Статьи
методическая разработка (подготовительная группа)

Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

                                                                      Нурдавлетова И. А.,  

                                                                                          Воспитатель

                                                                                              МДОБУ №15«Тополек»                                        присмотра и оздоровления»                                                                                        

Г. Минусинск, Красноярский край.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Аннотация:  обосновывается идея о том, что  проектная деятельность с использованием интеграции, как одного из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

      Авторы приходят к выводу, что такой подход к патриотическому воспитанию на основе  проектной деятельности позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей среднего дошкольного возраста, развивать творческое мышление, умение детей с помощью взрослых, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, проектная деятельность, интеграция, информация, самостоятельная активность детей.

«Патриотизм» - как это можно понять? Какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос  многогранный и сложный. Советский энциклопедический словарь  раскрывает  это понятие как  «любовь к родине». В настоящие время современное понятие «патриотизма» объединяют сознанием людей с эмоциями  восприятия окружающего мира вместе рождения   человека,  воспитания, детских  впечатлений, становления личности. Вместе с тем каждый человек, как и  его соотечественники, сотнями, если не тысячами нитей связан с местами его проживания с принадлежащим  ему миром растений и животных, с обычаями и наследием этих мест, с укладом проживания коренных жителей, его прошлым и настоящим. Чувственное восприятие родного дома, где родился, своих отца и матери, своего дворика, улицы родного города, птичьего пения, шелеста листвы на деревьях, перемены времен года и связанных с этим измененных  красок скверов и парков, состояния реки и озера, песен и разговоров  местных жителей, их обрядов, традиций, уклада жизни  и культуры поведения, всего не перечесть.  Это влияет на социальное развитие, а вместе с этим и на становление патриотического сознания каждого человека.  [1, 10]

    М.Б. Зуйкова считает, что один из наиболее действенных методов патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста  является метод проектов, позволяющий создать  особенную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектной деятельности позволяет задействовать разные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, образного мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; активизирует развитие самостоятельности и ответственности.

Т.С. Лагода отмечает, проектный  метод с использованием интеграции как одного из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

Л.С. Киселева считает, переход дошкольного учреждения на   проектный  метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; комплексные блочно-тематические занятия; интеграция: частичная или полная; проектная деятельность, как форма организации образовательной среды; как метод развития  образного познавательного мышления детей.

  М. Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества. Современные педагоги и психологи также уделяют большое внимание такой части патриотического воспитания как краеведение (И.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова Н.Г. Комратова, Л.А Кондрыкинская, Н.В. Алёшина, О.А. Крутикова, П.Ф. Никонова)

Целью  работы считаем:  формирование  представлений   о родном городе, о родном крае  с использованием  проектной деятельности    у детей среднего  дошкольного возраста

Задачи:

1.Фомировать умение  ориентироваться в природном окружении                 2.Развивать представление о многонациональности нашего края       3.Воспитывать уважение к народным традициям                                                            

Для постановки задач был проведен констатирующий мониторинг с целью выявления исходного уровня представления  детей  среднего  дошкольного возраста о своей семье,  о своей  стране, родном крае, родном городе. Мониторинг проводился на базе МДОБУ №15 «Тополёк» гр. «Василёк», 20 детей в возрасте от 4 до 5 лет. Методика мониторинга состояла из серии проверочных  заданий:  «Моя  семья», «Мой  город», «Край в котором мы живём», «Родная Страна». Диагностический инструментарий был разработан по программе И.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой  «Мы живем в России» для детей среднего дошкольного возраста.

        На основе диагностики уровня знаний  детей среднего дошкольного возраста  нами сделаны выводы: уровень патриотических представлений  не достаточен. В основном знания детей находятся на среднем уровне.   Сравнительно низкие результаты по вопросам связанным со знаниями о  родной стране и краеведении.                                                                                                       Результаты  исследования  мониторинга позволили определить следующие задачи:                                                                                                                                      -  сформировать представления о различных сторонах жизни своего города и края.

