Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
материал (старшая группа)
Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_gr._sh._a_1.docx | 122.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин»
РАССМОТРЕНО Психолого-медико-педагогическим консилиумом МБДОУ №52 «____»_________________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ №52 __________________О.В.Справникова Приказ от «____»_______________20___ г. №____ | |
СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) ____________(__________________) «_____»________________20___ г. |
Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
Группа старшего дошкольного возраста №11
Разработана: , учитель-логопед
, педагог-психолог
, воспитатель
, воспитатель
Ведущий специалист: , учитель-логопед
Период реализации: октябрь 2022 – май 2023 г.
Содержание
I Целевой раздел |
|
1.1. Цели, задачи реализации Программы |
|
|
|
II Содержательный раздел |
2.1. Образовательная деятельность |
|
|
|
III Организационный раздел |
3.1. Описание материально- технического обеспечения Программы |
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения |
3.3. Режим дня |
3.4. Распределение образовательной нагрузки |
3.5. Расписание занятий со специалистами |
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
IV Дополнительный раздел |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
- Цели, задачи реализации Программы.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13.
- Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ № 52;
- Устав МБДОУ № 52;
- с учетом образовательной программы дошкольного образования «Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) и Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева).
Цель: организация коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
- Проводить коррекцию компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонематико – фонематических и лексико - грамматических средств языка, связной речи).
2. Коррекция и развитие компетенций познавательной сферы
3. Развитие мелкой моторики.
1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям общества и государства, семьи с учетом этнокультурной ситуации развития детей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
- структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
- принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
- принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
При формировании Программы учтены следующие подходы:
Культурно-исторический подход к развитию психики человека.
Личностно-ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом задатков, способностей, интересов, склонностей ребенка, признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Деятельностный подход связан с организацией образовательного процесса с учетом ведущего вида деятельности, внутри которого возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающий семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
- Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.
Общие сведения о ребенке.
………..регулярно посещает детский сад с 2-х лет. Семья полная, проявляет заинтересованность в развитии ребенка, характер взаимоотношений – сотрудничество.
Заключение ПМПК.
Решением центральной ПМПК г. Красноярска от ……года, протокол №…, … имеет особенности в психическом развитии. Она является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных подходов. Рекомендована организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Контакт устанавливает не сразу, малообщительная. В группе общается не со всеми детьми, стойких дружеских контактов нет. С желанием откликается на просьбы взрослых.
Познавательный интерес – неустойчивый, часто отвлекается на посторонние раздражители. Испытывает трудностей вхождения в работу, темп деятельности замедленный. Не воспринимает без дополнительного пояснения и повторения задачи, инструкции к заданиям. Помощь принимает, но не всегда проявляет заинтересованность в конечном результате деятельности, затруднения не стремится преодолевать.
Не всегда старается довести начатую работу до конца (рисование, аппликация, лепка).
Крупная моторика на достаточном уровне, походка уверенная, не испытывает затруднения при выполнении физических упражнений требующих координации.
Мелкая моторика развита недостаточно, при выполнении движений на динамическую организацию (синхронные движения пальцев правой и левой руки) наблюдаются неточности, манипулятивная функция пальцев рук ограничена. Ведущая рука правая. Нажим карандаша слабый, линии недостаточно ровные, выходит за контур при раскрашивании.
Интеллектуальные умения сформированы недостаточно. Математические и сенсорные представления сформированы недостаточно. Временные представления не сформированы, не последовательно называет дни недели, не определяет времена года, не всегда может их узнать на картинках, затрудняется с описанием характерных признаков. С затруднением определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), редко использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве. В развитие речи наблюдается значительное отставание. Словарь ограничен бытовой лексикой, наблюдается значительное нарушение звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки). Речь недостаточно разборчивая, малоэмоциональная. Речевое дыхание прерывистое, воздушная струя слабая и рассеянная. Слоговая структура слов сформирована недостаточно, упрощает слова или недоговаривает. В самостоятельной речи пользуется простыми предложениями, предлоги часто путает или опускает. Грамматический строй речи недостаточно развит, часто не изменяет форму слов при изменении по родам, падежам и числам. Диалог поддерживает с трудом, не задает вопросы по теме. С заданиями на составление связного рассказа по картинке, серии картин или на заданную тему не справляется даже с наводящей помощью взрослого. При пересказе не воспринимает помощь в виде наводящих вопросов (молчит). Понимание речи на недостаточном уровне.
На музыкальных занятиях проявляет активность, но при выполнении с вокальных упражнений испытывает затруднения. Стихи заучивает, но рассказывает их не эмоционально.
Саморегуляция на достаточном уровне, нормы поведения в группе соблюдает. С желанием выполняет поручения взрослых, но не всегда справляется с ними. Навыки конструктивного взаимодействия сформированы на достаточном уровне, но играет в группе не со всеми детьми, лидерские качества и агрессию не проявляет.
Особенности группы: В группе 24 ребёнка. Они достаточно дружелюбно относятся к …., принимают ее в игру. Отношение к детскому саду у ребенка положительное.
Кадровые условия реализации Программы.
Специалист | Должность | Категория |
Учитель-логопед | ||
Педагог-психолог | ||
Воспитатель | ||
Воспитатель |
Срок реализации программы: 8 месяцев. Итоги – май 2023 года.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Образовательная деятельность.
