Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук».
материал

Коробейникова Светлана Михайловна
Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук».

Подготовила: воспитатель Коробейникова С. М.

Цель:

• знакомство воспитателей со способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов

• внедрение новых технологий обучения.

Задачи:

• закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников

• содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать «Да» или «Нет»

Хочу я услышать честный ответ,

Детей вы любите? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Все мы знаем, что для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, вот мы сейчас с вами и поиграем.

Ход занятия.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1. Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают кровоснабжение пальцев рук.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

3. Пирамида

Чтобы быть победителем в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

4. Предложите ребенку круглую щетку для волос. (мячик массажный)

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

5. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно по очередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

6. Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

7.«Лыжная эстафета»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

8.«Крокодильчик»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Можно взять бельевую веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

9. Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.

10. Рассортировать фасоль, горох, орешки.

Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.

11. Выкладывание контуров предметов фасолью.

Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолью

12. Выкладывание контуров предметов нитью т. е. рисуем нитью. Ниткография - выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге

Это может быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т. д.

Берем горошинку –

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем начать играть

Надо пальчику сказать,

Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай! (Передаем.)

Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т. д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.

Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т. д.

13. Игры с зубными щетками

«Моя семья» (Е. Синицына)

Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.

Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, щегол и я!

Вот и вся моя семья!

14. Пальчиковые игры.

Расскажи сказку руками.

Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью, расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т. д.

Практическая часть

Я вас познакомлю с персонажами сказки «Репка».

Репка – показываем руками круг;

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок правой руки.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянули репку.

ФИЗМИНУТКА.

Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется

"Бывает, не бывает". Для этого нам надо встать всем в круг.

Правила игры: если я назову вам блюдо, и оно может быть выполнено из крупы, вы хлопаете в ладоши над головой. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

Слова: книга, запеканка рисовая, обувь, каша манная, рассольник, суп молочный…

15. Рисование на манке, рассыпанной на подносе.

Воспитатель. А вы любите рисовать? Берем кисточки в руки и начинаем рисовать.

Раз, два три, четыре, пять

Я умею рисовать

На столе, и на стене,

На бумаге, и крупе.

Воспитатель. Да, да, даже на крупе можно рисовать, хотите попробовать? Но сначала сделаем массаж для рук.

Массаж ладошек начинаем:

Зернышко мы покатаем.

Спрятали, показали,

Снова покатали.

Нарисуем на ладони

Солнце круглое, большое.

От него идут лучи.

Их покажем. Молодцы!

Вот массажу и конец.

А кто делал — молодец!

Раздать подносы с манкой. Рисуют общую картинку.

(Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.)

Воспитатель. Молодцы. Мы с вами сегодня художниками побывали, а теперь я предлагаю превратиться в волшебников. (Спокойная музыка)

Воспитатель. Вот и мы с вами будем сейчас творить волшебство. Но перед этим давайте разомнем свои пальчики, так как творить волшебство мы будем нашими руками.

Воспитатель. У вас на столах лежат картинки. Как вы думаете, они яркие, нарядные? Я предлагаю вам украсить их с помощью разноцветных зернышек. Для нашего варианта мы используем окрашенные рис, перловку и пшено.

Воспитатель. Замечательно получилось! Каждый попробовал сделать, что-то интересное. Разве это не чудо? Из простых зерен смастерил такие прекрасные картинки.

Уважаемые коллеги! Большое спасибо, что вы посетили мастер-класс и приняли в нем активное участие. Надеюсь, что Вы узнали много нового, интересного. Я благодарю Вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Изготовление шнуровок"( для развития мелкой моторики)

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. И...

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторики детей.

Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....

Мастер – класс «Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук».

 Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган...

Мастер класс " Игра, как средство развития мелкой моторики"

Мастер класс для родителей подготовительной группы....