Методическая разработка - Проект: «Блокада Ленинграда»
методическая разработка

Матвеева Юлия Петровна

Проект:

«Блокада Ленинграда»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada.docx476.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Блокада Ленинграда»

                                            Авторы-составители:  

                                                      Матвеева Юлия Петровна,

                                                                           воспитатель

                                                                           Смирнова Наталья Викторовна,

                            воспитатель

Санкт – Петербург

Аннотация: данный проект знакомит детей дошкольного возраста с историческим событием нашей страны – блокадой Ленинграда. Реализация проекта осуществляется через различные формы и методы: беседы, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, проведение подвижных и дидактических игр. Материал будет полезен воспитателям старших групп дошкольного образовательного учреждения.

Содержание:

1. Аннотация………………………………………………………………..…..... 2

2. Содержание………………………………………………………….………….3

3. Проект «Блокада Ленинграда» ………………………………………....……. 4

4. Приложение 1.

Перспективный план работы на неделю по теме «Блокада Ленинграда» в старшей группе …………………………………………………………….......... 7

5. Приложение 2.

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе «Блокада Ленинграда»………………………………………………...………………......... 8

6. Приложение 3.

Чтение художественной литературы: Ю.Яковлев. «Как Серёжа на войну ходил»………………………………………………………………………….…11

7. Приложение 4.

Стихотворения для  разучивания с детьми………………………………....… 16

8. Приложение 5.

Фото отчёт по проекту «Блокада Ленинграда» ……………………………….17

Проект

«Блокада Ленинграда»

Вид проекта: информационный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (25.01.2016г. – 27.01.2016г.)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Основное направление проекта: патриотическое воспитание детей. Мероприятия  проводятся в виде бесед,  рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, подвижные игры, прослушивание музыкальных произведений военных лет, сменная информация для родителей.

Актуальность проекта: 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Тема блокады Ленинграда – необычная тема … Необычная, потому, что судьба нашего города зависела от каждого человека. Помнить о блокаде необходимо нашему поколению. Наша память – наша могучая сила.

Цель проекта: 

Сформировать историческую память и преемственность поколений на основе углубления знаний о блокаде Ленинграда, об участии в ней своих родственников.

Задачи проекта: 

- Воспитывать чувство  патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа и своих близких;

- Формировать элементарные знания детей о событиях в блокадном Ленинграде,  на основе конкретных исторических фактов, доступных детям, и вызывающих у них эмоциональные переживания.

- Воспитывать  чувство благодарности и уважения к ветеранам,  участникам войны, отстоявшим независимость  нашей Родины;

- Развивать самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания.

- Развивать творческие способности.

Ожидаемый результат:

В ходе выполнения проекта участники и зрители проекта должны:

- Приобрести знания об истории Родины.

- Обогатить знания о подвиге народа совершённого жителями блокадного города Ленинграда;

- Проявить интерес к дальнейшему знакомству с историей России.

 

План реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Составление перспективного плана работы о блокаде Ленинграда (приложение 1).
  • Подбор  и анализ литературного, музыкального, иллюстративного материала по теме проекта.
  • Создание презентации «Блокада Ленинграда».

2 этап – основной:

  • Беседа с детьми о блокадном Ленинграде с использованием ИКТ «Блокада Ленинграда»  (приложение 2).
  • Рассматривание иллюстраций современного Санкт-Петербурга и Ленинграда в дни блокады.
  • Чтение художественной литературы: Ю.Яковлев «Как Серёжа на войну ходил» (приложение 3).
  • Разучивание стихотворения: «Люди Ленинграда, вы - герои!» (приложение 4).
  • Игры с детьми: Подвижные: «Меткие стрелки», «Перейди на другой берег».  Дидактические:  «Собери картинку” (разрезные картинки с изображением «Разорванное кольцо», «Цветок жизни».
  • Прослушивание: Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Вторжение».
  • Художественно-эстетическая деятельность воспитателя с детьми: аппликация «Окно в блокаду», лепка «Разорванное кольцо блокады».
  • Анализ проведённых мероприятий по теме проекта, обобщение.
  • Выкладывание фото материалов на сайте детского сада.