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Игры и упражнения |
Физическое развитие | По программе ДОУ | ||
Мелкая моторика | Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого. Формировать навык захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим). Учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги; Совершенствовать навык откручивать и прикручивать детали конструктора. Формирование навыков работы с карандашом (раскрашивание, обводка, штриховка). Развитие навыка работы с ножницами. | Выполняет в достаточном темпе пальчиковые упражнения одной и двумя руками. Проводит линии ровные, нажим достаточный при штриховке и обводке. Не выходит за контур предмета при раскрашивании. Выполняет ножницами прямой разрез, вырезает детали среднего и мелкого размера и создает из них целостный образ. Соединяет детали конструктора для создания поделок. | Подборка пальчиковых игр (интернет источник). Рисование и штриховка с помощью трафаретов: «Геометрические фигуры», «Транспорт», «Насекомые», «Одежда» и др. «Рисование по точкам». Прописи Н.А. Федосова «Готовлюсь к письму», графические диктанты. Лепка с использованием формочек и набора для лепки. Работа со штампами Игры с крупой. Массаж и самомассаж пальцев рук и ладоней природными материалами, колючим массажным мячиком. Игры с металлическим конструктором, конструктором «Лего». Вырезание по контуру и из геометрических фигур. |
Художественно- эстетическое развитие | Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Развитие навыка передачи несложного ритмического рисунка. Развитие навыка выразительного чтения стихов. Развития навыка инсценировки песни, сказки, сценок, игр- драматизаций и этюдов. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения; развитие творческого воображения. | Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.). Владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.). Знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок. Понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка). Умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности. Эмоционально откликается на воздействие художественного образа. Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам. Имеет элементарные представления о видах искусства. Воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; Сопереживает персонажам художественных произведений. | Г.Ладонщиков: Про себя и про ребят»; -В. Бианки «Сова»; И. Белоусов» Осень», М.Уветаева «У кроватки», Я Аким: «Жадина», А.Барто: «Игрушки», Русские народные сказки Рисование с помощью схем. Рисование на заданную тему («сказочный герой», «дивный лес» и т. д.). Рассматривание изображения и рисунки в не традиционной технике рисования. Игровые упражнения: «Дорисуй, чего не хватает», «Подбери по цвету», «Наклей недостающие предметы», «Почини машину», «Найди такой же», «На что это похоже», «Дорисуй изображение», «Раскрась картинку», «Собери пейзаж», «Составь натюрморт», «Составь букет», «Придумай название пейзажу» и т.д. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями. Изготовление альбомов о жизни детей. Изготовление альбомов иллюстраций к сказкам. Выполнение коллективных картин и др. Речевая работа с детьми в процессе изобразительной деятельности (в виде словесного отчета и предварительного планирования). Рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств. Составление узора на вырезанные из бумаги силуэты одежды, посуды, головных уборов и пр. Дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение, сюжетные, хороводные игры Игра- драматизация. Пальчиковые игры. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Экскурсии (библиотека, музей), Экспериментирование (с красками). Коллекционирование Реализация проектов. Рассматривание репродукций, иллюстраций, скульптур, предметов народного промысла. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; коллажей). Организация выставок детского творчества, творческие задания. Слушание; исполнение; импровизация; музыкально- дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; Театрализация, хороводные игры. |
Социально-коммуникативное развитие | Приобщать к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Обогащать и расширять социальный опыт детей. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре. | Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др. Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях. Использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители; Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми; Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями и т.п.. Проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь. | Рекомендуемые настольно-печатные игры: лото «Два и пять», лото «Кто где живет?», лото «Мы любим спорт», домино «Садовые ягоды», домино «Птицы», домино «Полевые цветы», « Откуда хлеб пришёл» Игры - драматизации «Что такое хорошо и что такое плохо», «Подарок на всех» Хороводная игра «Ау» Дидактическая игра «Вежливые слова», «Закончи предложения», «Пожалуйста», «Не поделили игрушку» Творческая игра «Рукавички», «Страна вежливости» Подвижные игры «Не намочи ног», «Танцоры и музыканты» Игра – инсценировка «Мой день» Сюжетно - ролевая игра «Буратино и дети», Семья», «Магазин», «Больница», «Автобус». Сказкотерапия и использование фольклора |
Речевое развитие | Расширение словаря глаголов, прилагательных, наречий по лексическим темам. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление поставленных звуков (С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Щ). Закрепление грамматических категорий (использование простых предлогов и падежных окончаний существительных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах). Различение звуков свистящие – шипящие (С-Ш, Ж-З, Щ-Сь). Закрепление навыков первоначального элементарного звукового анализа слов. Развитие связной речи (пересказ, описательный рассказ по схеме). | Самостоятельно подбирает прилагательные при описании предмета (не менее 5-6 слов). Правильно использует в речи отработанные звуки. Контролирует свое произношение. Правильно использует в речи простые и сложные предлоги. Освоила окончания сущ-х в родительном, дательном, творительном и предл-ом падежах в ед . и мн. числах. Составляет простые распространенные и сложные предложения с предлогами с опорой на схему и без нее. Владеет навыком элементарного звукового анализа слов. Пересказывает близко к тексту рассказы из 8-10 предложений. Владеет описательным рассказом с опорой на схему. Составляет с помощью связный рассказ по серии сюжетных картин (3-4 картины). | Речевые игры на обогащение словаря: «Опиши предмет», « «Из чего предмет?», «Скажи наоборот», «Найди и подбери родное слово», «Скажи как» и др. Речевые игры на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Сосчитай до 5», «Один-много», «Жадина», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Подбери предлог» и др. Игры и упражнения по отработке звукопроизносительных навыков: Артикуляционные упражнения: «Улыбка- хоботок», «Блинчик», «Горка», «Катушка», «Чистим нижние зубки», «Чистим верхние зубки», «Чашечка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Рупор», «Лесенка», «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку». Упражнения на автоматизацию звуков: «Договори словечко», «Назови картинку», «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Улитки на звуки С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Щ», «Кто быстрей?», «Придумай и назови предложение по картинке», «Разложи картинки по домикам», проговаривание скороговорок со звуками С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Щ. Упражнения и игры на звуковой анализ и синтез слов: «Раздели слово на слоги», «Найди гласные звуки в слове», «Назови гласные буквы в слове», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Где звук, а где буква?», «Узнай слово по звукам». Упражнения на развитие связной речи: Пересказ текстов по по плану, по схемам; составление описательных рассказов по схеме и без неё; составление рассказов по сюжетным картинкам (3-5картинок). Стихи с движениями, пересказ сказок с заместителями на фланелеграфе. |
