Картотека театрализованных игр инсценировок для детей дошкольного возраста
картотека

Анна Викторовна Трайковская

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-инсценировка сказки «Под грибом»

Цель: развитие коммуникативных умений, психологическая адаптация детей в коллективе.

Задачи:

• Учить слушать сказку, участвовать в инсценировках, выполнять движения в соответствии с текстом.

• Формировать у детей умение входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями, подражать голосам животных-персонажей.

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, навыки общения.

• Развитие творческих способностей, психических функций, воображения, фантазии, активизация словаря.

Оборудование:

Искусственные елочки, записи с пением птиц, шумом дождя, музыкальное оформление, шапочки животных (муравья, бабочки, комара, мышки, воробья, зайца, лисы, зонтик-гриб).

Предварительная подготовка:

Индивидуальные игры-драматизации (обыгрывание стихов, потешет; физминутки, пальчиковые игры, чтение сказки, просмотр сказки, прослушивание аудиозаписи, беседа по содержанию, пересказ сказки, игры-имитации образов животных, звукоподражание, распределение ролей согласно желанию детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети с воспитателем под музыкальное сопровождение «В гостях у сказки» заходят в группу, встают в кружок. Запели птички.

В-ль: - Ребята, послушайте внимательно и посмотрите вокруг, и скажите: Куда это мы с вами попали? (В лес).

- Правильно, в лес. Скажите, какие животные живут в лесу? (Лиса, волк, медведь, заяц и т. д.)

- А давайте покажем, как прыгают зайки, как ходят и рычат медведи, как прыгают и кричат лягушки, как ходит лисонька и т. д. (дети имитируют движения животных, подражают их голосам).

- Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года. (Осень). Назовите признаки осени. (Желтеют и падают листья, стало холодно, птички улетают на юг, идут дожди).

- Правильно. Давайте с вами представим, что в лесу начался дождик, что будут делать животные? (Прятаться).

- Давайте с вами превратимся в животных и поиграем в сказку «Под грибом».

Покружились, покружились, детки в зверюшек превратились.

(В-ль одевает шапочки животных детям и рассаживает их на стульчиках).

  1. Основная часть.

В-ль: Начинаем нашу сказку. (Показ сказки «Под грибом»).

- Как-то раз застал в лесу муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом, дождь пережидает. А дождь идет все сильнее и сильнее. Ползет к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка:

-Муравей, муравей, пусти меня грибок! Промокла я - лететь не могу!

Муравей:

- Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка:

- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

В-ль: Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь еще сильнее идет… Летит Комарик. Увидел грибок, подлетел к нему и спрашивает:

Комарик:

- Пустите меня под грибок дождик переждать.

Бабочка:- Тут нет места.

Комарик:- Я много места не займу!

В-ль: Пустили Комарика под грибок. Бежит мимо мышка.

Мышка:

- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьем течет.

Бабочка:

- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка:

- Потеснитесь немножко!

В-ль: Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь все льет и не перестает… Мимо гриба Воробей скачет и плачет.

Воробей:

- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Все:- Тут места нет.

Воробей:

- Подвиньтесь, пожалуйста!

В-ль: Подвинулись – нашлось место Воробью. А тут на полянку Заяц выскочил, увидел гриб.

Заяц:

- Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится!

Бабочка:

- Жалко зайца. Давайте еще потеснимся.

В-ль: Только спрятали Зайца – Лиса прибежала.

Лиса:

- Зайца не видели?

Все:- Не видели!

В-ль: Подошла Лиса поближе, понюхала.

Лиса:

- Не тут ли он спрятался?

Бабочка:

- Где ему тут спрятаться?

В-ль: Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошел – солнышко выглянуло. На небе появилась радуга. Весело защебетали птички. Вылезли все из-под гриба – радуются, прыгают. И тут все остановились, замерли и посмотрели на грибок.

Бабочка:

- Как же так? Раньше нам с муравьем под грибом тесно было, а теперь всем шестерым место нашлось.

Лягушка:

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх, вы! Гриб-то…

В-ль: Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и шестерым место нашлось.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

Артисты были хороши, похлопаем друг другу малыши!

3. Заключительная часть.

- Дети, понравилось вам занятие? А сказка? Как называлась наша сказка? (Под грибом).

Поощрение детей: вручение сладких призов.

Под музыкальное сопровождение дети с воспитателем выходят их группы.

