Проект "Нам жизнь дана на добрые дела»
проект (средняя группа)
Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Проект по духовно-нравственному воспитанию
Тема: Нам жизнь дана на добрые дела»
(Средняя группа)
Подготовила: воспитатель Степыкина С.И
Смоленск 2023
Доброе дело питает и разум, и тело.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрый взгляд − лекарство.
Добрый человек здоровее злого.
Участники проекта: дети средней группы №11, педагоги, родители.
Вид проекта: творческий, социально-личностный, общественно-полезный
Срок реализации: 1 неделя
Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
• формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать умение оценивать поступки окружающих;
• развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;
• поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
• развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;
• сохранение и укрепление здоровья детей.
Ожидаемые результаты: демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.
Теоретические основы проекта:
Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
Нравственное здоровье − это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.
Основные критерии нравственной воспитанности:
- положительная моральная направленность личности;
- уровень нравственного сознания личности;
- глубина моральных суждений воспитанников;
- уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально - нравственных обязанностей.
Актуальность проекта:
Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, при взаимодействии ребёнка с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыслении. Дошкольника необходимо научить отличать доброе от злого, хорошее от плохого, привить социально приемлемое поведение и отучить от порицаемых обществом поступков.
Несомненно, произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран монитора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого − эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
На подготовительном этапе работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей воспитанников. Проведена диагностика, разработан план мероприятий по работе с детьми и родителями воспитанников.
Диагностика показателей духовно-нравственного здоровья дошкольников осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в ситуации «выбора помощника» (проявление нравственных мотивов поведения).
Задачи начального этапа:
- выяснение особенностей имеющихся у детей представлений о нравственных нормах в ходе различных форм взаимодействия;
- установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.
Исходя из выше изложенного, на начальном (констатирующем) этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) см. приложение 1.
Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в экспериментальной ситуации нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов. См. приложение 2
2 этап − основной
Предварительная работа.
С детьми:
- С целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) см. приложение 1.
- Экспериментальная ситуация нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», детям были предложены три ситуации с несколькими вариантами ответов. См. приложение 2
- Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик – семицветик», пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, пословиц и поговорок о доброте
Взаимодействие с родителями:
− размещение информации по проекту
− индивидуальные объявления, беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалов
− обогащение среды: подбор литературы
Объявление о начале конкурса «Доброе сердце»( рисунки, поделки сердечек)
Организация развивающей среды:
- Оформление «Стены Добрых сердец» ( за каждое доброе дело в течение недели Ангел добрых дел дарит детям сердечко-наклейку (оформление выставки работ совместного творчества «Доброе сердце»)
− в книжном уголке художественная литература по проекту (русские-народные сказки о добре и зле).
Каждое утро начинать с ритуала:
- Групповой сбор − совместное планирование дел, обсуждение «Что доброго мы сделали вчера и можем сделать сегодня?» Внесение записей в ЭКРАН ДОБРЫХ ДЕЛ.
- Гимн недели − «Песенка кота Леопольда «Если добрый ты»
День улыбок и хорошего настроения
«Добро творить – себя веселить!»
Утро:
Утренняя зарядка под музыку «Барбарики. Что такое доброта?»
Групповой сбор: обсуждение темы недели, беседа по прочитанному («Цветик - семицветик» В. Катаева) , загадывание добрых желаний «Лети, лети, лепесток…»
Вечер:
- Конкурс чтецов (стихи о доброте)
Художественное творчество. Рисование акварелью «Цветик – семицветик».
1.Познаватльное развитие. НОД «Нам жизнь дана на добрые дела» Приложение 1.
− учить быть сдержанными и доброжелательными,
− формировать умение участвовать в коллективной беседе, соблюдая культуру общения
− развивать связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле
− углублять представление о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека;
− продолжить формировать представления о доброте и зле
Индивидуальная работа
- Разучивание стихотворения «Добрым быть совсем не просто» Н. Тулупова (Соня А.)
− помочь понять и запомнить новое стихотворение
− обогащать социальный опыт
− развивать интонационную выразительность речи
− наличие познавательных и социальных мотивов
− владение ребенком языком
На прогулке
Русские-народные игры «Ходит барин по хороводику, ищет барин себе девицу», «Заря- заряница», «Салки» (на выбор)
− Незапланированная проблемная ситуация «Хромой котенок» (Что могло произойти? Чем мы можем помочь?) В результате дети участвовали в коллективной беседе, кормили котенка, ласкали, говорили добрые слова.
− продолжать знакомство с русскими народными играми, правилами игры
− учить взаимодействовать в соответствии с текстом, правилами
− воспитывать доброжелательные отношения в игре
− умение ребенка работать по правилу
− активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
− различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
2. Вечер: Просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога». Беседа по содержанию.
− Вызвать у детей хорошее настроение, радость общения
− Вызвать интерес к просмотра мультфильма
− в коллективной беседе прийти к пониманию содержания
− умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.
− различает условную и реальную ситуацию
Чтение художественной литературы
З. Ежикова «Крот и его друзья»
− формировать представления о добрых поступках
− помочь понять смысловую нагрузку сказки
− привлечь к коллективной беседе по содержанию
− У ребенка развита любознательность, умение слушать и слышать
− сформирована культура общения (частично) − умение слышать товарища, не перебивать, участвовать в коллективной беседе
День вежливости
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
«Доброе слово, что дождь в засуху»
Утро:
Батл : «Кто больше назовет пословиц о добре и доброте; ласковых и добрых слов»
Вечер:
− Правила этикета − вежливые слова
- «Путешествие в страну Вежливых слов»
− Закреплять знаний правил вежливого общения.
− Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей)
Индивидуальная работа
Беседа этического содержания «Правила поведения в играх» (Максим Р.)
− формировать культуру общения со сверстниками, представления о доброжелательности
− ребенок учится взаимодействовать со сверстниками
На прогулке
− разучить новую подвижную игру «Вежливые жмурки»
− развивать двигательную активность
− обогащать словарь вежливыми и добрыми словами
Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
− Дидактическая игра «Скажи другу доброе слово».
− Художественно-эстетическое развитие. Лепка плоскостная с элементами декора. «Доброе сердце»
Чтение художественной литературы
В. Осеева «Кто наказал его». Этическая беседа по содержанию. Проблемная ситуация: Как исправить то, что натворил?
Развивать эмпатию, чуткость, отзывчивость, внимание.
Формировать культуру общения.
День Души.
Живем душа в душу
Утро:
− «Лечим» книжки
− решение проблемных ситуаций «Если ты добрый, что ты сделаешь?»
Вечер
− игра-забава «Яблонька, наклонись, к доброму потянись, от плохого отвернись!»
1.Речевое развитие. «Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты». Приложение 2
Беседа о красоте души человека
Объяснить конкретно, что такое душа очень трудно. Я объяснила, что это маленькое облачко, прозрачное и невидимое, поэтому потрогать душу нельзя. И она никогда не умирает, а рождается с новым человеком. Душа помогает людям поступать хорошо
− Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Индивидуальная работа
Повторить слова переклички «Легко обидеть собаку…» с Сашей Ш., Соней А., Варей С.
Учить детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста, использовать выразительные средства, характерные для произведения.
На прогулке
Игра – экскурсия по территории детского сада «Идем дорогою добра». Играем в добрых и злых героев сказок, задания, подвижные игры.
Художественное творчество. Аппликация «Большое доброе сердце» (коллективная, объемная, из колечек бумаги)
Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Чтение художественной литературы
чтение стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа», беседа по содержанию.
Развивать эмпатию, чуткость, отзывчивость, внимание.
Формировать культуру общения.
Цветное платье на плечах, а добрая мысль к сердцу
Доброе дело питают и разум и тело
Утро:
Игры нравственного содержания со шляпой добра!
Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках
Вечер:
Игра «Сделай доброе дело»
Перед вами предметы. Какое доброе дело можно сделать с этими предметами?
1. Проблема – в группе появляется грустный серый слон
1.«Розовый слон» − просмотр м/ф, слушание песенки, этическая беседа по содержанию.
Рисование «Раскрасим слоника в розовый цвет»
2.Познавательное развитие «Что бывает розового цвета?» с мультимедийной презентацией «Чудеса природы»
− определить понятие добра в процессе общения с детьми, вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребенка, включая их в мыслительный процесс думанья.
Индивидуальная работа
Уход за комнатными растениями (Вика Я., Ксюша Ф., Ваня Ф, Андрей У.).
На прогулке
Игра малой подвижности «Добро и зло»( топаем – хлопаем)
Чтение художественной литературы
Закон доброты (Е. Андреева)
День добрых дел
«За доброе дело берись смело»
«Доброе дело дороже богатства»
«Худо тому, кто добра не делает никому!
Утро:
Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки», «Друзья» (группа «Барбарики»).
Вечер:
− ухаживаем за комнатными растениями
Итоговая беседа «Жизнь дана на добрые дела»
Рисование «Добрые сердца» (тычок ватными палочками)
− Обобщить представления детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека
− учить быть сдержанными и доброжелательными,
− формировать умение участвовать в коллективной беседе, соблюдая культуру общения
− развивать связную речь.
Изготовление поделки «Подарок другу» с Сашей Ш., Викой Я.
На прогулке
Подвижная игра с мячом «Я знаю пять имен своих друзей» (пять вежливых слов)
Акция «Подарим друг другу частичку своей души»- подарки «сердечки» со словами благодарности работникам детского сада ( нашей нянечке, медсестре, работникам прачечной, поварам)
2. Конкурс «Доброе сердце» (рисунки, поделки) – подведение итогов)
Чтение художественной литературы
С. Михалков «Что такое хорошо и что такое плохо?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание на тему «Жизнь дана на добрые дела»
Развить диалогическую речь детей, побуждать к рассуждению. Учить пересказывать текст своими словами....
Методическая разработка Жизнь дана на добрые дела
Одна из важнейших задач педагога - формирование у детей уверенности в себе, в своих силах, а также позитивного отношения к окружающим, к миру. Для нормального развития каждый ребенок нужда...
Жизнь дана на добрые дела
Непосредственно образовательная деятельность по нравственному воспитанию...
Жизнь дана на добрые дела
Непосредственно образовательная деятельность по нравственному воспитанию...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела"
Конспект направлен на углубление представлений о доброте, как неотъемлемом качестве человека....
Жизнь дана на добрые дела
Конспект непосредственной образовательной деятельности...
презентация "Жизнь дана на добрые дела". Акция "Мир добра и толерантности"
акция "Мир добра и толерантности"...