Познавательное развитие | Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать первичные экологические знания. Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Систематизировать знания о временах года и частях суток. Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы Скольковсего? Который по счету? Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию — из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек, определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни детали другими. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги, определять расположение сторон пространстве и расположение предметов соответственно сторонам. | Сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, рыбы, птицы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребѐнок умеет обобщать предметы по определѐнным признакам и классифицировать их; Называет профессии взрослых Устанавливает некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе. Умеет сравнивать предметы по величине. Владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0- 10 соотносит их с количеством предметов. Использует в речи количественные и порядковые числительные, умеет отсчитывать предметы из большего количества. Сравнивает числа. Самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа; владеет разными способами конструирования; сооружает постройки по образцу, схеме, описанию — из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделяет и называет части построек, определяет их назначение и пространственное располагает, заменяет одни детали другими. Хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; -ориентируется на плоскости листа. Ориентируется в окружающем пространстве (право-лево, вверху-внизу, около, сзади-впереди, внутри-снаружи и т.д.) | Игры на формирование представлений о явлениях природы и временах года: «Мир животных», «Мир растений», «Какое время года?», «Угадай по описанию» Дидактические игры: «Футболист», «Заполни пустые клетки», «Где какие фигуры лежат?», «Угадай, какие овощи в корзине», «Лото-вкладыши», «Когда это бывает?», «Каждую птицу на свое место», «Зоологическое домино», «Что забыл нарисовать художник?», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Живое-неживое», «Кто где живет», «Летает, плавает, бегает», «Узнай птицу по силуэту», «Чей листок», «Чего не стало?», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде», «Ветер теплый и холодный», «Погремушки», «Мир меняет цвет», «Тонет — не тонет», «Льдинки», «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики», «Как поймать воздух». Словесные игры «Четвертый лишний» (растения, животные, насекомые). Загадки о живой и неживой природе. Обучающее пособия: заполнение «Календаря природы», Настольные игры: лото «Животные леса», «Растения и животные», игра-ходилка «Африка», лото «Птицы» и т.д. Дидактические игры на сравнение множеств предметов: «Подбери парусы к кораблям», «Гаражи и машины», «Ателье», «Библиотека», «У кого столько же?». Дидактические игры на сравнение формы, цвета с реальным объектом: Лото «Подбери предмет», «Составь фигуру из счетных палочек, составь изображение из фигур по схеме». Подвижная игры: «Бегите к цифре» Дидактические игры по ФЭМП «Найди свой домик», «Найди такой же по цвету и форме предмет», Назови фигуру», «Геометрическое лото», «Нарисуй фигуру, которую я назову», «Закрась фигуры», «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), «Картинке свою цифру», «Живые числа», «У кого столько же?», «Кто скорее?». «Числовая улица», «Выложи фигуры по памяти». С/ролевая игра «Магазин» (деньги-геометрические фигуры). Работа в альбоме: поиск закономерности (продолжить рисунок), составить пары предметов с помощью линий. Работа в альбоме: поиск закономерности (продолжить рисунок), составить пары предметов с помощью линий Игры «Назови расположение предмета на листе», «Лабиринт», «Нарисуй путь карандашом», Игры на ориентировку в пространстве: «Отыщи предмет, ориентируясь в плане групповой комнаты», «Прятки», «Горячо-холодно», «Тик-так» (лево-право), «Расскажи, где стоишь» «Где звенит?», «Куда бросили мяч?», «Где звенит колокольчик?». «Как пройти к домику?» Дидактические игры по конструированию «Составь по образцу», « Какой детали не хватает», «Найди схему», «Дорисуй рисунок», «Назови детали» |
Дополнительно по индивидуальной программе (психолог). | Развитие восприятия, внимания Развитие восприятия: -развивать восприятие геометрических фигур - развивать точность восприятия - развивать цветоразличение - развивать восприятие длительности временного интервала - развивать представление о частях суток - развивать представления о временах года - развивать пространственные представления - развивать наблюдательность. Развитие внимания: - развивать способность к переключению внимания; - развивать концентрацию внимания; - развивать произвольное внимание; - развивать объём внимания; - развивать произвольное внимание. - Развивать восприятие геометрических фигур - развивать точность восприятия - развивать восприятие длительности временного интервала - развивать наблюдательность - развивать способность к переключению внимания; - развивать концентрацию внимания; - развивать произвольное внимание; - развивать объём внимания; - развивать произвольное внимание. - развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков - развивать гибкость ума и словарный запас. | Сопоставляет предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимает, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения. Соединяет сенсорный опыт со словом. Темп восприятия достаточный, для выполнения задания требуется немного времени; - объём восприятия достаточный; - проблемы с гнозисом не наблюдаются. Легко узнаёт зашумлённые и пересекающиеся изображения, собирает разрезные картинки, не ошибается в « прохождении лабиринтов»; - восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства достаточное; - пространственное восприятие, достаточно сформировано; - физиологический слух сохранен, фонематическое восприятие достаточное; - стереогноз (узнавание на ощупь) сформирован. Произвольное внимание сформировано; - внимание устойчивое, не рассеянное, хорошо концентрируемое и не снижается при утомляемости, физических нагрузках. - объём внимания достаточный; - умеет распределять внимание (слушать и одновременно писать); -не испытывает трудностей в переключении внимания с одного вида деятельности на другой; - не обращает внимание на второстепенные детали и на них не застревает | Игры: -«Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Закрась фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» «Зеркальное рисование» Т.П. Трясорукова «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность) - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгадывание загадок о временах года - Заучивание стихотворений, - Беседа о временах года, - «Назови время года» - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны» «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» Игры на воображение: «Дорисуй картинку», «Преврати фигуру в предмет». |
Условия реализации инклюзивного образования на групповых занятиях:
- адаптация содержания по типу упрощения
- активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
- чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
- при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
- планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ
- повторение материала
- смена видов деятельности
- стиль обучения - многосенсорный
- предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта.