КОНСПЕКТЫ ИГР - ЗАНЯТИЙ ПО         ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАНЯТИЕ 1.  ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ.

ЦЕЛЬ:  

  1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.
  2. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Первое посещение и знакомство детьми с театральным залом.

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель приглашает детей в театральный зал. Вместе с ними рассматривает его, обращая внимание на сцену, ширму для кукольного театра, игрушки. Рассаживает детей полукругом и проводит игру «Давайте познакомимся». Воспитатель просит каждого ребёнка, по очереди, назвать своё имя, подчёркивая, что все имена красивые и разные. Затем предлагает детям встать в круг и бросая каждому мяч, пытается вспомнить его имя. Если воспитатель ошибается, ребёнок называет своё имя вновь. Игра повторяется несколько раз, но роль водящего выполняет кто-то из детей (по желанию).

ЗАНЯТИЕ 2.  ДЛЯ ДЕДА, ДЛЯ БАБЫ КУРОЧКА РЯБА ЯИЧКО СНЕСЛА ЗОЛОТОЕ

ЦЕЛЬ:

  1. Формирование умения внимательно слушать, не перебивая.
  2. Учить логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  3. Способствовать развитию активного и пассивного словаря

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», или её прослушивание в аудиозаписи.
  1. Беседа по содержанию сказки.
  2. Весёлый танец с детьми по теме сказки.

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель выразительно рассказывает детям русскую народную сказку «Курочка Ряба».

Вопросы к детям:

Почему плакали дед и баба?

Как курочка успокаивала дедушку и бабушку? (Дети вместе с воспитателем выразительно проговаривают слова: «Не плач дед, не плач баба…»)

Какое настроение стало у дедушки и бабушки? (Воспитатель просит детей показать весёлых дедушку и бабушку)

Затем включается весёлая музыка, и дети вместе с педагогом весело танцуют.

ЗАНЯТИЕ 3.  МЫ НЕ ПРОСТО РЕБЯТКИ, А РЕБЯТКИ ЦЫПЛЯТКИ

          ЦЕЛЬ:

  1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
  2. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
  3. Формировать умение передавать эмоциональное состояние героев.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пересказ сказки с использованием перчаточного театра.
  2. Подвижная игра «Курочка и цыплята»

         ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель вносит на занятие кукол (перчаточный театр): деда, бабу, курочку и мышку. Просит детей догадаться. Герои какой сказки пришли к ним в гости. Затем, с помощью воспитателя, дети рассказывают сказку « Курочка Ряба» (от имени персонажей-кукол). Для того чтобы были охвачены все дети, сказку пересказывают 2-3 раза, причём последний раз роль курочки исполняет сам воспитатель. По окончании он говорит, что его курочка загрустила потому, что потеряла цыпляток. Он спрашивает детей, хотят ли они стать её цыплятками. Проводится подвижная игра- имитация:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите!

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

ЗАНЯТИЕ 4. КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

ЦЕЛЬ:

  1. Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
  2. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
  3. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Подвижная игра «Курочка и цыплята».
  2. Разыгрывание сказки «Курочка Ряба».

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель вносит шапочку, изображающую курочку. Предлагает поиграть в игру «Курочка и цыплята». Причём роль курочки выполняет первый раз воспитатель, а затем какой-либо ребёнок (по желанию).

Затем воспитатель просит детей вспомнить, из какой сказки пришла в гости курочка. После этого предлагает выбрать себе, по желанию, роли героев сказки, помогает надеть элементы костюмов (дедушке – шляпу, бабушке – платок, мышке – шапочку с ушами).

Проводится игра-драматизация (2-3 раза). Воспитатель поощряет детей за более точное использование выразительных средств (голоса, движения и мимики).

ЗАНЯТИЕ 5. ЗАБЫЛА ДЕВОЧА КОТЁНКА ПОКОРМИТЬ, НЕ МОГ ОН ВСПОМНИТЬ, КАК ПОКУШАТЬ ПОПРОСИТЬ

ЦЕЛЬ:

  1. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызывать положительный эмоциональный настрой.
  2. Учить детей выразительности движений.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Рассказывание сказки «Почему плакал котёнок?»
  2. Беседа по содержанию сказки.
  3. Подвижная игра «Котята».

