Инновационные технологии в работе музыкального руководителя в ДОУ
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №173»
«Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ»
г. Иваново
Составила:
Музыкальный руководитель
Лобанова Е.Б
Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
« Кто овладевает новым, лелея старое, тот может быть настоящим учителем»
Конфуций
Творческая работа в ДОУ требует от музыкального руководителя использование современных педагогических технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Существует множество инновационных технологий в образовании. Остановимся на технологии проблемно-развивающего обучения, а также информационно-коммуникационной технологии.
В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.
Технология проблемно - развивающего обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемного обучения:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия:
«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?»
«Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения.
На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Эту технологию я широко использую в игре на детских музыкальных инструментах
Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.
Например: «Надо сочинить музыкальную сказку с помощью музыкальных инструментов. «Колобок», «Теремок» и т.д.
Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
Вопросы на возможность выбора.
-С помощью каких инструментов можно передать образы героев сказки?
( Медведя, Зайца, Лисы и т.д.)
-Какие жанры музыки можно использовать в передаче образов (марш, танец, песня)
Вопросы на установление сходства и различия
-Какие инструменты можно объединить в одну группу? Ударные (барабаны, кубики, ложки), мелодические (металлофоны, ксилофоны, пианино и т.д.), духовые (дудочки, свистульки)
-К какому жанру можно отнести и вальс, и польку, и плясовую? ( «Танец»)
Вопросы, требующие осознания способа действия
-«Угадай, кого изобразил ребёнок в музыке, с помощью каких средств?
Как ты узнал, как догадался?»
Вопросы на установление причинно-следственных связей
-Как с помощью музыки можно несколько образов сразу?
Что будет если объединить все инструменты? (Даются понятия СОЛО, ОРКЕСТР)
Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа
-С помощью какого инструмента можно показать как катится колобок?
Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия
-Можно ли медведя изобразить с помощью колокольчика?
Проблемная ситуация
-У нас поломались маракасы, как быть? Чем заменить? Дети догадываются сделать самодельные инструменты ( баночка с сыпучим материалом) .
Вопросы-шутки
-Прав ли Незнайка? ( «Вопросы - Перепуталки» Незнайка перепутал и изобразил «зайца» с помощью низкого регистра и т.д.)
На одном из занятий можно провести опыт
«Почему и откуда возникает звук?»
Сравнить волны на воде: от броска камушка со звуковыми волнами от звона по стеклу стакана, когда образуются невидимые воздушные волны, которые расходятся в разные стороны и постепенно исчезают, звуки затихают.
Условия проведения занятий поискового характера:
-создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- проведение элементарных опытов;
-ответы жестами и мимикой, ответы шепотом (на ухо педагогу);
-работа по индивидуальным карточкам;
-работа в парах (учитель-ученик);
-проверка задания друг у друга;
-поиск ошибок у педагога;
-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку,
при помощи передачи «волшебного предмета»;
-задания на время: «Выбрать ритмический рисунок для каждого образа»;
-модуляции голосом педагога.
От простого к сложному. Следует начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания.
Обязательно говорить о предстоящей перспективе:
-Вы научитесь сочинять музыкальные сказки самостоятельно.
-К следующему занятию придумайте свою сказку.
Желательно провести анализ занятия (Рефлексия занятия)
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?
-Что вам показалось трудным?
-Что интересного вы узнали?
-Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?
-О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя
Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников....
Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....
Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя.
Статья о применение инновационных технологий....
"Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ". Презентация.
Выступление на педсовете...