Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки  и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.


Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

 

Задачи:
 

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник аппликации;

  • Учить сопереживать настроению, переданному в аппликации;
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник аппликации и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  • Прививать интерес к аппликации нетрадиционными техниками;
  • Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественной  деятельности;
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города

Ростова – на – Дону  «Детский сад № 258»

План профессионального самообразования  педагога

Тема: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выполнили воспитатели группы № 4:

Кулик М.Н., Яковлева Т.Н.

2023-2024 уч.г.

Актуальность

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки  и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.


Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник аппликации;

  • Учить сопереживать настроению, переданному в аппликации;
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник аппликации и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  • Прививать интерес к аппликации нетрадиционными техниками;
  • Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественной  деятельности;
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Формы проведения:

  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • выставки рисунков и поделок;
  • беседа;
  • художественное экспериментирование;
  • рассматривание иллюстраций;

Методы проведения:

  •  словесные;
  •  наглядные;
  •  практические;
  •  игровые.

Приемы проведения:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  •  проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  •  о разнообразии техник нетрадиционной аппликации;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  •  планировать свою работу;
  •  договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  •  использовать различные техники и способы создания рисунков;
  •  аккуратно и экономно использовать материалы.

План деятельности воспитателя по теме самообразования

Время проведения

Название мероприятия

Сентябрь


- Изучение литературы: «Нетрадиционная техника аппликации в детском саду».
- Оформление и пополняемость в группе уголка  для творчества ( в течение года).
- консультация для родителей: «Что такое Нетрадиционная техника аппликации в детском саду»

Октябрь

- Познакомится с литературой в периодической печати. Темы: «Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации», «Аппликации из природного и бросового материала».
-
Художественное творчество: Аппликация из листьев «Осенняя березка»; «Зайчик».
- Беседы: «Как мы создадим интересные картины».
- Д/И «Что в моей корзинке».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Консультация для родителей «Нетрадиционные методы аппликации для детей».

- Выставка аппликативных поделок из листьев.

Ноябрь

- Изучение литературы «Аппликации из природного и бросового материала».
-
Художественное творчество: Аппликация из скорлупы кедрового ореха и пластилина «Ёжик»;
Аппликация из тыквенных семечек и пластилина «Колосок».

- Беседы:
рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой .
- Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»;
- Чтение художественной литературы по теме.
- Выставка аппликативных поделок из природного материала.
- Листки-памятки для родителей «Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка».

Декабрь

- Знакомство с материалами, накопление самих материалов.
-  Беседы: «Пушистая вата».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Загадывание загадок.
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Д/и «Кто пушистый».
- Художественное творчество: аппликации из ваты «Морозное лакомство», «Весёлый снеговик».

- Выставка аппликативных поделок из ваты.
- Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Январь


- Изучение литературы
- Консультация для родителей:
«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Беседы: «Волшебные нитки».
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов.
Чтение: художественная и познавательная литература по теме.
- Художественное творчество: аппликации: «Пушистое животное»; «Цыплёнок»
Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки».
- Выставка аппликативных поделок из ниток.

Февраль


- Познакомится с литературой в периодической печати.
- Консультация для родителей
«Техника аппликации с нетрадиционными материалами».

- Беседы: «Наши друзья продукты».
- Художественное творчество. Аппликации: «Варежка», «Витаминное яблочко».
- Рассматривание иллюстраций.
- Загадывание загадок.
- Чтение художественной литературы по теме.
-  Выставка детских работ из крупы.

Март

- Мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
«Мир макарон».
- Изучение литературы «Применение макарон в технике аппликации».
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны».
- Чтение художественной литературы.
- Загадывание загадок.
- Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны»
- Художественное творчество. Аппликации: «Золотая рыбка», «Дерево на полянке».
- Выставка детских работ из макарон.

Апрель

- Выставка для родителей пособий по нетрадиционной техники аппликации
- «Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Беседы: «Откуда взялась скорлупа?», «Новинки из мусорной корзинки».
- Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
- Загадывание загадок.
-Аппликации: «Черепашка»; «Норка для крота» Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».
Выставка детских работ.

- Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Май


- Беседа: «Сокровище морей».
- Художественное творчество. Аппликации: «Цветок», «Бабочка».
- Выставка аппликативных поделок из ракушек.
- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.









Список используемой  литературы

1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод.пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с.

5. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

6. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. :Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .

8. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

9. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

"Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с праздником Масленица....

Методическая разработка «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...