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель говорит детям о том, что хочет рассказать историю об одном котёнке. Затем рассказывает её, сопровождая свой рассказ показам настольного театра (девочка с куклой на руках, котёнок, гусь, свинья, коза, корова, кот):

«Однажды утром маленькая девочка посадила свою куклу в коляску и решила погулять с ней. Но, уходя, девочка забыла покормить котёнка, а ему так хотелось молочка. Он остался один и горько заплакал. В это время появился гусь и начал спрашивать котёнка, почему тот плачет. Котёнок ответил, что он голодный и позабыл, как надо просить молочка. Гусь на это сказал, что это проще простого. Надо прокричать: «Га-га-га!», и тогда сразу дадут молочка: гусь всегда так просит, когда голоден. Котёнок сказал, что котята просят по-другому, не так, как гуси. Тот же самый разговор происходит у котёнка с остальными героями (свиньёй, козой, коровой). Каждый по-своему объясняет, как надо просить кушать. В конце сказки появляется кот и говорит котёнку, что следует говорить: «Мяу-мяу». Котёнок благодарит кота и начинает мяукать. После этого появилась девочка, которая очень обрадовалась, что нашла своего забытого любимца, и дала ему молока. Когда котёнок попил молока, он стал очень довольным и весёлым».

Вопросы к детям:

Почему заплакал котёнок?

Кто учил котёнка, как надо просить кушать?

Кто помог котенку вспомнить, как надо просить молока?

Воспитатель просит детей показать весёлого котёнка. Затем предлагает ребятам превратится в котят и проводит игру-имитацию «Котята»:

Где котятки, отзовитесь? Маме кошке покажитесь!

Прибежали малыши, так пушисты, хороши!

Ну-ка милые котятки, покажите ваши лапки,

Как ступают славно, тихо, очень плавно.

Я люблю своих котяток, я люблю своих ребяток.

Всех накормит мама, скажите только: «Мяу!»

Игра повторяется, по желанию, несколько раз. По окончании воспитатель поощряет детей за более точные имитационные движения.

ЗАНЯТИЕ 6. КАЖДОМУ ХОЧЕТСЯ КОТЁНКУ ПОМОЧЬ

ЦЕЛЬ:

  1. Учить узнавать героя по характерным признакам.
  2. Формировать умение детей передавать образы героев сказки.
  3. Формировать дружеские взаимоотношения.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Рассказывание сказки «Почему плакал котёнок» вместе с детьми.
  2. Упражнение «Изобрази героя»
  3. Весёлый танец.

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель вносит  на занятие игрушку (котёнка) и просит детей догадаться, из какой сказки пришел к ним гость. После этого воспитатель предлагает детям вместе с ним рассказать сказку. По ходу сказки воспитатель последовательно достаёт игрушечных персонажей, побуждая детей вспомнить, кто как кричит. По окончании обращает внимание на то, что в гости к детям пришли все герои сказки, и предлагает ребятам превратится (по желанию) в каждого из них (гусь, свинья, козочка, коровка, котик). Далее воспитатель рассказывает о каждом герое, передавая характерные его особенности. Дети изображают зверей в движениях и голосом (кто как кричит). Затем включается быстрая музыка, и дети, по заказу воспитателя, танцуют весёлый танец.

ЗАНЯТИЕ 7. ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА

ЦЕЛЬ:

  1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
  2. Формировать умение передавать эмоциональное состояние героев.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1.  Отгадывание загадок.
  2. Пересказ сказки «Почему плакал котёнок».

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель вносит на занятие шкатулку, в которой лежат игрушки – герои сказки «Почему плакал котёнок» (котёнок, гусь, свинья, корова, коза, кот), и сообщает детям, что шкатулка волшебная и откроется только тогда, когда ребята отгадают загадки:

  1. Мохнатенький, усатенький, молочко пьёт, песенки поёт. (Котёнок)
  2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
  3. Пяточком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. (Свинья)
  4. У кого рога длиннее хвоста? (Коза)
  5. Стоит копна посреди двора. Спереди вилы, сзади - метла. (Корова)

На каждую отгадку воспитатель достаёт из шкатулки соответствующую игрушку. Затем просит вспомнить, в какой сказке живут эти герои. Далее по просьбе воспитателя, дети сами, по очереди, рассказывают сказку (начинает воспитатель). Передавать последовательность сказки детям помогают игрушки, на которые в ходе пересказа указывает воспитатель. Чтобы охватить всех детей, пересказ проводят дважды. По окончании воспитатель поощряет детей за интересно рассказанную сказку.