Основные методы
- использование методов моторной коррекции
- сравнение речевых и неречевых звуков
- привлечение всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный)
- автоматизация речевых навыков через многократное повторение
- стимулирование речевой активности
- использование методов моделирования
- работа по схеме и образцу
- использование метода «От простого к сложному»
Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы
Компоненты развития речи | Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Формы организации образовательного процесса |
Воспитание звуковой культуры речи Словарная работа Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи | - Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу) - Рассказ по плану - Сюжетный рассказ - Рассказ из личного опыта - Составление графической схемы предложений - Поисковая деятельность в области грамматики - Обрядовые праздники - Обрядовые песни - Праздники русской культуры - Проектная деятельность с детьми - Театрализованные постановки - Создание книги «Мои рассказы» - Самостоятельное сочинение - Конкурсы чтецов | Групповые; Подгрупповые; Индивидуальные. |
- Коррекционная деятельность.
Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда (в ДОУ).
- Психолога (в ДОУ).
Сопровождение узких специалистов осуществляется в подгрупповой и индивидуальной форме.
Задачи узких специалистов и распределение полномочий
Специалист | Задача | Игры и упражнения |
Учитель-логопед | Коррекция речевых нарушений:
Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков. | Игры на развитие силы и направленности воздушной струи (комплекс). Арт. упражнения для языка и губ: «Улыбка- хоботок», «Блинчик», «Горка», «Катушка», «Чистим нижние зубки», «Чистим верхние зубки», «Чашечка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Рупор», «Лесенка», «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку». Речевые игры на коррекцию звукопроизношения: «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Говори и делай», «Назови картинку», «Улитка», «Кто быстрей?», «Придумай предложение по картинке». Проговаривание скороговорок со звуками С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Щ. Пересказы текстов с отрабатываемыми звуками (Н.В. Нищева). Игры и упражнения на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слог», «Подбери картинки», «Четвертый лишний», «Придумай слово с заданным звуком», «Разложи картинки по домикам звуков Ш, Ж, С, Сь, З», проговаривание цепочек слогов с оппозиционными звуками, проговаривание слов с оппозиционными звуками, «Подбери слова в рифму», «Нелепицы». Расширение и активизация словаря по темам: «Игрушки», «Осень. Признаки осени», «Огород», «Сад. Фрукты». «Грибы и лесные ягоды», «Лес. Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Новый год», «Мебель», «Транспорт», «Детский сад. Профессии», «Дикие животные зимой», «Инструменты». «Наша армия», «Профессии», «Мамин праздник», «Цветы», «Комнатные растения», «Рыбы», «Весна», «Наш город», «Весенние работы на селе», «Космос», «Насекомые», «Скоро лето». Игры на развитие словаря: «Скажи наоборот», «Назови листочек», «Из чего сделан предмет?», «Найди и подбери родное слово», «Чей дом?», «Скажи как?». Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Составь предложение по картинкам» (предлоги К, ОТ, НА, В, ПО, ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, ИЗ, С, СО), «Жадина», «Один-много», «Сосчитай до 5», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Откуда возьмем предмет?», «Подбери предлог», работа с графическими схемами предлогов. Упражнения на развитие связной речи: пересказ по плану, пересказ с опорой на схему, составление описательного рассказа по схеме и без, составление рассказа по серии картин, составление рассказа по сюжетной картинке, на заданную тему. Игры на обучение первоначальных навыков элементарному звукового анализа и синтеза: «Где живет звук?», «Звонкий-глухой», «Карточки- символы на дифференциацию звуков», «Отшагай (отхлопай) слово по слогам», «Назови первый (последний) звук в слове», «Гда живет звук?», «Звукоежка», «Узнай слово по звукам». Упражнения и игры по обучению элементам грамоты: «Письмо букв в воздухе», «Узнай букву», «Допиши букву», «Где спряталась буква?», обводка и печатание букв на листе бумаги в клетку, составление и чтение слогов из 2-х звуков. |
Психолог | Коррекция и развитие компетенций познавательной сферы развивать восприятие геометрических фигур - развивать точность восприятия -развивать цветоразличение развивать восприятие длительности временного интервала -развивать представление о частях суток - развивать представления о временах года -развивать пространственные представления -развивать наблюдательность Развитие и совершенствование основных свойств внимания на основе предметной, продуктивной и игровой деятельности: увеличение объема внимания; распределение внимания между разными видами деятельности; поддерживание устойчивости внимания за счет повышения интеллектуальной и творческой активности. Развитие произвольности, наблюдательности и основных свойств внимания: совершенствование способности к переключению и распределению внимания; развитие способности к длительной концентрации внимания; осуществление перехода от непроизвольного внимания к произвольному. Развитие межполушарного взаимодействия. | «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди на картинке всех котят, все чашки» «Разрезные картинки» «Собери букет» «Коробка форм» «На что похоже?» Найди предмет. Назови и проверь. «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) «Свободная классификация» «Самое непохожее» (Л.А. Венгер) «10 слов» (А.Р. Лурия) «Рисунок человека» (К. Маховер) « Систематизация» (Н.Б. Венгер) Стандартизированные «Эталоны» (О. М. Дьяченко) «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская) «Схематизация» (Р.И. Бардина) «Назови, одним словом» «Чего не хватает у каждого предмета» «Четвертый лишний» «Найди отличия» «Подбери заплатки к коврикам» Раскрась правильно. Фотограф. Кинезиологические упражнения Массажные мячи различных размеров Обводка клеточки по образцу. Раскраска и штриховка клеточки. |
Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребенка с ОВЗ
Определение образовательного маршрута | повторная ПМПК (май 2024г.) |
Система мониторинга:
Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов.
Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику, на основе которой с учетом рекомендаций ПМПК проектируется АОП. Промежуточный мониторинг проводится через 3 месяца. На основании полученных данных воспитателями и специалистами в рамках ППк проводится корректировка АОП, происходит оптимизация процесса. Итоговый мониторинг осуществляется в мае, на его основе делается вывод о реализации АОП, ставятся новые задачи.
Специалист | Диагностический инструментарий |
Педагог - психолог | И.Ю.Левченко, Н.А.Киселёва «Психологическое изучение детей с нарушениями развития», Москва 2016 г, национальный книжный центр Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис 2008. М.В.Жигорева, И.Ю.Левченко Дети с комплексными нарушениями развития, диагностика и сопровождение. Москва 2017. |
Учитель-логопед | Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). |
Воспитатель | Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. Диагностика развития речи детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова |
Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
- Элементы портфолио
- Анализ видеоматериалов
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдения.
- Воспитательная деятельность:
Специалист | Задачи |
Воспитатель | -формировать у детей адекватных способов общения с ребенка с ОВЗ; -формировать умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее; -объяснять детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих. |
Педагог-психолог | - развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, речь, память, внимание) через игровое взаимодействие и общение; способствовать самопознанию ребенка, помочь ему понять свои характерные особенности и предпочтения. |
Учитель - логопед |
- Взаимодействие с родителями.
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ (по развитию речи) | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях |
Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ | Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ | Групповое и индивидуальное консультирование |
Развитие инклюзивной культуры родителей в целом осуществляется следующим образом:
- личный пример педагогов и всей команды ДОУ в выстраивании равных, принимающих отношений с детей с ОВЗ
- трансляция родителям идеи, что от инклюзия нужна каждому ребенку без исключения: дети становятся милосерднее, учатся видеть, когда кому-то нужна помощь и оказывать ее, они начинают мыслить, не разделяя «на таких и сяких»
- Дети учат родителей: дети рассказывают дома о том, как здорово они играли с детьми с ОВЗ в детском саду, что также формирует адекватное отношение родителей, происходит развенчивание мифов
- Активное и равное участие детей с ОВЗ в жизни ДОУ дает возможность для родителей получить инклюзивный опыт и сформировать адекватное отношение к детям с ОВЗ
- Обучение родителей и детей способам эффективной коммуникации с тем, кто чем-то отличается, обучение умению видеть, когда нужна помощь, и оказывать ее.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.
Материально-технические условия, обеспечивающие реализацию Программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Оснащенность помещений учреждения обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья.
Для эффективной реализации Программы в детском саду созданы следующие материально-технические условия:
Групповые ячейки;
Совмещенный спортивный и музыкальный зал;
Медицинский блок;
Пищеблок;
Прачечная;
Кабинет педагога-психолога;
Кабинет учителя-логопеда.
В составе каждой групповой ячейки находится:
1. Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В приемных предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Также в приемной расположены информационные уголки для родителей.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по числу детей в группах. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Также в групповых находятся магнитные доски. Игрушки отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. В группах оборудовано место с зеркалом для выполнения логопедических упражнений (стол, стул, зеркало, полки для методических и наглядных пособий).
3. Спальня - предназначена для организации дневного сна детей. В спальнях расставлены кровати. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
4. Буфетная - предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.
5. В умывальной комнате установлены раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей. В умывальной установлен душевой поддон, раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных кабинках для детей 3-7 лет установлены детские унитазы.
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Оснащение музыкального зала.
Музыкальный зал занимает отдельное помещение и предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен электронным пианино, музыкальным центром, проектором.
Оснащение спортивного зала.
Спортивный зал детского сада совмещен с музыкальным залом и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований. Оборудование спортивного зала включает - комплекс детских тренажеров, в наличии имеются батуты, а также разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.
Отделка всех помещений детского сада соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Оснащение кабинета учителя-логопеда.
