Статья: «Музыкальное воспитание в современной жизни»
статья

Болданкова Ирина Геннадьевна

Статья «Музыкальное воспитание в современной жизни» будет интересна музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья по теме

«Дошкольное образование:

опыт, проблемы, перспективы его развития»

Подготовила: музыкальный руководитель

Болданкова Ирина Геннадьевна

МАДОУ детский сад №9 «Золотой ключик»

Статья

«Музыкальное воспитание в современной жизни»

Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования. В настоящее время в современном музыкальном воспитании актуальной проблемой является поиск новых путей обновления методов, технологий и содержания образовательных программ, необходимых для реализации творческих потребностей обучающихся. Музыкальное воспитание играет одну из главных ролей в развитии и формировании эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Музыка занимает значительное место в системе общего воспитания дошкольников. Только музыка может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, влиять на физиологию и психику ребёнка. Поэтому воспитание музыкой актуально в современной жизни.

Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, эмоции, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на каждом музыкальном занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки, а также персонажи появляются на экране, поют с ними, танцуют, играют в музыкально-дидактические игры. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями и побуждают детей к совместной творческой деятельности.

Занимаясь музыкальным воспитанием дошкольников, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости. Прослушивание музыкальных произведений сопровождается иллюстрациями к музыкальному произведению, может быть демонстрация портретов композиторов, подборка слайдов или видео… При прослушивании музыкальных произведений дети получают разнообразные сведения о музыке, имеющие познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. При восприятии музыки дети анализируют музыкальные произведения, сравнивают, сопоставляют, запоминают, это так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Важным компонентом музыкальных занятий является исполнительство. Через пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах дети проявляют себя, выражают свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний. В этом помогает использование ИКТ технологий на музыкальных занятиях. При выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев детям включают видео-запись. Также эффективны игры на перестроения и ориентировку в пространстве, схемы. Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням, видео - иллюстрации с элементами анимации, различные упражнения на дыхание, дикцию, развитие голоса и т.д. 

Все занятия организованы таким образом, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом в этом мне помогает использование мультимедийных пособий, которые разнообразили процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделали встречу с музыкой более яркой, интересной. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми использую для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.

Таким образом, перспективы развития музыкального образования в том, что без использования компьютерных технологий в современном мире детей мотивировать сложнее, поэтому использование ИКТ в музыкальном образовании неотъемлемая часть нашей жизни. Использование ИКТ на музыкальных занятиях способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.  

Литература:

  1. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001. - С. 145.
  2. Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008.
  3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 89
  4. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001. - С. 264.
  5. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
  6. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 37.
  7. Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
  8. Половинкина Л.А. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"

Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»...

Статья музыкального руководителя: "Музыка в жизни ребенка"

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над    развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллек...

Музыкальное воспитание в современном мире

Консультация для родителей...

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию "Музыка как жизнь, а жизнь как музыка".

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье....

Музыкальное воспитание в современном детском саду. Зачем и нужно ли.

Рассуждение о музыкальном воспитании детей в доу. Роль в развитии творческих способностей....

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в современном мире", май 2022

В материале говорится о важности музыкального воспитания в современном мире....

Статья «Патриотическое воспитание в современных условиях»

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного чело...