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление заочной консультации «Блокада Ленинграда».
  • Индивидуальная деятельность родителей с  детьми по лексической теме «Блокада Ленинграда» (рассказы родителей, бабушек, дедушек о блокаде).

3 этап – заключительный:

  • Итоговое тематическое мероприятие в музыкальном зале «900 дней и ночей».

Дальнейшее развитие проекта:

В дальнейшем планируется продолжить работу по развитию  интереса у детей к истории военных событий Великой Отечественной войны, расширять представления детей об истории родного города Санкт-Петербурге (Ленинграде).

Приложение 1

Перспективный план работы на неделю по теме «Блокада Ленинграда» в старшей группе

25 января 2016г.

Цель:  Расширить представление детей о В.О.В. Познакомить с историческим названием города в период ВОВ; понятием «блокада». Воспитывать чувство сострадания и уважения к жителям блокадного города. 

Познавательное развитие:  Беседа с детьми о блокадном Ленинграде с использованием ИКТ «Блокада Ленинграда».

Социально-коммуникативное развитие:  Рассматривание иллюстраций современного Санкт-Петербурга и Ленинграда в дни блокады. Разучивание стихотворения: «Люди Ленинграда, вы - герои!»

Художественно-эстетическое развитие:   аппликация «Окно в блокаду».

Физическое развитие: подвижная игра: «Перейди на другой берег». 

26 января 2016г.

Цель:   Расширить представления детей о блокадном городе. Воспитывать чувство гордости за свой город.

Социально-коммуникативное развитие:  Чтение художественной литературы:  Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил». 

Художественно-эстетическое развитие:   лепка «Разорванное кольцо блокады».

Физическое развитие: подвижная игра: «Меткие стрелки»,

27 января 2016г.  Итоговое открытое мероприятие «900 дней и ночей». 

Цель:   Закрепить знания детей о блокадном городе. Воспитывать чувство патриотизма.

Приложение 2

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе

«Блокада Ленинграда»

Цель:

Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.

Задачи:
- Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
- Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
- Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.

Оборудование:

- Мультимедийное оборудование;

- Презентация «Блокада Ленинграда»

- Фрагмент Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Вторжение».

Участники исполнения сценария:

- Воспитатель

- Дети

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций современного Санкт-Петербурга и Ленинграда в дни блокады.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Слайд 1:

БЛОКАДА
ЛЕНИНГРАДА
8 сентября 1941 – 27 января 1944

Слайд 2:

Редела ночная мгла. Наступал день, которому суждено было сохраниться навеки в памяти  народной – воскресенье, 22 июня 1941 года. Стрелки часов приближались к 4-ём . В эти минуты пограничники заметили быстро надвигающиеся с запада тучи. Границу пролетали сотни самолетов, на крыльях которых были черные кресты…

Началась Великая Отечественная война. На защиту Родины встала вся страна от мала  до велика. Миллионы людей рвались на фронт сражаться с врагами. Вчерашние школьники, студенты, рабочие – все шли на фронт.  Гитлеровская  армия рвалась к Москве, сметая все на своем пути. Но наша армия сражалась смело и мужественно.

Слайд 3:

Захватить Ленинград для фашистов – очень важно. В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Потянулись страшные 900 дней это почти 2, 5года. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо. Казалось, чуть-чуть  и враг войдет в город. Но, нет! Все Ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог взять город. Но враг не унимался. Днем и ночью рвались снаряды, полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей. Фашисты хотели сломить Ленинградцев, но измученные, голодные горожане не сдавались. Все ленинградцы свято верили, что победят.

Слайд 4:

Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы.

Слайд 5:

В городе заканчивались продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать, болеть. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. В 1942 году норма хлеба , состоящего из пыли, опилок сосны и нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. Люди старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Слайд 6:

Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни», протяжённостью 30 км. А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед  - но дорога существовала.

Физкультминутка:

Подвижная игра: «Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку)

Слайд 7:

Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались в основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. И даже тогда работали заводы, выпускали на них оружие, танки, снаряды. За станками стояли женщины и дети. В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.

Слайд 8:

В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. Её композитор сочинял в блокадном городе. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне. Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

Прослушивание: Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Вторжение».

