Игры с детьми с РАС
план-конспект занятия
Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Своевременно начатая и правильно организованная коррекционная работа позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Важно понимать, что основной задачей в организации дошкольного обучения и воспитания ребенка с РАС является не приспособление к существующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_autichnymi_detmi.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Как играть с аутичными детьми
Работая с аутичными детьми, необходимо учитывать, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется идти с вами на контакт, а тем более не захочет вступать в групповую и индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Следует помнить, что играть ребенок будет только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему ученику.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры следует проводить после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Подвижные игры
«Рукавички»
Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
«Охота на тигров»
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10.В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
«Солнечный зайчик»
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел солнечный зайчик. Найди, где он находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
Виды сенсорных игр
Игры с красками
«Цветная вода»
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.
«Смешиваем краски»
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего — фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игры с водой
«Переливание воды»
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
«Открывай! – Закрывай!»
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения, называть вас по имени), открывай!" Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
«Озеро»
Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки — маленькие утята. "Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.
Игры с мыльными пузырями
«Мыльные пузыри»
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) коктейльную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
«Пенный замок»
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.
Игры со свечами
Приготовьте набор свечей — обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.
«Подуем на огонек»
Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
Игры с крупами
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
«Прячем ручки»
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
«Пересыпаем крупу»
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
«Разложи по тарелочкам»
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
- Мнем и отщипываем.
- Надавливаем и размазываем.
- Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
- Режем на кусочки.
- Пластилиновые картинки
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками и т.д.
Игры со звуками
«Послушаем звуки»
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
«Постучим, погремим»
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
«Свистульки»
Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.
Игры с ватой
«Снег идет»
Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hнаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.
«Снежки»
Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.
предложить ребенку положительное завершение, можно организовать игру «Теремок»; ребенку можно предложить взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывается в коробке, педагог стучит в стенку со словами; «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирается наружу, его встречают приветствием: «Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять». Также в коробке нужно сделать небольшое окошко, куда будет заглядывать то педагог, то мишка, либо ребенок выставлять наружу руку, как бы предлагая ее поймать.
Если малыш закрывается в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются!» В тот же миг педагог подхватывает: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем — двери закрываются! Поехали. Приехали — двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет» и т.д.
Совместное рисование
Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Использование специальных приемов в ходе совместного рисования
Использование наклеек
«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».
«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».
«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр...
Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.
Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...
Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...
Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп
Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...
Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.
Консультации для родителей дошкольников - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....