В МБДОУ №52 г.Канска имеется кабинет учителя-логопеда. Кабинет предназначен для организации работы специалиста по коррекции речевых нарушений у воспитанников. Кабинет оснащен всем необходимым: детские столы и стулья; настенная доска; зеркало; шкаф и полки для хранения методической литературы и дидактического материала. В кабинете в достаточном количестве имеются дидактический раздаточный и демонстрационный материал, игры и пособия для осуществления коррекционной помощи воспитанникам.
Оснащение кабинета педагога-психолога.
Кабинет предназначен для осуществления психологической консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательных отношений. В кабинете в достаточном количестве имеются дидактический раздаточный и демонстрационный материал, игры и пособия для осуществления коррекционной помощи воспитанникам.
Оснащение медицинского блока.
В состав медицинского блока входят - медицинский кабинет, процедурная, изолятор, туалетная комната. Кабинет на высоком уровне оснащен необходимым оборудованием.
Оснащение пищеблока.
Пищеблок детского сада представляет собой набор производственных и складских помещений, оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь имеет маркировку, что позволяет исключит возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
Оснащение прачечной.
Прачечная включает в себя помещения для стирки и глажения белья. Техническое обеспечение прачечной находится на высоком уровне. Прачечная имеет два раздельных входа для сдачи грязного и получения чистого белья.
Территория детского сада включает 12 прогулочных участков для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой прогулочной площадки установлены крытые веранды. Прогулочные площадки оборудованы малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, и др., оснащены спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Методическое обеспечение образовательного процесса обеспечивает достижение целей и планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы. Методическое обеспечение включает в себя:
- методические пособия для педагогов по направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по образовательным областям),
- методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса на разных ступенях обучения;
- методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей на разных ступенях обучения;
- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям развития и по ступеням обучения;
- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,
- электронные образовательные ресурсы,
- детскую художественную литературу.
Направления развития детей | Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия и оборудование |
Социально-коммуникативное развитие. | Авдеева Н.Н, Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,2000. Алешина Н. Ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью. М. «ЭлизеТрейдинг», 2004г Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс/Под ред. О.Л. Зверевой. М., 2004. Губанова Н.Ф Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика-Синтез 2015. Данилина Т. В мире детских эмоций // Пособие для практических работников ДОУ.М. Айрис – пресс, 2004. Дружные ребята / РС. Буре и др. М.: Просвещение, 2002. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности. М.: Айрис-пресс, 2004 Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,2000. | Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. М.: 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста: Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. М.: Просвещение, 2005. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. Шорыгина ТА. Картины на правила пожарной безопасности детей 5—8 лет. М.: Сфера, 2005. |
Речевое развитие и мелкая моторика. Дополнительно по индивидуальной программе (логопед, воспитатели). | Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М: Сфера, 2013. Развитие речи детей 5 – 7 лет.-3-е изд.,дополн./ Под ред. О..Ушаковой. М.:ТЦ Сфера, 2017.- 272с.- (Развиваем речь) Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. Творческий центр. «Сфера». М. 2010 Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2010. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений/ О. С. Ушакова., Е.М.Струнина. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС,2013.-287С.- (Пособие для педагогов дошкольных учреждений) Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. Гридчина Н. Речевые пятиминутки. Издательство: Каро, 2007 Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2006. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. Носенко Н. П. Развитие речи детей в ДОУ. М.: Центр педагогического образования,.2009. Филимонова О. Развитие словаря дошкольника в игре. Издательство: Детство-Пресс, 2007. Парамонова Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. СПб.: КАРО, 2008. Чистякова И. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольника. СПб.: КАРО, 2005. Шербакова Ю.В., Зубанова С.Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Глобус, 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2009. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2009. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. СПб.: >ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей. М.: «Гном-Пресс», 2007. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. | Н.А. Федосова Рабочая тетрадь №2 «Я готовлюсь к письму» (Мои первые буквы), М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. Подборка пальчиковых игр (интернет источник). Трафареты: «Геометрические фигуры», «Транспорт», «Насекомые», «Одежда» и др. Прописи Н.А. Федосова «Готовлюсь к письму», «Графические диктанты». «Дорисуй вторую половину», «Раскраски с значками-подсказками».Е.А.Юрченко. Графические упражнения С.И. Карповой, В.В. Мамаевой. Формочки и набор для лепки. Металлический конструктор, конструктор «Лего». Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 18. Одежда. Обувь. Головные уборы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 16. Мебель. Посуда. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 13. Профессии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 17. Игрушки. Школьные принадлежности. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 45. Формирование представлений о себе и своем теле. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 11. Защитники отечества. Покорители космоса. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов. Домашние животные., их детеныши. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов. Домашние животные., их детеныши. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 13. Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 1. (5-7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 2. (5-7 лет) СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Сатеева Е.В. Читаем слоги. Перекидные странички. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Логопедические зонды, шпатели. Тренажеры для развития воздушной струи. Звуковые дорожки на автоматизацию изолированного произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ш, Ж. Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Щ. (Н.В.Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.) Звуковые улитки, лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков С, Сь, З, Зь, Ш, Ж. Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков С, Сь, З, Зь. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016. Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Ш, Ж, Щ. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016. Игры по развитию фонематического слуха и обучению звуко - буквенному анализу (см. индивид. маршрут). Пособия по обучению грамоте: касса букв, набор символов звуков, схемы слов. Схемы для составления описательных рассказов. Мнемотаблицы для запоминания текстов (самоизготовление). Схемы предлогов. Сюжетные картинки для отработки предлогов в предложениях (самоизготовление). Магнитная доска. Фланелеграф. ИКТ: презентации по коррекции лексико-грамматических категорий, аудиозаписи. |
Познавательное развитие. Дополнительно по индивидуальной программе (психолог). | Жукова. О.Г Логика. Математика. М.: АРКТИ, 2008 Конструирование: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие». М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Вместе с детьми). Кайе В.А. Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие.М.: АРКТИ, 2008. Николаева С.Н. «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Вместе с детьми). Серия «Мир животных» 1996г. «Белфаксиздатгрупп». Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис 2008. «Детская академия: дополнительная общеразвивающая программа ДО», авторский коллектив: Баряева Л.Б., Вачканова И.Г., Генералова Р.Н. и др. Москва 2019 г Песочная терапия в развитии дошкольников О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова. Сфера 2014 г Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, Н.С.Баряева, Н.Н.Ванинцева и др. Санкт- Петербург 2017 Диагностика и коррекция цветом и рисунком, С.Н.Иванова, Москва 2017 г М.В.Жигорева, И.Ю.Левченко Дети с комплексными нарушениями развития, Москва 2017 И.Ю.Левченко, Н.А.Киселева Психологическое изучение детей с нарушениями развития, Москва 2016 Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина Интегрированные развивающие занятия для дошкольников Москва 2017 В.Л.Шарохина, И.Л.Катаева Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы Москва 2017 | С.В. Бурдина Рабочая тетрадь. Серия «Математика» Сложение. Киров «Вятка», 2016. С.В. Бурдина Рабочая тетрадь. Серия «Математика» Вычитание. Киров «Вятка», 2016. С.В. Бурдина Рабочая тетрадь. Серия «Математика» Решаем задачи. Киров «Вятка», 2016. С.В. Бурдина Папка дошкольника «Счет до 10». Киров «Вятка», 2015. С.В. Бурдина Папка дошкольника «Счет до 20». Киров «Вятка», 2015. .Пазлы. Конструкторы: «Город», «Самоделкин металлический»;«Танграмм». Счеты. Карточки цифр. Часы. Игры: «Времена года», «Календарь природы», «Волшебница природа», «Части суток», «Обитатели леса», «Деревья», «Птицы», «Цветы», «Дикие животные наших лесов», «Кто где живет?». Обучающие карточки по темам по методике Г.Домана: «Овощи. Фрукты», «Грибы и ягоды», «Домашние животные и их детеныши», «Осень. Поздняя осень. Осенние месяцы», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Наша Родина – Россия!», «Обувь и одежда», «Мебель», «Посуда», «Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», «Новый год», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Орудия труда. Инструменты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов», «ранняя весна. Весенние месяцы. Мамин праздник», «Растения и животные весной», «Школьные принадлежности», «Космос. Покорители космоса», «Первые весенние цветы». Игры на развитие словаря: «Скажи наоборот», «Назови листочек», «Из чего сделан предмет?», «Найди и подбери родное слово», «Чей дом?». С. М. Забрамная Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию». Дидактические игры и упражнения по развитию психических процессов (самоизготовление): «Назови, одним словом» «Чего не хватает у каждого предмета» «Четвертый лишний» «Найди отличия» «Подбери заплатки к коврикам» «Запомни слова» «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Что пропало?» «Угадай, чего не стало?» «Что изменилось?» «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди такую же» «Найди на картинке всех котят, все чашки» «Подбери по цвету» «Найди такого же цвета» «Подбери домик для матрешки» «Собери букет» «Коробка форм» «Мебель для кукол» «На что похоже?» Кинезиологические упражнения Сиротюк А.Л.: |
Физическое развитие | По программе ДОУ: Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3—7 лет. ФГОС. М. Мозаика- Синтез, 2015 г. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Пензулаева Л. И. Мозаика-Синтез,2014.ГалицынаН. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрепторий,2004. Глушкова Г. «Физическое воспитание в семье и дома». М.: Школьная пресса. – 2005. Кириллова. Ю. «Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе». Спб. Детство-Пресс, 2006. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.М. АРКТИ. 2000. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. М: ТЦ СФЕРА, 2009. Рунова М. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез,2004. Буницкая П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.М. Просвещение. 1990. Фирилева Ж.В., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. СПб. Детство-пресс, 2007. | Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Методическое пособие.Береги здоровье. Демонстрационный материал. Изд. Карапуз-Дидактика, 2012. Мир в картинках. Спортивный инвентарь. М: Мозаика-Синтез, 2011. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС. Э. Я. Степаненкова. Мозаика-Синтез, 2015 г. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. ФГОС. Пензулаева Л. И. Мозаика-Синтез, 2015 г. Спортивный инвентарь: мячи, разного размера, обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, шведская стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, конусы, набивные мячи, мешочки с песком, плетеные веревки, мягкие модули, деревянные кольца, инвентарь и игрушки для эстафет, аудиозаписи мелодий для утренней зарядки и эстафет |