Слайд 9:

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Слайд 10:

Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников. На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Слайд 11:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Приложение 3

Чтение художественной литературы

Ю.Яковлев. «Как Серёжа на войну ходил»

Как это случилось? Как произошло?
Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и разлетелись в разные стороны: все загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла.
Сереже показалось, что дверь распахнулась и кто-то вошел в комнату. Мальчик оглянулся - перед ним стоял незнакомый старик. Седая борода, усы подпирают нос, светлые глаза. Одет он был в  военное.
- Кто вы? - удивился мальчик.
- Твой дед, - ответил старик.
- Так мой дед был молодым.
- Лет-то много с тех пор прошло.
- Много, - согласился мальчик. - Я давно жду тебя.
- Так ведь путь был долгим, - в оправдание сказал Дед, и Сережа заметил, что гимнастерка на Деде совсем выцвела, стала почти белой, а на запыленных сапогах сбиты каблуки. - Чего ради ты меня ждешь?
- Хочу войну увидеть. Ты дорогу туда знаешь?
- Знаю,- согласился Дед. - С закрытыми глазами найду.
Снова громыхнуло. На этот раз поодаль. И камни были помельче - не так сильно загремели по крыше.
- Не хотелось бы мне возвращаться на войну, - признался Дед. - Может быть, не надо?
- Надо!
Дед посмотрел на внука - глаза мальчика были полны решимости.
- Ладно! - сказал Дед и глубоко, вздохнул. - Надо, так надо.

В солдатских сапогах шагать тяжело, не то, что в кедах. Сапог велик и как бы дышит, а если прибавить шагу, звенит о камни железной подковой, прибитой, чтобы не сбивался каблук.

И они зашагали на войну, благо дорога была хорошо знакома старому солдату.
Дождик прошел, солнце пригрело, город ожил. Запахло свежей травой и теплым хлебом. Зазвучали голоса, откуда-то доносились обрывки песни. Как зеленая ракета, вспыхивал огонь светофора. Взрослые спешили на работу, дети бежали в школу. 
А Сережа с Дедом шли на войну.
Когда выходили из дома, Дед был озабочен и встревожен. Теперь что-то изменилось в его лице - оно стало спокойным и задумчивым.
- Неужели мы снова встретимся! - отвечая своим мыслям, воскликнул Дед.
- Ты это про кого? - мальчик с любопытством взглянул на Деда.
Дед как бы очнулся, оторвался от своих мыслей и посмотрел на Сережу:

- Про своих товарищей. Старшину Волчака  вспомнил, Володю Савичева, чукчу Камыкваля. Сколько лет не виделись!
И он стал перечислять имена дорогих ему фронтовых друзей. Нe всех сохранила память, но самые близкие жили, светились - не погасило их время.

- Зачем тебе война понадобилась? - на каком-то далеком километре спросил Дед.
Хочу знать, как совершают подвиги. 
- Герои! Подвиги! -  проговорил Дед. - Это же жизни человеческой стоит!.. А знать, конечно, надо, - неожиданно согласился он.

...Как это случилось? Как произошло?
Не только с Дедом и Сережей происходили перемены на старой военной дороге. Все вокруг неожиданно изменилось. Светило солнце. Зеленела трава. Небо было голубым. А птицы перестали петь. Откуковала, закончила свой таинственный счет кукушка. Затаились звери. Все замерло. Только между деревьями было видно, как мчатся составы кирпичного цвета с пушками, с танками, а из теплушек, из вагонов, в которых ехали солдаты, доносились обрывки печальных песен. Паровозы не гудели, только тяжело дышали на подъемах.
И когда тяжелая поступь военных эшелонов замерла, Сереже вдруг показалось, что они с Дедом одни в целом мире, а все люди, птицы, звери покинули родную землю».
Он оглянулся - сзади тоже шли солдаты. А потом и впереди из тумана возникла цепь. Их серебристые, влажные от росы шинели то отделялись от тумана, то снова растворялись в нем. Солдат было много, и от тихих шагов едва заметно вздрагивала земля.
Солдаты держали в руках длинные винтовки с примкнутыми штыками и смотрели вперед. Сережу и Деда они не замечали, а может быть, принимали за своих: большой солдат и маленький.
Сережа посмотрел в лица идущих рядом и удивился. Он думал, что солдаты чужие, незнакомые, а идущие рядом были удивительно похожи на близких людей. И был один солдат похож на соседа Федора Федоровича, и был другой солдат похож на дядю Егора. А санитарка с красным крестом на брезентовой сумке была так похожа на маму, что Сережа хотел окликнуть ее, но в это время кто-то срывающимся голосом крикнул: «Воздух!