- развивать стремление как можно лучше знать свой город,  край

-  способствовать становлению, развитию, упрочению не только детского коллектива, но и семьи

- способствовать развитию личностных качеств детей среднего дошкольного возраста средствами краеведенья.

     Для решения  этих задач был разработан   проект  «Мой край родной» с целью осуществления  комплексного  подхода  к  патриотическому воспитанию детей  среднего дошкольного возраста, приобщения их  к истории и культуре родного края. Проект включает в себя  четыре краткосрочных  проекта: «Мой город Минусинск», «Край в котором мы живём», «Хакасы – коренной народ Сибири», «Север нашего края». Планирование проекта составлено в согласно с программой  «От рождения до школы» под редакцией И.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой  М.А. Васильевой, программой по патриотическому воспитанию в детском саду  М.Ю. Новицкой  «Наследие»,  и по программе И.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой  «Мы живем в России» для детей среднего дошкольного возраста.

При реализации проекта  использовались разные приемы патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: краеведенье - экскурсии по городу  «Моя улица, мой дом», «Мой любимый детский сад»  прогулки в сосновый бор с участием родителей детей; рассматривание глобуса, карты Красноярского края, «О чём рассказали старые фотографии Минусинска», знакомство с природой и окружающей средой; художественная литература - знакомство с писателями края, иллюстрации, беседы с детьми   подобраны таким образом чтобы развивать познавательный интерес, наблюдательность,  «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края» «Мой город», «Мой родной край» т.д.; чтение и заучивание потешек; разъяснение пословиц и поговорок о Родине;  знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Севера, Хакассии; музыка  - занятие игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»(национальные игры народов красноярского края),  «Пришла коляда накануне Рождества», «Проводы зимы - Масленица»,«Мы играем в оркестр народных инструментов», «Хакасский новый год – Чыл Пазы» т.д. Игровая деятельность: дидактические игры  «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город», «Путешествие по Красноярску»; п/и «Игры наших бабушек», народные игры «Хейро», «Полярная сова», «Бычки», «Ручейки и озера»; с/р «Семья», «Поездка в Абакан», «Мы репортеры»т.д.  

Проект,  включает в себя тематический план по ознакомлению с родным краем, параметры и критерии оценки сформированности представлений о родном крае, городе, стране, создание мини-музеев в групповой комнате и детском саду,  консультаций для педагогов и родителей.

Тематический план представляет  систему занимательной деятельности, игр, упражнений, экспериментально-поисковой и продуктивной деятельности, направленную на формирование начал  патриотического самосознания детей среднего дошкольного возраста. ( Е.А.Дубинина)

Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей, и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей: сбор экспонатов, иллюстраций, интересной тематической информации с участием родителей.  В ходе этой деятельности они узнавали что-то новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми.  Внимательно анализировались и те факты работы, в которых отмечалось снижение интереса инициативности  детей.  Результатом проектов являлись тематические выставки, народный праздник,  детско–родительские презентации, фото альбомы.  

Активное участие в реализации проекта, принимали родители детей. Они с удовольствием  и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта. Участие  родителей в детско-родительских проектах: « Мой Минусинск», «Памятники нашего города», «Города красноярского края», «Абакан столица Хакасии», не только                   способствовало повышению  познавательной  активности детей, но и обогатило наглядно-предметную среду. Практические материалы, предоставленные родителями позволили создать в группе мини-музеи: «Минусинск наш город», «Дерево».

Метод проектов способствовал  возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта.  

 Сравнительный анализ показал очевидную положительную динамику в эмоциональном развитии детей и приобретении знаний и умений. Показатели стали намного выше. Многие дети легко отвечают на вопросы о родном  крае, знают его название, герб и флаг; называют столицу края  и могут рассказать о некоторых исторических событиях своей Родины; знают особенности её природы и культуры.

Исходя, из опыта работы  можно сделать вывод, что у детей  с раннего возраста повышается уровень патриотических чувств и представлений о своей семье,  родной стране, родной природе, родной культуре. Процесс  патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста стал более эффективным при использовании метода проектов, направленного на процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование  патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом.  

   Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Использование проектного метода в  патриотическом  воспитании детей  среднего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием,  обусловленными собственной активностью детей.

  Список использованной литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.                                                                  

2. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

3. Зеленова  Н.Г.,  Осипова  Л.Е.  -  Мы  живем  в  России.  Гражданско -патриотическое воспитание дошкольников  (средняя группа). – М.: «Издательство Скрипторий» 2003.

4.  Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?  Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ ТЦ Сфера, 2003г.                                                                                                                  

© И.А. Нурдавлетова, 2017



Предварительный просмотр:

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ И ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ

                             

                                             МБДОУ № 40  группа №37

Воспитатели: Кутергина Елена Геннадьевна

Нурдавлетова Ирина Анатольевна

  1. Актуальность темы.

Сегодня детский сад очень быстро меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в образовании нашей страны. В качестве одной из задач выступает формирование у дошкольников коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.

 Коммуникативные качества речи у дошкольников мы решили развивать, опираясь на литературные произведения, посредством реализации культурной практики «Литературная гостиная».

     К сожалению, потребность в чтении литературных текстов и стихов у детей  снизилась. Во многом виной этому - общение в социальных сетях, где снижается ценность художественного слова: часто используются сокращения и сленг. Еще одна причина - обеднение речи взрослых.

  «Литературная гостиная» как форма организации художественно-творческой деятельности детей.

  Даная форма организации литературного досуга широко применяется в школах, мы попробовали адаптировать её к условиям дошкольного учреждения.

  Гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии и искусства. 

  Цель литературной гостиной 

прививать любовь к родному слову, способствовать раскрытию творческих способностей и коммуникативных качеств речи у дошкольников.

Задачи

- содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми;

- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;

- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой семейного чтения.

   Принципы организации литературной гостиной

   - оформление помещения в стиле «гостиной» - комнаты для приема гостей.

  Стулья расставляются полукругом, чтобы участники видели друг друга.  Группа оформляется в соответствии с темой, книги, выставка рисунков, поделок. Педагоги выступают в роли хозяек гостиной. Очень важно создать атмосферу доброжелательности и душевности.

  - в течение учебного года планируется три встречи (осень, зима, весна).

    Слишком частые «встречи» снижают интерес, становятся обыденными. Кроме того, такие мероприятия требуют тщательной (но не утомительной!) подготовки и предварительной работы.   

   

 Этапы работы

  1) Планирование

     В начале учебного года с учетом контингента детей, годового плана работы учреждения намечаем сроки проведения литературной гостиной.

  2) Отбор литературных произведений.

 При отборе ориентируемся на возрастные, речевые и интеллектуальные возможности детей, а также на значимые события окружающего мира.

  3) Отбор атрибутики, видео и аудиоряда.

    Это очень важный этап. Именно предметное окружение, зрительные картины и образы, музыка  создают атмосферу, усиливают  впечатление от литературного произведения. Умелое применение музыки, художественного оформления положительно сказывается на понимании дошкольником поэтического произведения, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в нем

  4) Подготовительная работа с детьми: разучивание текстов, работа над выразительностью речи.

    Самый длительный по времени этап. Работа ведется индивидуально. Вместе с ребенком раскрывается смысл слов и выражений, характер произведения и, как следствие, интонация, с которой следует его декламировать. Т.к. у детей часто возникают трудности с запоминанием  текста, используем различные приемы:

    -«Рассказываем стихи руками»: опора на жесты;

    -«Доскажи словечко»: договаривание ребенком строки;

    -рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями;

    - применяем графическое моделирование;

    - используем инсценировки и драматизации сюжета произведения.

  5)  Встреча в литературной гостиной.

       В назначенный  день все участники собираются в «гостиной». В нашем случае  это групповая комната, декорированная в соответствии с темой и духом «гостиной».

Алгоритм проведения.

    - Встреча.

    - Объявление темы.    

      Это может быть загадка, просмотр видеоролика,  чтение литературного произведения  педагогом.

 - Беседа с детьми в рамках темы встречи (о событии или явлении, которому она посвящена; времени года, о поэте или авторе, сказки).

