Проект "Нам жизнь дана на добрые дела»
проект (средняя группа)

Степыкина Светлана Ивановна

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Проект по духовно-нравственному воспитанию

Тема: Нам жизнь дана на добрые дела»

(Средняя группа)

Подготовила: воспитатель Степыкина С.И

Смоленск 2023

Доброе дело питает и разум, и тело.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрый взгляд  лекарство.

Добрый человек здоровее злого.

Участники проекта: дети средней группы №11, педагоги, родители.

Вид проекта: творческий, социально-личностный, общественно-полезный

Срок реализации: 1 неделя

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

• формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

• воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

• развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

• поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

• развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

• сохранение и укрепление здоровья детей.

Ожидаемые результаты: демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.

Теоретические основы проекта:

Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Нравственное здоровье  это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Основные критерии нравственной воспитанности:

  • положительная моральная направленность личности;
  • уровень нравственного сознания личности;
  • глубина моральных суждений воспитанников;
  • уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально - нравственных обязанностей.

Актуальность проекта:

Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, при взаимодействии ребёнка с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыслении. Дошкольника необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение и отучить от порицаемых обществом поступков.

Несомненно, произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран монитора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого  эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

На подготовительном этапе работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей воспитанников. Проведена диагностика, разработан план мероприятий по работе с детьми и родителями воспитанников.

Диагностика показателей духовно-нравственного здоровья дошкольников осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в ситуации «выбора помощника» (проявление нравственных мотивов поведения).

Задачи начального этапа:

  • выяснение особенностей имеющихся у детей представлений о нравственных нормах в ходе различных форм взаимодействия;
  • установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет. 

Исходя из выше изложенного, на начальном (констатирующем) этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) см. приложение 1.

Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в экспериментальной ситуации нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов. См. приложение 2

2 этап  основной

Предварительная работа.

С детьми:

  1. С целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) см. приложение 1.
  2. Экспериментальная ситуация нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов. См. приложение 2
  3. Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик – семицветик», пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, пословиц и поговорок о доброте

Взаимодействие с родителями:

 размещение информации по проекту

 индивидуальные объявления, беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалов

 обогащение среды: подбор литературы

 Объявление о начале конкурса «Доброе сердце»( рисунки, поделки сердечек)

Организация развивающей среды:

- Оформление «Стены Добрых сердец» ( за каждое доброе дело в течение недели Ангел добрых дел дарит детям сердечко-наклейку (оформление выставки работ совместного творчества «Доброе сердце»)

 в книжном уголке художественная литература по проекту (русские-народные сказки о добре и зле).

Каждое утро начинать с ритуала:

  1. Групповой сбор  совместное планирование дел, обсуждение «Что доброго мы сделали вчера и можем сделать сегодня?» Внесение записей в ЭКРАН ДОБРЫХ ДЕЛ.
  2. Гимн недели  «Песенка кота Леопольда «Если добрый ты»

День улыбок и хорошего настроения

«Добро творить – себя веселить!»

Утро:

Утренняя зарядка под музыку «Барбарики. Что такое доброта?»

Групповой сбор: обсуждение темы недели, беседа по прочитанному («Цветик - семицветик» В. Катаева) , загадывание добрых желаний «Лети, лети, лепесток…»

Вечер:

- Конкурс чтецов (стихи о доброте)

Художественное творчество. Рисование акварелью «Цветик – семицветик».

1.Познаватльное развитие. НОД «Нам жизнь дана на добрые дела» Приложение 1.

 учить быть сдержанными и доброжелательными,

 формировать умение участвовать в коллективной беседе, соблюдая культуру общения

 развивать связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле

 углублять представление о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека;

 продолжить формировать представления о доброте и зле

Индивидуальная работа

- Разучивание стихотворения «Добрым быть совсем не просто» Н. Тулупова (Соня А.)

 помочь понять и запомнить новое стихотворение

 обогащать социальный опыт

 развивать интонационную выразительность речи

 наличие познавательных и социальных мотивов

 владение ребенком языком

На прогулке

Русские-народные игры «Ходит барин по хороводику, ищет барин себе девицу», «Заря- заряница», «Салки» (на выбор)

 Незапланированная проблемная ситуация «Хромой котенок» (Что могло произойти? Чем мы можем помочь?) В результате дети участвовали в коллективной беседе, кормили котенка, ласкали, говорили добрые слова.

 продолжать знакомство с русскими народными играми, правилами игры

 учить взаимодействовать в соответствии с текстом, правилами

 воспитывать доброжелательные отношения в игре

 умение ребенка работать по правилу

 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

 различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

2. Вечер: Просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога». Беседа по содержанию.

 Вызвать у детей хорошее настроение, радость общения

 Вызвать интерес к просмотра мультфильма

 в коллективной беседе прийти к пониманию содержания

 умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

 различает условную и реальную ситуацию

Чтение художественной литературы

З. Ежикова «Крот и его друзья»

 формировать представления о добрых поступках

 помочь понять смысловую нагрузку сказки

 привлечь к коллективной беседе по содержанию

 У ребенка развита любознательность, умение слушать и слышать

 сформирована культура общения (частично)  умение слышать товарища, не перебивать, участвовать в коллективной беседе

День вежливости

«Доброе слово лечит, а злое калечит»

«Ласковое слово, что солнышко в ненастье»

«Доброе слово, что дождь в засуху»

Утро:

Батл : «Кто больше назовет пословиц о добре и доброте; ласковых и добрых слов»

Вечер:

 Правила этикета  вежливые слова

- «Путешествие в страну Вежливых слов»

 Закреплять знаний правил вежливого общения.

 Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей)

Индивидуальная работа

Беседа этического содержания «Правила поведения в играх»  (Максим Р.)

 формировать культуру общения со сверстниками, представления о доброжелательности

 ребенок учится взаимодействовать со сверстниками

На прогулке

 разучить новую подвижную игру «Вежливые жмурки»

 развивать двигательную активность

 обогащать словарь вежливыми и добрыми словами

Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

 Дидактическая игра «Скажи другу доброе слово».

 Художественно-эстетическое развитие. Лепка плоскостная с элементами декора. «Доброе сердце»

Чтение художественной литературы

В. Осеева «Кто наказал его». Этическая беседа по содержанию. Проблемная ситуация: Как исправить то, что натворил?

Развивать эмпатию, чуткость, отзывчивость, внимание.

Формировать культуру общения.

День Души.

Живем душа в душу

Утро:

 «Лечим» книжки

 решение проблемных ситуаций «Если ты добрый, что ты сделаешь?»

Вечер

 игра-забава «Яблонька, наклонись, к доброму потянись, от плохого отвернись!»

1.Речевое развитие. «Чем больше в мире доброты,

Тем счастливей я и ты». Приложение 2

Беседа о красоте души человека

Объяснить конкретно, что такое душа очень трудно. Я объяснила, что это маленькое облачко, прозрачное и невидимое, поэтому потрогать душу нельзя. И она никогда не умирает, а рождается с новым человеком. Душа помогает людям поступать хорошо

 Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Индивидуальная работа

Повторить слова переклички «Легко обидеть собаку…» с Сашей Ш., Соней А., Варей С.

Учить детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста, использовать выразительные средства, характерные для произведения.

На прогулке

Игра – экскурсия по территории детского сада «Идем дорогою добра». Играем в добрых и злых героев сказок, задания, подвижные игры.

Художественное творчество. Аппликация «Большое доброе сердце» (коллективная, объемная, из колечек бумаги)

Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Чтение художественной литературы

чтение стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа», беседа по содержанию.

Развивать эмпатию, чуткость, отзывчивость, внимание.

Формировать культуру общения.

Цветное платье на плечах, а добрая мысль к сердцу

Доброе дело питают и разум и тело

Утро:

Игры нравственного содержания со шляпой добра!

Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках

Вечер:

Игра «Сделай доброе дело»

Перед вами предметы. Какое доброе дело можно сделать с этими предметами?

1. Проблема – в группе появляется грустный серый слон

1.«Розовый слон»  просмотр м/ф, слушание песенки, этическая беседа по содержанию.

Рисование «Раскрасим слоника в розовый цвет»

2.Познавательное развитие «Что бывает розового цвета?» с мультимедийной презентацией «Чудеса природы»

 определить понятие добра в процессе общения с детьми, вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребенка, включая их в мыслительный процесс думанья.

Индивидуальная работа

Уход за комнатными растениями (Вика Я., Ксюша Ф., Ваня Ф, Андрей У.).

На прогулке

Игра малой подвижности «Добро и зло»( топаем – хлопаем)

Чтение художественной литературы

Закон доброты (Е. Андреева)

День добрых дел

«За доброе дело берись смело»

«Доброе дело дороже богатства»

«Худо тому, кто добра не делает никому!

Утро:

Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки», «Друзья» (группа «Барбарики»).

Вечер:

 ухаживаем за комнатными растениями

Итоговая беседа «Жизнь дана на добрые дела»

Рисование «Добрые сердца» (тычок ватными палочками)

 Обобщить представления детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека

 учить быть сдержанными и доброжелательными,

 формировать умение участвовать в коллективной беседе, соблюдая культуру общения

 развивать связную речь.

Изготовление поделки «Подарок другу» с Сашей Ш., Викой Я.  

На прогулке

Подвижная игра с мячом «Я знаю пять имен своих друзей» (пять вежливых слов)

Акция «Подарим друг другу частичку своей души»- подарки «сердечки» со словами благодарности работникам детского сада ( нашей нянечке, медсестре, работникам прачечной, поварам)

2. Конкурс «Доброе сердце» (рисунки, поделки) – подведение итогов)

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Что такое хорошо и что такое плохо?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание на тему «Жизнь дана на добрые дела»

Развить диалогическую речь детей, побуждать к рассуждению. Учить пересказывать текст своими словами....

Методическая разработка Жизнь дана на добрые дела

Одна из важнейших задач педагога - формирование у детей уверенности в себе, в своих силах, а также позитивного отношения к окружающим, к миру.  Для нормального развития  каждый ребенок нужда...

Жизнь дана на добрые дела

Непосредственно образовательная деятельность по нравственному воспитанию...

Жизнь дана на добрые дела

Непосредственно образовательная деятельность по нравственному воспитанию...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела"

Конспект направлен на углубление представлений о доброте, как неотъемлемом качестве человека....

Жизнь дана на добрые дела

Конспект непосредственной образовательной деятельности...