Игровое оборудование для развития сенсорного восприятия у дошкольников
статья

Ушакова Елена Вячеславовна

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций. В учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребёнка, основная задача которых: ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что обеспечивает накопление представлений о форме, цвете, величине предметов. Развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для развития познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrushki_dlya_razvitiya_sensornogo_vospriyatiya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое оборудование для развития сенсорного восприятия у дошкольников

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций. В учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребёнка, основная задача которых: ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что обеспечивает накопление представлений о форме, цвете, величине предметов. Развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для развития познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи).

        В нашей группе создан уголок сенсорного развития. В нём имеются игры, приобретённые в магазинах. Это разные виды сортеров, пирамидки, матрёшки, крупные мозаики, шнуровки, вкладыши.

        Мы не остановились на этом. Поскольку вся наша работа осуществляется в тесном контакте с родителями, мы решили совместно с ними пополнить уголок играми, сделанными своими руками и нестандартным оборудованием.  Провели семинар-практикум, на котором объяснили родителям, что такое сенсорное воспитание, предложили некоторые игры, которые помогли взрослым понять, каким образом у их детей развивается восприятие цвета, формы, тактильное восприятие, мелкая моторика рук.

        Предложили родителям самим создать игры для своих детей по сенсорному развитию.

        Родители активно включились в эту работу. И вскоре наш уголок пополнился новыми играми:

  • Игры на развитие осязания (тактильного восприятия).

«Чудесный мешочек», «Удивительные мешочки» (мешочки с разным наполнением: крупы, бусины, макароны, пуговицы и т.д.),  игры с разнообразным природным материалом, «Тактильные дорожки», дорожки из разных материалов, которые отличаются структурой поверхности (твердые, мягкие, пушистые, шершавые, гладкие, деревянные, резиновые, пластмассовые).

  • Игры на развитие восприятия цвета:

Игры с прищепками, «Разноцветные резинки», «Разбери по цветам», «Найди пару для птички».

  • Игры на развитие тактильного восприятия и мелкой моторики:

Игры с молниями, кнопками, пуговицами, формирующие мелкую моторику, навыки самообслуживания; бизиборд, развивающий мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, воображение и память.

Но и на этом мы решили не останавливаться. Особое место в нашей группе и сердцах воспитанников занимает уголок для игр с водой. Игры с водой очень полезны для детей. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами. Во время игры нужно следить, чтобы вода не была слишком холодной: плескаясь в ней  долго можно переохладиться. Летом организуем игры с водой на участке под деревьями, на веранде. Главное никогда не забывать основное правило игр с водой: оставлять детей без присмотра нельзя ни на минуту! Вода – такая замечательная штука, с которой можно буквально на ходу изобретать бесконечное множество простых игр и забав. Многие такие игры ребятишки прекрасно выдумывают сами. А для малышей и их родителей мы составляли сборник игр.

Кораблики. Игра в кораблики – это не просто забава. Это еще и способ развития воображения и творческого мышления! Ведь роль кораблика может играть множество предметов, совсем на кораблик не похожих. Это всевозможные пластиковые коробочки, баночки, половинки мыльницы, формочки для песка, пробки, крышки, кусочки губки и пенопласта, лепестки, листья деревьев, щепки… Одним словом все, что может держаться на поверхности воды. И «пассажирами» может быть все, что угодно: мелкие игрушки, пуговицы, бусины, фасолины, ракушки, пластиковые крышечки...

Сортируем. Играя в «кораблекрушение», можно поразвивать мышление малышей, предложив им рассортировать вылавливаемые предметы. Сначала пусть просто раскладывают камешки-сокровища в одну пластиковую коробочку-кораблик, а, скажем, ракушки или мелкие игрушки в другую. Позже можно усложнить, вид сортировки: по цвету, по размеру и т.п.

Имеет ли вода форму? Играя с водой, дети смогут узнать много нового о ее свойствах. Например то, что она может принимать любую форму в зависимости от формы сосуда. Для этого просто дайте им возможность попереливать водичку из емкости в емкость. Выдайте маленьким экспериментаторам пластиковые стаканчики, мисочки, бутылки разных форм, флаконы от шампуня и т.п. Сначала комментируйте свои действия: «Вот налили воду в стаканчик – и она приняла форму стаканчика. А потом перелили эту же воду во флакончик в виде утенка – и она стала «утенком»!» А дальше пусть они сами пробуют и разбираются.

А также много других игр. Дети всегда находят себе занятие в нашем уголке сенсорного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи чере...

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...

Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»

МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...

КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития элементарных математических представлений дошкольников».

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.Задачи: ·...

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для ...

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в простра...

«ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в простра...