  - Знакомство с творчеством поэта (поэтов) в рамках тематики.

  Приглашение детей к исполнению стихов. Очень важно создать атмосферу непринужденности, отмечается каждый ребенок, поощряется его стремление продекламировать стихотворение.

 Завершение встречи.

  В конце мероприятия педагоги вместе с детьми рассматривают подборку книг, тематическую выставку рисунков или создают творческий продукт: панно, картину в соответствии с темой встречи.

Вывод.

Используя в своей работе культурную практику «Литературная гостиная» удалось достичь значительных результатов.

  По нашим наблюдениям детям интересны подобные неформальные встречи. Повышается интерес к процессу разучивания стихов, прививается интерес к книге, положительно сказывается на речевом развитии, дарит тепло общения, воспитывается  эстетический вкус и общая культура.

Работу в этом направлении мы будем продолжать,  и  использовать различные модели построения «Литературных гостиных»:

- тематический вечер одного автора;

- встреча, посвящённая одной нравственной норме;

- диспут;

- встреча со сказкой.

Для организации  проведения литературной гостиной  будем привлекать  родителей.  Для того чтобы  повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой семейного чтения.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Литература:                                                                                                      
1. Зябкина В.В., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010.

2. Зябкина В.В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И.С.Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011.

3. Зябкина В.В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала / Под общ. ред.В.И.Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.                              4. Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  



Предварительный просмотр:

                                                   И.А. Нурдавлетова, Е.Г. Кутергина

                         Воспитатели,

                                                       МБДОУ №40 «Медвежонок»

г. Железногорска, Красноярского края

                                                   

        Аннотация:  на современном этапе развития образования актуальна проблема нравственно-патриотического и гуманного воспитания детей. Статья посвящена созданию развивающей предметно-пространственной среды, где центральное место занимают мини-музеи, созданные совместно с родителями и детьми во время проектной деятельности.

 Под мини-музеем понимается не просто организация экспозиции, а многообразные формы образовательной деятельности, дающие ребёнку возможность  развивать творческие способности, формировать познавательный интерес и основы диалектического мышления, понимания причинно-следственных, временных связей.

Ключевые слова:  музейная педагогика, мини-музей, нравственно-патриотическое воспитание, гуманное воспитание, история, экспонат, рукотворный, народный.

Музейная педагогика – как метод формирования у ребенка гуманистической  системы ценностей.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородная информация об армии и событиях происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с  национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического и гуманного  воспитания детей.[6 -38 с.]

         Гуманное воспитание  - считает самым важным ценность ребенка как личности, развитие способностей заложенных в нём от природы,  это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры, преемственность поколений. Питаясь от мощных исторических корней мирового философского и педагогического наследия, гуманная педагогика,  наследует высокую цель – воспитание того, чего так не хватает нашему обществу  - Благородного Человека. Она ведёт не только к развитию  интеллекта и памяти, но и к раскрытию сердца и возвышению духа. Её основные постулаты  - вера в ребенка, уважение и развитие его личности, направленность служению добру. [2-98с.]

Используя музейную педагогику в организации своей деятельности, задумываясь над тем, как именно, с помощью каких методов можно формировать у ребёнка гуманистическую систему ценностей, а не просто передавать ему информацию, можно помочь ему стать патриотом, и в тоже время гражданином мира, который способен любить свою Родину и быть неравнодушным к судьбам народов Земли.                                                                                                              

Работая вместе на одной  группе, мы уделяем большое внимание формированию начал патриотического и нравственного мировоззрения своих воспитанников через разнообразные формы совместной образовательной деятельности. Мини – музеи, детско-родительские проекты, детские проекты, городские и краевые акции вызывают наибольший интерес у дошкольников.

Мы организовали в группе несколько мини-музеев: исторические и музей природы.

Что такое мини-музей?

 Во-первых, мини, говорит о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. У нас эту задачу помогают решать настенные полочки, стенды, столики разной величины, тумбы в групповой комнате.                                                  

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.                        

