Использование мнемотехники для развития речи детей 6-7 лет
проект (старшая группа)

Климкович Ольга Аркадьевна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-                создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.

-                познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

-                способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.

оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

КЛИМКОВИЧ ОЛЬГИ АРКАДЬЕВНЫ

на учебный год

старшая группа

Тема: Использование мнемотехники для развития речи детей 6-7 лет

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
  • познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  • оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
  • умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  • появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
  • дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь- октябрь

Составление плана работы

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц.

Обогащение РППС группы.

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Накопление практического материала по теме

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

Май

День открытых дверей

Перспективное планирование

деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники

Месяц

                      Тема

                   Цели

Сентябрь

Рассматривание  игрушки( котенок)

Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д)

Октябрь

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Осень

Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени

Ноябрь

Рассказывание об игрушках(собака)

Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы;

Развивать навыки диалогической речи.

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения «Маша варежку надела»

А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

Декабрь

Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность

Январь

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Красавица зима

 

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

Февраль

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

 в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

упражнять в образовании названий посуды.

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;

тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Март

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

 «Правила движения для ребят и зверят»

 Закреплять представление детей об улице,  перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники.

Апрель

Составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа об игрушках.

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Май

Беседа о птицах, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц;

Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа по картине «Лето».

составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

Взаимодействие с родителями воспитанников                                                               

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие детей.

Родительское собрание

Октябрь

Развиваем речь.

Папка-передвижка

Ноябрь

 «Создание условий в семье для речевого развития ребенка  4-6лет».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое мнемотехника?

Папка-передвижка

Январь

«Развитие речи у детей 4-6  лет. Метод мнемотехники».

Консультация  

Февраль

« Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Семинар-практикум

Март

Составляем и используем мнемотаблицы дома .

Папка передвижка

Апрель

«Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания

В течение года

Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования

Перспективное планирование  самостоятельной деятельности детей организованной педагогом

   Вид деятельности

               Задачи

Игра «Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

Игра «Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

Дидактическая игра"Профессии"

Рассказать о какой – либо профессии по предложенной  воспитателем таблице.

Дидактическая игра"Мое любимое животное"

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащать словарь глаголами

Игра «Фотоаппарат»

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра"Времена года"

Составить описательный рассказ о временах года

Театрализованная деятельность

по любимым сказкам

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация).

Дидактические игры на развитие

вкусовой, зрительной, тактильной,

слуховой памяти.

Развитие различных видов памяти

Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник)

Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности

Дидактическая игра"Нарисуй слово"

Создавать образы на основе схематического изображения

Дидактическая игра"Птицы»

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу"

Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать  коллажами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...