Этика
статья
Предварительный просмотр:
Понятие этики. Современные принципы профессиональной этики.
Этика – это гуманитарное учение о морали, его основой является понятие о добре и зле. Целью этики представляется модель гуманных и справедливых взаимоотношений, которые обеспечивают качество общения на более высоком уровне.
Педагогическая этика является составной частью этики, которая отражает нравственность в условиях целостного педагогического процесса. Основа педагогической этики выражается в том, что педагог имеет дело с ребенком - весьма хрупким объектом воздействия. На сегодняшний день ее соблюдение является обязательным для каждого педагога. Это закреплено на федеральном уровне в законе об образовании.
Педагогическая этика появилась вместе с возникновением деятельности педагога. Педагогу отводится важная роль. В процессе своей деятельности, педагог, закладывает учащимся основы нравственного мировоззрения и этических знаний. Для этого педагогу самому крайне важно усвоить идеи и ценности морали и стремиться претворять их в жизнь.
Настоящий педагог, даже самый лучший – это живой человек, и у него тоже могут быть и свои ошибки, и досадные промахи, но из любой ситуации он должен находить выход. Поступать по совести, бескорыстно, справедливо и никогда не проявлять высокомерие и агрессию. Воспитатель воспитывает прежде всего личным примером, поэтому должен сам соответствовать нормам и эталонам нравственности.
Практическая деятельность воспитателя, к сожалению, не всегда соответствует нормам профессиональной этики, это вызвано сложностью и противоречиями самого педагогического коллектива, той среды, в которой осуществляет свою деятельность воспитатель. Педагогический коллектив – это структура достаточно сложная и противоречивая, в которой сотрудничают люди с самыми различными темпераментами, характерами, индивидуальными чертами. В ходе своей профессиональной деятельности у педагога неизбежно возникают конфликты и проблемы из которых нужно уметь выходить достойно. Для решения педагогических задач, воспитателям необходимо знать принципы профессиональной этики. Поведение самого воспитателя в отношении «педагог – педагогический коллектив ДОУ», «педагог – воспитанник», «педагог – родители» становится предметом пристального рассмотрения.
Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности воспитателя, в которой совпадают мысль и действие.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта воспитателя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности воспитателя.
Профессиональный такт проявляется:
–во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры воспитателя.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является для них основным образцом родного языка, культурой речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесного обозначения.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах
Внешний вид воспитателя должен быть безупречен, и в первую очередь его оценят дети и родители. Каждый детский сад имеет собственные требования к вешнему виду и этикету сотрудников, но существуют незыблемые правила дресс кода воспитателя, одинаковые для всех ДОУ:
ПРИЧЕСКА. Само собой, что голова должна быть чистой; длинные волосы заплетены, а короткие аккуратно уложены.
МАКИЯЖ. Вызывающий макияж недопустим: никаких ярких теней, длинных стрелок и смелых оттенков губной помады. Идеальный вариант- неброский дневной макияж в спокойных тонах.
РУКИ. Аккуратный маникюр, средняя длина ногтей; крайне нежелательны наращенные ногти с инкрустацией стразами, поскольку есть риск нанести травму ребенку. Воспитателю ясельных и младших групп в целях соблюдения техники безопасности желательно отказаться от длинных бус и цепочек с кулонами, а также от колец с крупными камнями.
ОДЕЖДА. В идеале - максимально приближенный к классическому стиль. Конечно, брюки со стрелками и пиджак в детском саду - не самая удобная одежда, но существует альтернатива. Средней длины юбка, юбка-шорты, брюки, бриджи не будут сковывать движения, но сохранят презентабельный вид. В качестве "верха" подойдут блузы, кофты, водолазки поло с неброским принтом. Подойдет и платье либо сарафан длины чуть выше колена.
Удачно подобранный гардероб способствует благоприятному впечатлению внешнего вида педагога на окружающих. Он выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
Памятка для воспитателей.
Профессиональный такт проявляется:
–во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Внешний вид воспитателя должен быть безупречен, и в первую очередь его оценят дети и родители. Каждый детский сад имеет собственные требования к вешнему виду и этикету сотрудников, но существуют незыблемые правила дресс кода воспитателя, одинаковые для всех ДОУ:
ПРИЧЕСКА. Само собой, что голова должна быть чистой; длинные волосы заплетены, а короткие аккуратно уложены.
МАКИЯЖ. Вызывающий макияж недопустим: никаких ярких теней, длинных стрелок и смелых оттенков губной помады. Идеальный вариант- неброский дневной макияж в спокойных тонах.
РУКИ. Аккуратный маникюр, средняя длина ногтей; крайне нежелательны наращенные ногти с инкрустацией стразами, поскольку есть риск нанести травму ребенку. Воспитателю ясельных и младших групп в целях соблюдения техники безопасности желательно отказаться от длинных бус и цепочек с кулонами, а также от колец с крупными камнями.
ОДЕЖДА. В идеале - максимально приближенный к классическому стиль. Конечно, брюки со стрелками и пиджак в детском саду - не самая удобная одежда, но существует альтернатива. Средней длины юбка, юбка-шорты, брюки, бриджи не будут сковывать движения, но сохранят презентабельный вид. В качестве "верха" подойдут блузы, кофты, водолазки поло с неброским принтом. Подойдет и платье либо сарафан длины чуть выше колена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".
Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...
« Речевая этика и вежливость»
1. Что такое этика?2. Методы воспитания этике и вежливости.3. Формы работы преподавателя и план занятий по этике и вежливости...
«Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».
В наше время в обществе с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста преобретает значимую роль в воспитании..Конечно в детсом саду этому придают главную роль...
Кодекс профессиональной этики в МДОУ д/с №8 "Ёлочка"
Представлены основные правила профессиональной этики в детском саду...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливост...
Кодекс педагогической этики (Взаимоотношение педагога с детьми)
Кодекс педагога в ГБДОУ...
Этика в профессиональной культуре педагога
Содержание. Введение………………………………………………………………………3Основная часть………………………………………………..………..……61. Составляющие профессиональной этики……………….…………62. Формы работы по формированию педаг...