Исследовательский проект летней оздоровительной работы в средней группе «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЛЕНИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
___________________________________________________________________________
Адрес 142718 Московская область Ленинский городской округ
Р.п. Дрожжино, ул. Южная дом 11 корпус 1
Исследовательский проект летней оздоровительной работы в средней группе
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
Воспитатель средней группы:
Ившина Е.С.
2023г.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный (1 неделя июля).
Целевая группа проекта: проект адресован дошкольникам средней группы
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: как прекрасен, окружающий нас, мир природы, но дети имеют о нём небольшие познания.
Актуальность: дети эмоционально восприимчивы к миру природы, они умеют удивляться, восторгаться объектами природы, любят наблюдать и участвовать в исследовательской деятельности. Им присущи чувства сопереживания, сочувствия, они любознательны. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребёнка и проведения интересного досуга в семье; развивает семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации данного проекта; формирование представлений о жизни насекомых. Воспитывать заботливое отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.
Задачи:
- Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живому. Заложить основы экологического воспитания.
- Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать коммуникативные навыки.
Обучающие:
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, их строении, способах передвижения).
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.
Основные формы реализации проекта:
- Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений, дидактических и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела и др.);
- Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые.
- Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
- Находить сходства и различия.
- Владеть обобщающим понятием «насекомые».
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
- Оформление выставок детского творчества и совместного творчества родителей с детьми.
Подготовительный этап
- Поисковая работа по подбору иллюстративного и художественного материалов по теме: «Насекомые»
- Знакомство с литературными произведениями Т.А Шорыгина « Ты сачком их не лови»; сказками Марии Шкуриной « Сказка про бабочку», «Сказка о ленивой пчелке»; сказкой М. Пляцковского «Букашка, которая хотела стать большой».
- Разучивание стихов про насекомых «Божья коровка», «Трудолюбивая пчелка», «Насекомые над лугом», «Друзья помогли», загадывание загадок
- Прослушивание музыкальных произведений жужжания пчел и музыкального произведения Н. Римского – Корсакова «Полет шмеля»; песенка «Божья коровка» автор слов - М. Пляцковский, композитор В. Шаинский; «Танец божьих коровок». «Танец бабочек» Слова, музыка и композиция движений М. Ю. Картушиной
- мультфильмы, для просмотра по мотивам сказки В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка». Производство киностудии « Союзмультфильм» 1961г.; Обучающий мультфильм. Мудрые сказки Тётушки Совы – Уроки живой природы («Гусеница и бабочка»)
- Написание плана работы над проектом:
- Продумывание заключительного этапа проекта, итогового мероприятия.
- Предварительная работа с родителями по подготовке к итоговому мероприятию.
- Оказание помощи детям, обогащение их знаний.
- Привлечение родителей к реализации проекта
ОСНОВНОЙ ЭТАП
ИЮЛЬ
Тема 1 недели: ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ
Воспитатель: Опрятнова Е.П.
Тема дня | Беседы, чтение, заучивание стихов, считалок, потешек, рассматривание иллюстраций | Познавательно - исследовательская деятельность, наблюдения | Игровая деятельность детей | Подвижные игры |
Понедельник Такие разные насекомые Цель: Уточнять и расширять представления детей о разнообразии насекомых. Учить детей узнавать и называть известных насекомых; активировать речевое развитие; развивать двигательную активность. Результат: дети знают, что нужно беречь насекомых. | Рассматривание иллюстраций Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых. Чтение художественной литературы: Цель: познакомить детей с литературными произведениями о насекомых. | Эксперементирование. И насекомым, и людям воздух нужен для дыхания. Возьмем стакан с водой. Сделаем выдох в воду через соломинку для коктейля – и в стакане появятся пузырьки. Это воздух, которым мы дышим. Воздух ничем не пахнет. Но, если капнуть в воду капельку сока лимона или апельсина? То мы почувствуем запах фрукта. Также и насекомые чувствуют запах цветов, листьев. Вывод: все живые существа дышат воздухом. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. | Дидактическая игра «Что это за насекомое?» Цель: Учить называть насекомых по признакам. Аппликация: «Красивые бабочки» Цель: учить детей вырезать по трафарету, воспитывать аккуратность в работе. Игра Чья бабочка дальше улетит? через дыхательную гимнастику укреплять иммунитет ребенка. | Подвижная игра «Бабочки и жуки». По сигналу воспитателя « На поляну прилетели жуки!» выбегают мальчики и начинают, махая «крыльями», жужжать. По сигналу «На поляну прилетели бабочки!» выбегают девочки и неслышно «порхают» Цель: развивать двигательную активность Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» |
Вторник Полосатая пчелка Цель: Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых, формировать представление детей о том, что пчелы полезные насекомые; воспитывать бережное отношение к ним; развивать двигательную и речевую активность Результат: Дети знают о пользе пчел. | Рассматривание иллюстраций Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых Чтение художественной литературы: Чтение сказки Марии Шкуриной «Сказка о ленивой пчелке» Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле Слушание записи звуков жужжания пчел и музыкального произведения «Полет шмеля» Цель: Приучать детей внимательно слушать небольшие музыкальные произведения до конца. | Наблюдение. Влияние погоды на поведение пчелок. В дождливую, холодную и ветряную погоду пчелки прячутся в улье. В солнечную – летают с цветка на цветок, собирают нектар. Вывод: Погода влияет на поведение пчел. | Дидактическая игра «Ассоциации» Цель: Активизировать речевое развитие, логику, память Изобразительная деятельность « Разноцветные бабочки» Использование нетрадиционной техники «кляксография» Цель: развивать творческое воображение, фантазию и мелкую моторику, | Подвижная игра «Я мишка косолапый» Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» по методике расскажи руками Пчёлка трудится весь день |
Среда Модница божья коровка. Цель: Закреплять представления детей об этих насекомых; учить видеть их главные признаки, особенности их строения и окраски, питания и среды обитания; формировать знания о том, как они защищаются от врагов. Воспитывать заботливое отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле. Результат: Дети знают о большой пользе маленькой божьей коровки | Рассматривание иллюстраций Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский « Букашка, которая хотела стать большой» Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке. Беседа: «Почему божью коровку так назвали?». Издавна людей добрых и безобидных называли «божьими». Именно таким – добрым и безобидным казался человеку этот жучок. А почему же коровка? Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет жучок в случае опасности, называли «молочком». Так и получилось «божья коровка». Беседа: «Большая польза от маленькой божьей коровки» Божьи коровки и их личинки питаются исключительно тлёй и этим приносят большую пользу, истребляя этих насекомых в большом количестве. Загадка о божьей коровке Я – пятнистая букашка, Час досуга. Прослушивание песенки «Божья коровка» Цель: воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке. Танец божьих коровок. Танец бабочек. Слова, музыка и композиция движений М. Ю. Картушиной Цель: развивать музыкально – ритмичные движения | Наблюдения 1. -Зачем божьей коровке нужны черные точечки на крылышках? У неё много врагов. -И её раскраска предупреждает: будь осторожен! -При опасности жучок поджимает лапки и коленками выделяет едкую жидкость оранжевого цвета и горькую на вкус. Это тоже является защитой от врагов. -Есть у нее и другой способ защиты. Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в «обморок», притворится мертвой. 2.Божья коровка приносит пользу растениям. Она поедает тлю – вредителей растений. Вывод: божья коровка не только красивое, но и полезное насекомое. | Дидактическая игра с мячом «Кто как передвигается?» Например: прыгает -… (кузнечик); летает - … (бабочка); ползает - …(гусеница); бегает – ...(муравей) и т. д. Цель: развивать мышление, быстроту реакции. Домашнее задание: Ручной труд Божья коровка из половинки грецкого ореха. Цель: радость от совместного творчества детей и их родителей. Вот так красота! | Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» Божьей коровки папа идет. Следом за папой мама идет. За мамой следом детишки идут, Вслед за ними бредут малыши . Костюмчики с точками черненькими. Папа семью в детский садик ведет, Подвижная игра «Кто больше соберет?» На ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Летите скорее и их соберите. Цель: развивать двигательную активность и взаимодействовать со сверстниками. |