Как это случилось? Как произошло?
Вышли они в поле. Дед долго осматривался, что-то прикидывал. Потом выбрал место у одинокого развесистого вяза и сказал:
- Здесь танкоопасное направление. Будем окапываться, рыть окоп!
- Что это такое... окоп? - спросил мальчик. - Яма?
- Окоп - солдатский дом, четыре стены, а вместо крыши небо. 
- А если пойдет дождь? - поинтересовался Сережа.
- Наденем плащ-палатки. Вот и вся крыша... солдатская.  Бери лопату!
Дед поплевал на руки и взял большую тяжелую лопату.
И Сережа поплевал на руки и взял лопату поменьше - малую саперную, так она называется по-военному.
И они стали рыть окоп. Земля была плотная, лопата резала ее ломтями. У Деда ломти были ровные и увесистые. А у Сережи тонкие и часто рассыпались.
- Бери на полный штык, - командовал, учил Дед.
Но «полный штык» не получался у мальчика. К тому же он натер руки.
А Дед был неутомим: помолодев и став снова солдатом, он мог копать без устали. В дороге Дед жалел Сережу, а помолодев, разговаривал с ним как с равным:
- Сам захотел узнать, что такое война. Теперь терпи. Война требует терпения.

Вечером вместе со своими боевыми товарищами, перевалившись через бруствер, ушел в разведку и Дед.
На рассвете Дед вернулся. Без товарищей. Один. Выплыл из тумана, с трудом перевалил через бруствер, упал на дно окопа и долго лежал без движения. Сережа заметил, что рукав дедовской гимнастерки был темным от крови. И вспомнил санитарку, похожую на мать.

Как это случилось? Как произошло?
Солнце стояло прямо над окопом, и окоп раскалился, как печь. А выйти из этой печи нельзя - враг близко.
А у двух солдат, большого и маленького, была одна фляга с водой на двоих. Фляга алюминиевая, в брезентовой рубашке, с нарезной пробкой, которая завинчивалась. И воды в ней было не более половины.
То Дед попьет, то внук утолит жажду, а вода не кончалась.
И вдруг мальчик заметил, что после Деда вода не убывает: раненый не пьет, только прикладывает горлышко фляги к губам - бережет воду для него, для Сережи. И Сереже стало стыдно, что он пьет, а раненый терпит, хотя губы его пересохли и потрескались. И когда Дед снова протянул флягу, мальчик не сделал ни глотка, только поднес алюминиевое горлышко ко рту и подышал водой.
И хотя жажда мучила его и пить ему хотелось еще больше, он вдруг почувствовал радость. Значит, он может терпеть, хоть это очень трудно, может приказать себе и выполнить приказ. Он завернул пробку, вытер рот тыльной стороной ладони, как делают, попив всласть водицы, и вернул флягу Деду.

Как это случилось? Как произошло?
Впереди окопа показался танк. Был он сперва маленьким, безобидным и гудел, как шмель. Но с каждой минутой танк становился все больше. Казалось, он рос на глазах. Мотор грозно ревел, гусеницы лязгали железом. А на броне стали различимы черные кресты. Он тяжело взбирался на пригорки и со скрипом скатывался вниз. Его длинная пушка угрожающе покачивалась, словно ждала удобного момента, чтобы выстрелить.

Фашистский танк шел на маленькую солдатскую крепость - на окоп, дерзко вырытый на ничейной земле.
Сереже вдруг стало не по себе - сердце забилось тревожно, и мальчик упал на дно окопа рядом с притихшим Дедом.

- Ты что? - спросил раненый.
- Дед, мы погибаем! Дед, пришел конец! Он ползет на нас.
- Танк? - спросил Дед и по растерянному виду мальчика понял: танк.
Солдат с трудом поднялся, навалился грудью на переднюю стенку окопа и стал наблюдать за приближающейся громадой. Не отрывая глаз от танка, он сказал Сереже:
- Времени мало. Слушай и запоминай. Этот танк хочет обойти наш полк слева и неожиданно ударить с фланга. Но у него ничего не выйдет. Я помогу своей роте, зря что ли пришел на войну?
- Дед, он же раздавит тебя!
- Если так рассуждать, никогда не победишь врага, - сказал Дед.
- И он достал из ниши, вырытой в стенке окопа, гранату, похожую на большую  консервную банку.

- Разве гранатой его остановишь? - безнадежно произнес Сережа.
- Остановишь, если к гранате добавишь еще кое-что.
- Что добавишь? - воскликнул мальчик.

Танк был совсем близко. И фашистский заряжающий, вероятно, уже заслал новый снаряд в патронник орудия.  Но выстрелить ему не удалось.
Сережа  увидел,  как рядом  с огромным  танком возникла маленькая и на вид слабая фигура Деда-солдата. И в следующее мгновение что-то грохнуло. И танк, скрежеща, завертелся на месте, как подбитый зверь. Чадящее облако окутало громадину. А потом в черном облаке забилось оранжевое пламя.
Фигурка солдата исчезла.
И тогда Сережа закричал, на всю ничейную землю закричал:
- Дед!.. Дед!.. Дед!..
Фашистский танк замер. Он горел, как деревянный. Временами раздавались взрывы - это рвался боекомплект: снаряды и патроны.

Как это случилось? Как произошло?
Пришел Сережа на войну с Дедом, а домой возвращался один.
Шел по развороченной танками фронтовой дороге, мимо палаток медсанбатов, от которых доносился жутковатый дух лекарства. Шел мимо военно-полевых пекарен с родным, теплым запахом хлеба - запахом жизни. Бойцы попадались ему все реже, а потом их совсем не стало. Теперь Сережа шел мимо заброшенных окопов и землянок, по бывшей «ничейной» земле, навсегда ставшей нашей. И на этом военном пути все было пройденным, пережитым, бывшим.
Шел Сережа один, а ему казалось, что Дед идет рядом и подковки дедовских сапог нет-нет да звякнут о камень.
Он не заметил, как запели птицы, застучал дятел и вещая птичка кукушка начала отсчитывать годы мира. А потом старая безлюдная дорога войны затерялась среди деревьев, полей и селений.
Из прошлого Сережа вернулся в наш день.
Но это был уже не прежний Сережа. В груди у мальчика теперь билось сердце, способное в нужный момент остановить врага. Сердце Деда.

Приложение 4

Стихотворения для разучивания с детьми:

Люди Ленинграда, вы - герои!

Люди Ленинграда,  вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

Приложение 5

Фото отчёт по проекту «Блокада Ленинграда»

C:\Users\Юляшка\Desktop\Фото работа\DSCN3467.JPG

   

C:\Users\Юляшка\Desktop\Фото работа\DSCN3507.JPG

C:\Users\Юляшка\Desktop\Фото работа\DSCN3528.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Блокада Ленинграда" для детей старшего возраста.

В методической разработке представлен проект мероприятий по теме "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"....

Проект "Блокада Ленинграда"

Проект "Блокада Ленинграда" ....

Проект "Блокада Ленинграда" в подготовительной группе

Проект "Блокада Ленинграда" в подготовительной группе...

Методическая разработка Проект "Подвиг Ленинграда в музыке живет..."

Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. Память о героизме ...

Методическая разработка. Проект "Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда"

Проект может использоваться педагогом в совместной деятельности с детьми 5-6 лет как интерактивная экскурсия. Материал разработки содержит методические рекомендации по работе с проектом "Государс...

Методическая разработка "Проект «Символы блокадного Ленинграда»"

Проект «Символы блокадного Ленинграда»Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких стран...

Методическая разработка "Проект «Символы блокадного Ленинграда»"

quot;Проект «Символы блокадного Ленинграда»"Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и...