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются настоящим музеям. Мини-музей интерактивен, содержит такие экспонаты, которые можно трогать руками, нюхать, рассматривать, с ними можно играть, действовать. Эта особенность привлекает детей, у них появляется интерес и обучение становится более эффективным.

 К тому же, мини-музеи для ребенка, это что-то свое, родное, так как дети и их родители принимают участие в его создании.

Исторические мини-музеи нашей группы:

1. Русская изба.

2. Домашняя утварь.

       3. Игрушки наших прабабушек.

Задачи исторических мини-музеев:

•        патриотическое - нравственное воспитание;

•        формирование у дошкольников интереса к истории своей страны, народа и других стран и народов, а также своей семьи, города, края;

•        формирование у дошкольников познавательного интереса и основ диалектического мышления, понимания причинно-следственных, временных связей.

•  возможность самореализации каждого ребёнка.

        • формирования проектно- исследовательских умений.

Каждый мини-музей знакомит с историей, культурой, народным творчеством жителей Красноярского края.

Мини-музей «Русская изба и подворье». Здесь помещается макет русской избы с русской печью, красным углом, коником, лавками и столом, а так же другими атрибутами крестьянского быта. Правила устройства русского жилища очень интересны. Несут в себе глубокий символический смысл, народную мудрость, необходимые для выживания в непростых природных условиях. Макет русского подворья позволяет показать детям, с какой заботой и любовью относились русские переселенцы к домашним животным. В результате образовательной деятельности  в этом мини-музее были подготовлены рассказы: «Устройство избы», «Профессии русской печи», «Красный угол», «Мужской угол», «Секреты русской бани», «Крестьянское подворье». Крестьянское жилище с его нехитрой утварью было устроено просто и практично. Но даже самые обыденные вещи, сделанные с душой, умелыми руками, становились его украшением. Знакомясь с устройством русской избы, дети начинают понимать это. Таким образом, этот мини-музей воспитывает уважение к труду крестьян, восхищение смекалкой и мастерством, хозяйственностью русского человека.

Мини-музей «Домашняя утварь». В этом мини-музее мы собрали старинные или сделанные под старину предметы быта: глиняная, чугунная и деревянная посуда, изделия из бересты и ивового прута, лампы, подсвечники и другие старинные вещи. Все экспонаты собраны с помощью сотрудников детского сада и родителей. Главное назначение этого раздела – показать разнообразие рукотворных изделий, которыми пользовался народ в быту, а также многообразие тех природных материалов, которые использовались при изготовлении домашней утвари. Подобранные экспонаты легли в основу занятий познавательного цикла: «История электрической лампочки», «Заглянем в прошлое музыкального диска», а так же занятий по изодеятельности и ручному труду: «Глиняные горшочки и крынки», «Плетение из деревянного шпона».

Мини-музей «Игрушки наших прабабушек». В задачи этого  мини-музея входит знакомство детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитание интереса к народным промыслам, развитие воображения, художественного вкуса, моторики рук (пеленание, игры с куклами, лепка из глины и пластилина, изготовление кукол из ниток, соломы). В нем представлены народные куклы-обереги и игровые, филимоновские, дымковские, каргопольские глиняные игрушки, игрушки из бересты, соломы и дерева.  Экспонаты этого мини-музея сделаны нашими руками, подарены студентами Краевого колледжа культуры и искусства, а так же есть в нем и детские работы.

         Задачи мини-музея природы:

•        знакомство с природой родного края и города;

•        обогащение представлений о многообразии животного и растительного мира своей малой родины.

В наше группе мини-музей природы представлен в виде музея дерева.

Мини-музей дерева  расположен в групповой комнате у стены. Центром музейной экспозиции стало искусственное дерево, сделанное из картонной трубы с ветвями из проволоки и декорировано  фактурой, напоминающей древесную кору. Рядом с деревом нашли место тематические стенды: «Листья деревьев, произрастающих в нашем крае», «Кора деревьев нашего края», «Животные нашего края», карта Красноярского края, календарь наблюдений.  Под деревом расположены спилы стволов березы, пихты, яблони-дички, сосны. Рядом со спилами коллекция шишек хвойных деревьев и семян лиственных.