 

ЗАНЯТИЕ 8. КОТЁНОК НАЕЛСЯ МОЛОКА, СТАЛ ВЕСЁЛЫМ И ДОВОЛЬНЫМ ОН ТОГДА

ЦЕЛЬ:

  1. Развивать умение драматизировать сказку.
  2. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Подвижная игра «Гуси».
  2. Драматизация сказки «Почему плакал котёнок».

Воспитатель вносит картинку с изображением гуся, она на ленте для того, чтобы надеть на ребёнка (варианты могут быть разные: шапочка, значок и так далее), и предлагает поиграть в игру «Гуси»:

Воспитатель: Гуси, гуси!

Дети: Га-га-га!

Воспитатель: Есть хотите?

Дети: Да-да-да!

Воспитатель: Идите ко мне!

Дети изображая гусей, бегут к воспитателю, «клюют зёрнышки», «пьют водичку», гогочут.

Воспитатель: Кыш! Ну, бегите в поле!

Дети возвращаются на место. Игра проводится 2-3 раза (по желанию детей).

Далее педагог показывает остальные картинки на ленточках (котёнка, свинью, козу, корову) и спрашивает, из какой сказки эти герои. После этого дети (по желанию) выбирают картинки тех персонажей, которых они хотят изобразить, и надевают их. Проводится игра драматизация сказки «Почему плакал котёнок» (2 раза). Воспитатель поощряет детей  за исполнительские умения.

ЗАНЯТИЕ 9. ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ

ЦЕЛЬ:

  1. Воспитание умения выслушивать сказку до конца.
  2. Учить согласовывать свои действия.
  3. Развивать речевую активность детей.

СОДНРЖАНИЕ:

  1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка».
  2. Слушанье сказки «Репка» в аудиозаписи.
  3. Имитационные упражнения.

ПОЯСНЕИЕ: Воспитатель показывает детям иллюстрации к русской народной сказке «Репка» и просит догадаться, из какой сказки эти картинки. Затем спрашивает, как ребята догадались об этом. предлагает послушать сказку «Репка» (сказка звучит в аудиозаписи). После этого воспитатель предлагает детям показать, как тянули репку герои сказки, сопровождая словами: «Тянут-потянут, тянут-потянут – вытянуть не могут» (2-3 раза). Далее просит показать, какая была репка, также сопровождая словами: «Репка была большая-пребольшая». После этого воспитатель просит детей помочь рассказать о том, кто тянул репку. Причём начинает сам, намеренно делая паузу для того, чтобы дети продолжили: «Мышка за…» и так далее.

Затем педагог и дети ещё раз рассматривают иллюстрации.

ЗАНЯТИЕ 10. ДРУЖНО, ВЕСЕЛО, С ОХОТОЙ БЫСТРО СПРАВИМСЯ С РАБОТОЙ

ЦЕЛЬ:

  1. Развивать умение детей выразительно изображать героев.
  2. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Игра «Изобрази героев».
  2. Драматизация сказки «Репка».

ПОЯСНЕНИЕ: Воспитатель встречает детей под фонограмму к песне «Улыбка» и говорит, что под эту музыку дети танцевали на прошлом занятии все вместе весёлый танец. Просит вспомнить, в героев какой сказки они наряжались. Если они затрудняются, то можно показать любой из костюмов или атрибутов к сказке. Затем воспитатель проводит в кругу игру-имитацию «Изобрази героев», сопровождая её словами:

В сказке «Репка» дедка есть, бабушка и внучка,

Вместе с ними жили кошка, мышка, пёсик Жучка.

Дедка репку посадил, долго он её растил.

Выросла какая? Большая-пребольшая.

Воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя, показывая в конце, какая выросла репка. После этого проводится игра-имитация. Дети, по желанию, выбирают роли  и надевают костюмы. Все вместе решают, где расположить их огород. Воспитатель напоминает детям-артистам, что они будут включаться в игру по ходу сказки. Чтобы были охвачены все дети, драматизация проводится 2-3 раза.

В заключении воспитатель хвалит детей за дружную работу и предлагает вокруг репки завести хоровод.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста Мир детства , внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь...

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.  ...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Картотека театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет

В приложение собраны игры на развитие артикуляции, на выразительность мимики и жестов....

Картотека театрализованых игр с детьми старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет

В приложение собраны игры на развитие воображения и на закрепление пантомимических навыков....

Картотека "Театрализованные игры для тедей старшего дошкольного возраста"

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскол...