"ТРИЗ технологии в детском саду"
статья

Камодина Ольга Ивановна

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sentyabr.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида»

Воспитатель: Камодина О. И.

ТРИЗ технологии в детском саду

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение неповторимости дошкольного периода детства.

На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не достаточно умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. Мы обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ на своих занятиях.

Цель, которую мы поставили перед собой на занятиях с применением инновационной технологии ТРИЗ - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Развитие изобретательских задач детей дошкольного возраста предполагает следующие задачи:

  • Формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
  • Развивать способность быстро входить в новые предметные области;
  • Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
  • Адаптировать к динамической картине мира;
  • Развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
  • Воспитывать творческую личность.

На занятиях по развитию творческого воображения - это импровизация, игра. Здесь мы учим придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

НОД по методу ТРИЗ в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и элементы ТРИЗ мы также планируем не только на занятиях, но и режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

Мы начали такую работу с простых игр и упражнений «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки» с младшего возраста. Большое внимание уделяем систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно используем в работе задачи-шутки, которые способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, а их правила игр дают пути этой работы. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх “Наоборот”, “Хорошо - плохо”, “Письмо SOS”, с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны “ТРИЗ”. Через игру “Теремок” - выделяют общие и различные признаки, путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. Игра “Обзывалочки” помогает четко определять функцию предмета, явления. В игре “Волшебный ящик” дети учатся придумывать - “собирать” новые объекты, наделять их функциями, создавать “портреты”, давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира.

Читая художественную литературу, мы с детьми сочиняем сказки с помощью “Волшебного треугольника”. Решая задачи в игре “Помоги сказке”, дети учатся формулировать сказочные противоречия. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране сказок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение.

Используем не только традиционные, но и нетрадиционные формы проведения занятий, комбинируем их и интегрируем, применяем метод постановки проблемы и ее решения. На своих занятиях используем наглядность, дополнительные источники информации, приучаем детей анализировать художественные произведения. Используем здоровье-сберегающие технологии, дифференцированное обучение.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно, для решения задач по ТРИЗ можно выделить 4 этапа работы:

1.Учим ребенка.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4.Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые нами в работе с детьми:

  • Мозговой штурм
  • Метод фокальных объектов
  • Морфологический анализ
  • Метод эмпатии
  • Метод проб и ошибок
  • Игры ТРИЗ и т.д.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На 1 этапе формируем у детей умение находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений. Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное – белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину». Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо.

В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Большое внимание уделяем систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно используем в работе задачи-шутки, которые способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.

Также используем метод «эмпатии». Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, мы спрашиваем детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давали сами - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д. Потом предлагали взять образ животного, цветка и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек.. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.). Работу по М.Ф.О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

  • придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
  • познакомить детей с новым объектом;
  • создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
  • проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

Далее в работе с детьми мы попробовали применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

Как результат проводимой нами работы, дети в нашей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Мы не перестаем удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ - технология в детском саду

Использование ТРИЗ - технологии в детском саду. Собрано из различных источников интернета....

Выступление на педагогическом совете "ТРИЗ – технологии в детском саду"

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение....

ТРИЗ – технологии в детском саду

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ...

ТРИЗ- технология в детском саду

Триз - технология в детском саду...

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...