Четверг Муравей Цель: Закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе и вреде, активизировать словарь детей Результат: Дети знают о жизни муравьев | Рассматривание иллюстраций Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых. Просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка». Производство киностудии « Союзмультфильм» 1961г. В основу фильма положена сказка В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». В нем рассказывается о злоключениях хвастливого муравьишки, унесенного ветром в лес, и о том, как гусеница, кузнечик, водомер и майский жук помогли ему до захода солнца попасть домой. Цель: познакомить детей с литературными произведениями через просмотр мультфильма. | Познавательно -исследовательская деятельность Наблюдение за муравьями во время прогулки. На нашем участке – два сухих дерева. Мы с детьми внимательно обследовали эти деревья. Была хорошая, солнечная погода. Под деревьями копошились муравьи. Они ползали по дереву и прятались под корой. Внимание детей привлекли маленькие отверстия по стволам деревьев. Это была вентиляция. Через эти отверстия воздух попадал под кору, за которой и нашли себе «приют» муравьи. И никакая непогода им уже была не страшна. Мы увидели муравьев под третьим, «живым» деревом. В самом низу у корня было маленькое отверстие под корой. И эти насекомые исчезали в этом отверстии. Вывод: он оказался неутешительным. Похоже - муравьи погубили эти два больших дерева и принялись за третье. | Дидактическая игра: «Подскажи словечко» Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают её. Тема: «Насекомые» Цель: развивать находчивость, речевую активность Изобразительная деятельность: «Бабочки на лугу» Техника раскрашивания « разноцветные мыльные пузыри» Цель: знакомство с нетрадиционной техникой раскрашивания; вызвать интерес к творческой деятельности и получить радость от полученного результата. | Логоритмическое упражнение «Друзья помогли» От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. Цель: развивать двигательную и речевую активность, память, чувство ритма. |
Пятница Порхающие цветы Цель: Познакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видом, окраски, питания, учить детей сравнивать, анализировать. Результат: Дети знают о превращении гусеницы в бабочку | Рассматривание иллюстраций Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых. Чтение художественной литературы: «Сказка про бабочку» Цель: формировать познавательную сферу. Обучающий мультфильм. Мудрые сказки Тётушки Совы – Уроки живой природы ( Гусеница и бабочка») Цель: расширять знания детей в доступной и интересной форме. | Наблюдение в живой природе. На лугу много цветов, да и сама бабочка похожа на цветок. «На цветок пахучий сел цветок летучий» Вывод: бабочки – очень красивые и нежные создания. У бабочек много врагов. Сложив крылья вертикально, они поворачиваются по отношению к солнцу так, что тень превращается в незаметную линию, либо распластываются, прижавшись к стволу дерева, листу или к цветку и скрываются от глаз наблюдателя. Вывод: бабочки хорошо маскируются от врагов. | Дыхательное упражнение «Порхающие цветы» Цель: Владеть длинным и коротким вдохом и выдохом. Профилактика простудных заболеваний. Итоговое мероприятие: изобразительная деятельность детей вместе с родителями. Нетрадиционная техника «рисуем ладошками» «Порхающие цветы» Газета. Цель: Радость от совместного творчества. Выставка рисунков « разноцветные бабочки» - техника «кляксография» и «бабочки на лугу» - техника раскрашивания « разноцветные мыльные пузыри» Выставка поделок из природного материала «божья коровка из половинки грецкого ореха». | Подвижная игра: «День и ночь» (дневные и ночные бабочки) Дружно пальчики сжимаем, Насекомых называем (сжимаем и разжимаем пальцы) Цель: Развивать мелкую моторику, чувство ритма |
Цель проекта: Формирование представлений детей о жизни насекомых. Воспитывать заботливое отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле Результат проекта: Дети узнали много нового о жизни насекомых. | Дети с удовольствием участвовали в проекте. Учились устанавливать простейшие причинно – следственные связи, узнавать и называть насекомых. | Проявляли интерес к живым объектам природы и особенностям их жизни. Закрепили знания о насекомых. Научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Дети познакомились с новыми нетрадиционными техниками рисования и раскрашивания «Кляксография», « Разноцветные мыльные пузыри», «Рисуем ладошками» Дети научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала | Работа с родителями по проекту «Такие разные насекомые»: - оказание помощи в подборе иллюстраций, художественной литературы, дидактических игр - ручной труд «божья коровка» из половинки грецкого ореха . | Дети подвижны, активно проявляют себя в игре, взаимодействуют со сверстниками и педагогом. |
Заключительный этап
Итоговое мероприятие: привлечение родителей к проекту. Подготовка к проведению совместной деятельности родителей с детьми. Выставка газеты : нетрадиционная техника рисования «рисуем ладошками»: «Порхающие цветы».
