Развитие речи детей 3 - 5 лет. Как поможет психолог
консультация (средняя группа)
Родителям важно понимать, что каждый специалист рассматривает особенности ребёнка с точки зрения своей специальности. И в соответствии с этим даёт свои рекомендации, советы, назначает препараты. Случается и так, что стандартные подходы помогают плохо, или не помогают вовсе. Почему так происходит?
Современная жизнь очень сильно отличается от жизни людей даже 10 лет назад а тем более 20, 30 . Многие научные исследования проводились в других условиях жизни людей, поэтому их выводы в современном мире уже устарели.
Сейчас многие механизмы, которые являются основой, базой для хорошей речи, по разным причинам не работают, или работают очень слабо. Давайте разберёмся, в чем же дела.
Поймите, что плохая речь или её отсутствие – это вершина айсберга. Что бы мы с ней ни делали, айсберг гораздо больше чем видимая его часть. На картинке, прикреплённой к этой записи, я построила для вас пирамидку («айсберг»).
Верхушка этой пирамидки, жёлтый кубик, – это и есть способность ребёнка читать, писать, разговаривать, думать, хорошо себя вести, умело адаптироваться к разным условиям жизни и быть успешным в различных областях деятельности. Для того, чтобы все это проявилось в ребенке, необходимо пройти определённый путь развития, а именно выстроить все предпосылки.
Очень часто родители не обращают на это внимание, так как отсутствие речи – очевидный признак, а все предпосылки – не столь очевидны. Однако, как показывает практика, именно наличие этих предпосылок становится более реальным фундаментом, чем таблетки, процедуры, и даже занятия с огопедом.
Что же это за чудесные предпосылки, которые могут оказаться плохо развитыми? Давайте с вами разберёмся
Фундаментом этой пирамидки является гармоничное физическое развитие ребёнка, которая достигается тем, что с самого раннего детства родители, в заботе о здоровье ребёнка, закаливают его, развивают его движения всеми возможными способами, проводят большую часть времени на свежем воздухе, дают ему жёсткую пищу, своевременно учат жевать её, пить разными способами и разные жидкости (пюре, кисели, компоты; из чашки, через соломинку…) приобщают ребёнка к элементарным трудовым действиям, и самостоятельности.
Эту основу также составляют развитие тактильный системы: это и ходьба босиком, и игры с песком, глиной, крупами. Это телесный контакт с природой – холод жар, игры с водой, различная по консистенции пища, одежда, и окружающие предметы.
Сюда же относится и вестибулярная система , которая развивается так-же через движение и опасности: прыжки с поворотом, кручения, ходьба по бревну и бордюру, катание на двухколесном велосипеде, коньках, движение с изменением направления…
Представьте себе, что во всём этом нужно тренировать ребёнка по мере его взросления, с самого рождения. А теперь попробуйте наложить все эти занятия на современную жизнь, где комфорт и удобство сопровождают ребёнка с самого появления на свет и сильно обедняет и сужает опыт ребенка во всех перечисленных областях
Что же содержит в себе вторая ступенька? В ней заложено развитие всех систем восприятия человека: зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой.
Все эти системы должны активно работать у ребёнка также с самого рождения. Их нужно тренировать, обращая внимание ребёнка на разные особенности окружающего мира, ознакамливать его изо дня в день с удивительной и многогранный жизнью на нашей планете Земля.
Очень часто родители сталкиваются с трудностями речевого развития ребенка. Эта проблема вызывает у них много переживаний и готовность активно действовать: они обращаются к разным специалистам, готовы лечить малыша, водить его к логопеду - лишь бы ребенок преодолел этап плохого говорения.
К сожалению очень часто в раннем детстве родителям не приходит в голову сознательно обращать внимание ребёнка на разнообразие и многогранность окружающего мира. Чаще всего у нас работает зрительная система, затем слуховая. обонятельный вкусовая система работают лишь по мере необходимости, и впечатления от них довольно скудны и мало осознаются ребёнком. Давайте прибавим к этому, что часто родители подключают малыша к видео-няне, разнообразным передачам, которыми заменяют живое общение.
Следующая ступенька – более сложная для восприятия не обучеными специально людьми (которыми и являются родители) но тоже очень важная: это ориентировка ребёнка в пространстве и на своем теле, умение координировать свое тело и его части, способность воспринимать и анализировать разнообразную входящую информацию. Это ступенька, которую не часто развивают в домашних условиях, но о которой знают и используют в работе и психологи и околопсихологические специалисты, работающие с детьми по преодолению задержек в развитии. Высокая эффективность такой работы подталкивает специалистов активно разрабатывать это направление, совершенствуя методы и приемы работы.
Синий ряд кирпичиков говорит о том, что у ребёнка должно активно развиваться внимание. Оно пробуждается и укрепляется благодаря проявленному интересу к общению со взрослым . Именно внимательность малыша, его способность воспринимать всю входящую информацию и активно с ней взаимодействовать становится залогом успеха для видимых элементов развития.
Таким образом, все предпосылки для развития ребёнка складываются в единое целое, и он становится тем, кто нас радует своими успехами, кому нам хочется доверить будущее нашей планеты.
Прочитав все это, я думаю, что вы понимаете, что в современных условиях многие аспекты развития ребёнка выпускаются и не тренируется. Что же делать?
К счастью, с такой проблемой столкнулись не только отдельные семьи, но и целые народы. Разные государства обратили внимание на то, что с самого рождения детей обязательно нужно развивать. И во многих странах мира существуют службы по оказанию ранней помощи семьям с маленькими детьми. Все заинтересованы в том, чтобы все элементы пирамидки гармоничного развития ребенка были выстроены и не имели пробелов и пустот.
В нашей стране также есть разнообразные службы заботы о детях. При этом, чтобы помощь дошла до адресата, каждой семье необходимо проявить элементарную грамотность и делать правильный выбор.
Я надеюсь, что родители, которые прочитают мою небольшую статью, легко поймут, что если у ребёнка возникают сложности с развитием речи, то как минимум нужно обратиться к детскому психологу, чтобы он мог помочь выстроить грамотно общение с ребёнком дома, подсказал, что могут сделать сами родители. Психолог может сориентировать родителей, где и как работают службы ранней помощи семьям, имеющим детей.
Многие психологи очень успешно работают с детьми и на своих занятиях с малышом заботливо достраивают все пробелы и особенности психофизического развития ребёнка. Они делают всё, чтобы последующая работа со всеми, кто развивает ребёнка, шла легко и эффективно; чтобы все таланты, заложенные в ребёнка, раскрывались и росли в вашем малыше без ограничений. Желаю вам вырастить талантливых и счастливых детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи с точки зрения педагога-психолога дошкольного отделения
Для дошкольника своевременное овладение правильной речью, активное использование ее в процессе общения со взрослыми и сверстниками, является одним из основных условий полноценного психофизического раз...
Развитие речи дошкольника в работе педагога психолога.
laquo;Развитие речи на занятиях педагога-психолога»Детский возраст от 1 года до 3 летПсихологические аспекты развития речи. Речь это результат познания мира отраженного в сознании чер...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Совместное мероприятие логопеда и психолога "Круглый стол. Психологический комфорт в семье-залог успешного развития речи детей"
Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несов...
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...