        В работе с детьми мы используем мини-музей разнообразно. В зависимости от времени года, на ветках появляются почки, зеленые или желтые листья, хлопья снега, перелетные или зимующие птицы, насекомые, пресмыкающиеся, мелкие зверушки. Их мы размещаем вместе с детьми. Это - своеобразный календарь природы. Все экспонаты в музее подписаны, и дети с удовольствием их рассматривают, читают и запоминают флору и фауну своей родины. Экспонаты для мини-музея дерева дети собирают во время экскурсий, прогулок, путешествий с родителями. Этот мини-музей решает образовательные задачи и обеспечивает экологическое воспитание, формирует умение ориентироваться в природном окружении своего края и Родины и развивает эстетический вкус старших дошкольников.

Используя, в работе  технологию музейной педагогики и проектной деятельности мы строим, диалогическое  взаимодействие взрослого и ребенка, что  способствует развитию у детей  исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Такая форма работы побуждает детей думать, переживать, анализировать факты культуры, излагать свои мысли, тем самым, идёт формирование свободной, творческой инициативной личности, а так же зарождается преемственность поколений, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. 

                                     

Список  использованной  литературы:

1.  Виноградова  Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова  Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

2. Зуев Д.Д. "Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000.- 107с.

3. Малюшова Н. Здравствуй, музей  / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.-96 с.

5.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений  // Дошкольное воспитание. – 2003.- № 9.с. 69.

6. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

7. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.                                                



Предварительный просмотр:

                                                     Нурдавлетова И.А.

Воспитатель

МДОБУ Детский сад №15 «Тополек»

«присмотра и оздоровления»

                                                   г. Минусинск, Красноярский край

Аннотация:  Статья посвящена проектной деятельности  и формам работы с родителями. Мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками педагогического процесса.

    

Ключевые слова:  проектная деятельность, детско-родительские проекты, нетрадиционные формы работы, эффективное воспитание.

Формы работы с родителями в проектной деятельности

         И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Результаты исследования по вопросу "Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания"  плачевные: больше часа - 66%, от 30 мин до 1 часа - 14 %, от 15 мин до 30 мин - 5%, от 5 мин до 15 мин - 15%.

         Дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. Причины этого явления:

- чрезмерная занятость родителей (полчаса на воспитание - проблемный вопрос); 

- трудная материальная жизнь;

- засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр, интернет;

- нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;

- неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;

- переживания ребенка редко волнуют родителей, особенно в неблагополучных семьях.

Не секрет, что у родителей существует предвзятое отношение к дошкольному учреждению, как к месту присмотра за ребенком не дающей полноценной подготовки к школе. Если ребенок умеет читать и писать, по мнению родителей, только тогда он готов к обучению в школе. Зачастую родители не вникают в тот образовательный процесс, который происходит в детском саду, и не придают значения развитию таких процессов, как любознательность, познавательный интерес, образное мышление, умение делать выводы и умозаключения, слышать и слушать учебную задачу.

Традиционные формы работы с родителями в детском учреждении (беседы, собрания, родительские уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов, и  осознания важности развития когнитивных процессов у детей в этом возрасте. Контакт, взаимодействия родителей и детей необходимо  так же  для формирования морально-нравственных качеств и социализации ребенка.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и образования на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Совместное выполнение замысла родителями и ребенком укрепляет детско-родительские отношения, а так же способствует развитию познавательных способностей, обогащению представлений о целостной картине мира, навыков коммуникативного общения.

Изучив методику проектов мы решили  активно внедрять в свою деятельность  детско - родительские проекты, как  одну из нетрадиционных форм работы с родителями.

Важная особенность проектной деятельности - она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате.

А.Л. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

3. Установление партнёрского взаимодействия с родителями.

В своей работе мы в основном  реализуем исследовательские проекты.

Выбираем разнообразную тематику:

- патриотические - «Мой родной город», «Мой Красноярский карай», «Наши добрые соседи - хакасы», «Север нашего края», «Гордимся и помним» ко Дню Победы.  