В заключение работы над проектом «Такие разные насекомые» следует сделать вывод:
Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы:
литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
дети готовы охранять и защищать насекомых;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
Показатели эффективности деятельности по проекту:
- У детей расширены и систематизированы знания о жизни насекомых. Сформировано бережное отношение к живому.
- Родители вовлечены в работу над реализацией проекта.
- У воспитателя - создание архива творческих работ детей, которые позволят использовать данные работы во время проведения различных мероприятий, газета «Порхающие цветы» техника « рисуем ладошками», «Бабочки на лугу» техника раскрашивания ««разноцветные мыльные пузыри», « Разноцветные бабочки» техника «кляксография», «божья коровка» поделка из половинки грецкого ореха.
Используемая литература:
- Т.А. Шорыгина «Познавательные сказки» Москва: Издательство « ТЦ СФЕРА», 2014
- «Большая книга знаний для маленьких» Науч. – поп. Издание для детей. – М.; ЗАО « РОСМЕН – ПРЕСС», 2005.
- Комплект тематических материалов наглядных Москва Издательство « ТЦ СФЕРА»
- сказки Марии Шкуриной «Сказка о ленивой пчелке», « Сказка про бабочку»
- М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял». Сказки.- Смоленск: Русич, 2006. ( Букашка, которая хотела стать большой)
Интернет ресурсы:
- https://multiurok.ru/blog/proiekt-zaghadochnyi-mir-nasiekomykh.html
- https://infourok.ru/proekt-nasekomie-sredney-gruppi-495267.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-takie-raznye-nasekomye.html
- В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка». Производство киностудии « Союзмультфильм» 1961г.
- Обучающий мультфильм. Мудрые сказки Тётушки Совы – Уроки живой природы (Гусеница и бабочка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект летней оздоровительной работы в средней группе «Здравствуй лето»
Цель: - представления о лете, о сезонных изменениях в природе;- дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого;- формировать первичный исследовательский и познавательный интерес...
Отчёт о летней оздоровительной работе в средней группе за 2015 год.
Анализ летней оздоровительной работы в средней группе....
Отчет о летней оздоровительной работе в средней группе "А"
Летняя оздоровительная работа....
ОТЧЕТ О ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗА 2016-2017г.
Летняя оздоровительная работа в средней группе №6 осуществлялась согласно перспективному плану летней- оздоровительной работы с ...
Проект летней оздоровительной работы в средней группе « Солнышко» «Здравствуй лето»
Проблема здоровья детей была, есть и будет актуальной. Работа педагогического коллектива планируется с учетом выполнения задачи по полноценному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья д...
Краткосрочный проект на период летне-оздоровительной работы в средней группе.
Краткосрочный проект на период летне-оздоровительной работы в средней группе.Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития здоровья детей. Работа в летний период должна быть организована ...
Исследовательский проект летней оздоровительной работы в средней группе «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
Исследовательский проект летней оздоровительной работы в средней группе «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»...