни человека, формирование познавательного интереса к предметному миру...
- Мне нравится (1)