- нравственные - «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Древо моей семьи», «Моя любимая мама», «Профессии в моей семье».

- познавательные - «Новый год шагает по планете», «Весенние народные праздники России», «Картинная галерея».

В создании проектов мы выступаем в роли консультанта, советника и непосредственного участника проекта.

В начале своей работы над проектами использовали следующие формы работы с родителями:

- составление адаптированных рассказов;

- нарисовать с ребенком рисунок;

- подбор и заучивание стихов, пословиц по тематике проекта;

Сейчас предлагаем разнообразные формы работы:

- фото-отчеты по результатам экскурсий;

- составление модели детского рассказа;

- изготовление макетов объектов проекта;

- участие в создании  мини- музеев в группе;

- изготовление декорации, макетов, костюмов к праздникам;

- проведение родителями практикумов с детьми в рамках проекта;

- непосредственное участие в праздниках- презентациях проектов;

В основном родители принимают активное участие в создании проектов. Признают,  что сами узнали много нового о родном городе, о крае в котором живут, отмечают, как охотно дети выполняют задания вместе с родителями и с гордостью рассказывают о своих успехах при презентации проекта. С особым чувством относятся родители к проектам касающихся семьи. Проекты о народных традициях, произведениях искусства, вызывают интерес и желание узнать больше.

Привлекаем родителей к творческим проектам не только группы, но и детского сада.  Они  принимают активное участие  в изготовлении декорации, макетов, костюмов, а так же непосредственно участвуют в праздниках- презентациях проектов.

           Одним из условий эффективного воспитания ребенка является тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, которая является первой и часто единственной средой, где ребенок формируется как личность. Главные компоненты, которые оказывают воспитательное воздействие на ребенка - это система ценностей и социальных установок семьи, стиль взаимоотношений между членами семьи, семейные традиции, уровень психолого-педагогической культуры родителей.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2000.
  2.  Виноградова  Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова  Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Данилина Т.А. Киселева Л.С., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ.-4-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006.
  4.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
  5.  Яковлева Н.Ф. – Проектная деятельность в образовательном учреждении. М. 2014.



Предварительный просмотр:

Метод проекта как средство привития интереса к Малой Родине у старших дошкольников.

Нурдавлетова И.А. – воспитатель  МДОБУ №15 «Детский сад «Тополёк»             г. Минусинск.

      Человеку ни как нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

                                                                     К. Паустовский.

Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина -  он ещё не сирота. Всё проходи:   любовь, горечь утрат, даже боль утрат проходит, но никогда – ни когда не проходит и не гаснет  тоска по Родине…

                                                                    В.П. Астафьев.

Актуальность.

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Президент РФ  В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны, В подписанном им Указе  о совершенствовании государственной политики в области патриотическом воспитании говорится: «Мы должны  строить своё будущие и будущие своих детей. И такой фундамент это патриотизм». Государственная программа Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 год определила основные пути  патриотическое воспитания, цели, задачи, которые направлены  на «поддержание общественно-экономической  стабильности, упрочения единства и дружбы народов».  Особое место в патриотическом воспитании занимает краеведение – совокупность знаний об истории, экономике, быту, культуре своего края.

                 Психолого-педагогические исследования показали, что детям могут быть доступны эти знания, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.                                                                            Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: "Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др.

К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль с становлении личности патриота.                                                                                                                     М. Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества. Современные педагоги и психологи также уделяют большое внимание такой части патриотического воспитания как краеведение ( Н.Г. Комратова, Л.А Кондрыкинская, Н.В. Алёшина, О.А. Крутикова, П.Ф. Никонова).                                                                                                                                    Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:                                                                                                       - необходимость переосмысления содержания, целей, задач патриотического воспитания дошкольников в современных условиях и недостаточная разработанность научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

 - метод проектов  является уникальным средством воспитания и обучения ребёнка обусловленным его собственной активностью, но недостаточная  разработанность использования метода  в процессе патриотического воспитания дошкольников с учетом федеральных государственных требований и новых реформ в практике работы дошкольных учреждений.  Выявленные противоречия обусловили выбор темы моей работы «Метод проектов как средство привития интереса к малой Родине у старших дошкольников». Целью своей работы считаю: формирование положительной мотивации  старших дошкольников к краеведению.                                                                      

