ТРИЗ - технология в детском саду
учебно-методический материал по развитию речи по теме
Использование ТРИЗ - технологии в детском саду. Собрано из различных источников интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ - технология в детском саду.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет,
логику, интуицию” Г.С.Альтшуллер
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
ТРИЗ технология включает в себя:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Ресурсы
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема и подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия
Некоторые советы использования ТРИЗ в детском саду:
- нежелательно читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию;
- не давить на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно";
- любое мнение и версия достойны рассмотрения;
- задача педагога — помочь, а не заставить (ребенок учится мыслить постепенно);
- не забывать про похвалу (искреннюю и конкретную);
- опираться на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.
Примеры применения методики в детском саду
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую дощечку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.
1 Игра «Много - мало» (противоречия)
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.
2. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
3. Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки - налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа…
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).
4. Игра «Кто-кто в теремочке живет?»
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.
Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир.
Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?
- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
5. Игра "Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"
Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.
1. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, она говорит:
- Ой!
- Что случилось?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?
Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/136995/triz-v-detskom-sadu-triz-tehnologii-v-detskom-sadu-sistema-triz
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе - ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Список литературы.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.
- Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009. http://jlproj.org
- Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 2004. www.trizminsk.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "ТРИЗ – технологии в детском саду"
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение....
ТРИЗ-технология в детском саду
ТРИЗ В ДОУ...
ТРИЗ – технологии в детском саду
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ...
ТРИЗ- технология в детском саду
Триз - технология в детском саду...
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач
Что такое ТРИЗ???...
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ
quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...