Художественно-эстетическое развитие | По программе ДОУ: Рисование с детьми 6-7 лет. Колдина Д.Н., М: Мозаика-синтез, 2011. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Колдина Д.Н., М: Мозаика-синтез, 2011. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В., М: Сфера, 2013. Знакомим дошкольников с народной культурой. Чебан А.Я., М: Сфера, 2013. Цквитария Т.А.,Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М: Сфера, 2011. Пластилиновая живопись. Яковлева Т.Н., М: Сфера, 2010. Лето красное – прекрасное! Методические рекомендации. Чусовская А.Н., М: Сфера, 2013. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. ФГОС. Т. Комарова. Мозаика- Синтез, 2015 г. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. ФГОС. Куцакова Л.В. Мозаика- Синтез, 2015 г. Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. М.: Центр Гармония, 2002. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко Программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни «Гармония» М.: Центр Гармония, 2004. | Наглядно-дидактичекое пособие «Силуэтная аппликация для детей 6-7 лет», Изд. Скрипторий, 2012. Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Овощи, фрукты, грибы», Изд. Скрипторий, 2012. Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Животные, птицы, насекомые», Изд. Скрипторий, 2012. Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Цветы», Изд. Скрипторий, 2012. Картины русских художников. Репродукции и описание. М: Айрис-Пресс, 2011. Деткие писатели. Комплект портретов. Композиторы. Комплект портретов. Микляева Н.В Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие. М: Сфера, 2011. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М: Сфера, 2010. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан «Система музыкального репертуара» М.: Центр Гармония, 2005. К.В. Тарасова, Т.В. Раздел «Музыкальная игра - драматизация» М.: Центр Гармония, 2004. К.В. Тарасова Раздел «Пение» М.: Центр Гармония 2005. Н.В. Нестеренко Раздел «Музыкальное движение» М.: Центр Гармония, 2004. Т.Г. Рубан, К.В. Тарасова Раздел «Слушание музыки» М.: Центр Гармония, 2004. К.В. Тарасова, М.А. Трубникова Программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни. Раздел «Игра на музыкальных инструментах» М.: Центр Гармония, 2003. С. Мерзлякова «Театрализованные игры» М.: Обруч, 2012. Л.Б. Гавришева, Н.В. |
3.3. Режим дня
Режим работы групп комбинированной направленности для детей с нарушением речи: пятидневная рабочая неделя; 12-часовое пребывание детей (с 7.00 до 19.00); выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. В каникулярное время планируется совместная и самостоятельная детская деятельность.
5 лет | |
Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.00-8.40 |
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды, завтрак | 8.30-8.50 |
Самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, коррекционные занятия со специалистами | 9.00-11.10 |
2-й завтрак | 10.00 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность | 11.10-12.20 |
Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания | 12.20-12.30 |
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры | 15.00-15.10 |
Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение к общепринятым нормам коммуникации, дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность; индивидуальная работа по рекомендациям специалистов | 15.15-16.25 |
Подготовка к полднику: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный полдник | 16.30-16.50 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование. Игры, самостоятельная деятельность, уход домой: индивидуальный контакт с родителями | 17.40-19.00 |
3.4. Распределение образовательной нагрузки
Раздел | Кол-во занятий | Ответственный |
Познавательное развитие | ||
Ознакомление с пространственными отношениями | 1 | Воспитатели |
Развитие экологических представлений | 1 | Воспитатели |
Речевое развитие | ||
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи | 1 | Воспитатели |
Первоначальные основы грамоты и РПДР | 1 | Воспитатели |
Физическое развитие | ||
Физкультура | 3 | Инструктор по физической культуре |
Художественно-эстетическое | ||
Развитие музыкальности | 2 | Музыкальный руководитель |
Изо-деятельность (рисование, лепка/аппликация) | 2 | Воспитатели |
Вариативная часть | ||
Индивидуальная работа | ||
Коррекционные занятия по развитию речи | 2 | Учитель - логопед |
Коррекционные занятия с педагогом -психологом | 1 | Педагог - психолог |
всего | 15 |
3.5. Расписание индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий со специалистами.
Специалист | Занятия |
Логопедические занятия | Вторник 15.00 – 15.25 (подгрупповое) Четверг 10.10 – 10.35 (подгрупповое) |
Занятия психолога | Вторник 08.30 – 9.00 (подгрупповое) |
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы комбинированной направленности направлена на:
- реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
- реализацию адаптированной образовательной программы сопровождения детей с ОНР;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, для этого в каждой возрастной группе созданы физкультурно-оздоровительные центры и уголки релаксации, уединения.
Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (песок, вода, бумага, камни, природный материал, глина и т.д.);
- двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей (творческие мастерские).
Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям ребенку не требуется.
Для всех воспитанников ДОУ (в том числе для детей с ОВЗ) доступны все помещения ДОУ, где осуществляется образовательный процесс (кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкально - спортивный зал). Предметно-пространственная среда ДОУ и ее составляющие элементы соответствуют требованиям безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная.
IV Дополнительный раздел
Адаптированная образовательная программа разработана для Шафиевой Альбины Алясевны, 20.08.2017г. рождения. Решением центральной ПМПК г. Красноярска от 15.09.2022 года, протокол №3/32 – 22 – К(1), подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе с учетом психических особенностей ребенка с ОНР (II-III уровень развития речи).
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию и с учетом рекомендаций специалистов ПМПК. При разработке АОП использовались образовательная программа дошкольного образования «Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) и Примерная адаптированная основная образовательная программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева).
Программой предусматривается разностороннее развитие ребенка с ОВЗ, коррекция недостатков в его речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности в условиях группы комбинированной направленности.
Программа включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), а также содержание коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога, расписание индивидуальных и групповых занятий.
Взаимодействие с семьями воспитанников направлено на решение следующих задач:
1. Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого -педагогическую помощь в семейном воспитании детей, в том числе, по вопросам инклюзивного образования.
2. Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей через организацию индивидуального консультирования, совместной работы по выстраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом
Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...
Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...