Для постановки задач был проведен констатирующий мониторинг с целью выявления исходного уровня представления детей  старшего дошкольного возраста о родной семье, родной стране, родном крае, родном городе. Мониторинг проводился на базе МДОБУ №15 «Тополёк» гр. «Василёк», 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Методика мониторинга состояла из серии контрольных заданий:  «Родная семья», «Родной город», «Край в котором мы живём», «Родная Страна». Диагностический инструментарий был разработан по программе И.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой  «Мы живем в России».

        На основе данного диагностирования нами сделаны выводы: уровень патриотических представлений детей  старшего дошкольного возраста не достаточен. В основном знания детей находятся на среднем уровне. Относительно низкие результаты по вопросам связанным со знаниями о родной стране и краеведении.                                                                                 Результаты  исследования  мониторинга позволили определить следующие задачи:                                                                                                                                      -  сформировать представления о различных сторонах жизни своего города и края.

- развивать стремление как можно лучше знать свой город,  край

-  способствовать становлению, развитию, упрочению не только детского коллектива, но и семьи

- способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведенья.

Для решения  этих задач был разработан   проект  «Мой край родной» с целью осуществления  комплексного  подхода  к воспитанию детей в духе патриотизма приобщения дошкольников к истории и культуре родного края. Проект  включает в себя  четыре краткосрочных  проекта: «Мой город Минусинск», «Край в котором мы живём», «Хакасы – коренной народ Сибири», «Север нашего края».Планирование проекта составлено в соответствии с программой  «ОТ рождения до школы» под редакцией И.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой  М.А. Васильевой, программой по патриотическому воспитанию в детском саду  М.Ю. Новицкой  «Наследие». Частично использованы рекомендации из методических  пособий Н,Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет», Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

При осуществлении проекта  использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда.        Центральное место в проекте  было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа. Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы. Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей: сбор экспонатов, иллюстраций.  Дети не просто собирали иллюстрации, предметы, отыскивали интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнавали что-то новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми. Тщательно анализировались и те моменты деятельности, в которых наблюдался спад заинтересованности и активности детей.

Результатом проектов являлись тематические выставки, краеведческая викторина, народный праздник.

        Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта. Участие  родителей в детско-родительских проектах: « Мой Минусинск», «Памятники нашего города», «Города красноярского края», «Абакан столица Хакасии», не только                   способствовало повышению  познавательной  активности детей но и обогатило наглядно-предметную среду. Практические материалы предоставленные родителями позволили создать в группе мини-музеи: «Минусинск наш город», «Дерево».

Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта  

        Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в эмоциональном развитии детей и приобретении знаний и умений. Показатели улучшились. Многие дети легко оперируют знаниями о родном  крае, знают его название, герб и флаг; называют столицу края  и могут рассказать о некоторых исторических событиях своей Родины; знают особенности её природы и культуры.  Значительно снизился показатель детей с низким уровнем развития и увеличился показатель детей с высоким уровнем развития.

        Исходя, из опыта работы  можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень патриотических чувств и представлений о родной семье,  родной стране, родной природе, родной культуре. Процесс  патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста стал более эффективным при использовании метода проектов, направленного на процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование  патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом.   Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве воспитания патриотизма детей  старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием,  обусловленным собственной активностью.

                                               Литература

1. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

2.   Зеленова И.Г, . Осипова Л.Е. Мы живем в России. ID 3488546.  Языки: Русский. Издательство: Скрипторий 2003.

3.  Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?  Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ ТЦ Сфера, 2003г.192с.                                                                                                                  

4. Комратова Н,Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет:  практическое пособие для воспитателей и методистом в ДОУ/ ТЦ Сфера, 2007- 76с.    

5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005. • Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.                                                                  

6. http://dohcolonoc.ru/cons/515-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-proekt-ldedushkina-medalr.html

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...