проект Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников
проект
проект Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»______________________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Проект
«Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников»
Разработчики: воспитатель Слинкова Е.Г. |
Красноярск 2023
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников» |
Полное название ДОО | МАДОУ 322 «Морозко» г. Красноярск |
Основания для разработки проекта | Закон «Об образовании РФ» утверждает, что «…дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…» (ст.64, п.1). Согласно пунктам 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. |
Разработчики проекта | Слинкова Е.Г., воспитатель МАДОУ 322 «Морозко». |
Цель проекта | Создание студии «Маленький журналист» |
Задачи проекта | - Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях; - формирования у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности); - воспитание положительного отношения к окружающим людям; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека; - создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражении собственных переживаний; - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2022 – май 2023 |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. |
Ожидаемые результаты | 1. Продукт: 2. Эффекты: Дети:
Родители:
Педагоги:
|
Актуальность.
Закон «Об образовании РФ» утверждает, что «…дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…» (ст.64, п.1).
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения. С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка.
В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры. Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста являются социально адаптированные игры.
Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Павел Петрович Блонский, русский и советский философ, педагог и психолог, называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. В игре дошкольники осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный опыт. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Кроме того, игра как средство познания мира одновременно являются средством его моделирования. В игре и ребенок, и взрослый конструируют самих себя, стараются быть лучше.
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский.
Цель
Создание студии «Маленький журналист»
Задачи
1. Обеспечить взаимодействие участников проекта (воспитатели – дети - родители).
2. Обеспечить информационно-методическое сопровождение проекта.
3. Обеспечить материально- техническую базу для реализации проекта.
План реализации проекта
№ | Основные мероприятия (этапы) реализации проекта | Срок (периодичность) исполнения | Результат мероприятия | Ответственный/ участники | ||||||||
1 этап - подготовительный | ||||||||||||
1 | Родительское собрание | 1 неделя сентября | Создание проектной группы | Воспитатели / родители, младший воспитатель. музыкальный руководитель | ||||||||
2 | Заседание проектной группы | 2 неделя сентября | Создание проекта студии «Маленький журналист» | Проектная группа | ||||||||
3 | Педагогический совет | 3 неделя сентября | Решение педагогического совета о запуске проекта | Проектная группа/ педагоги и администрация ДОУ | ||||||||
4 | Размещение информации о ходе реализации проекта | 4 неделя сентября | Информация на стендах в родительских уголках, на сайте детского сада | Воспитатели, администратор сайта | ||||||||
2 этап - основной | ||||||||||||
1 | Круглый стол. «Журналист профессия творческая» (Знакомство с проектом) «Детский сад - наш общий дом» | 1 неделя октября | Дети познакомились с профессией журналистика. | Воспитатели / дети | ||||||||
2 | Консультация для родителей «Детская журналистика как средство развития творческого потенциала ребенка». | 2 неделя октября | Информация для родителей в родительском уголке - папка –передвижка. | Воспитатели / родители | ||||||||
3 | Пополнение предметно-пространственной среды. | 3-4 неделя октября | Внесение материалов в свободную деятельность детей (Костюмы, бумага, микрофон). | Воспитатели, родители / дети | ||||||||
4 | Изготовление стен газеты «Наша группа». | 4 неделя октября | Взятие интервью «Мой любимый детский сад». | Проектная группа/ дети | ||||||||
5 | Пополнение предметно-пространственной среды. | В течение ноября, 2 раза в неделю | Внесение материалов в свободную деятельность детей. (Фотоаппарат, коробки для изготовления макетов фотоаппарата, клей, ножницы) | Воспитатели, родители/ дети | ||||||||
6 | Фоторепортаж «Вместе с мамой веселее» | 2 неделя ноября | Овладение техникой фотографии. | Воспитатели / дети | ||||||||
7 | Конкурс на лучшее видео поздравление для мамы «Мамочка моя любимая!» | 3 неделя ноября | Создание стенгазеты «Моя мама лучшая на свете» | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
8 | Сбор информации за месяц | 4 неделя ноября | Отбор фото и видео материала | Воспитатели /дети | ||||||||
9 | Пополнение предметно-пространственной среды. | В течение декабря, 2 раза в неделю | Внесение материалов в свободную деятельность детей. | Воспитатели, родители / дети | ||||||||
10 | Фоторепортаж «Игры на прогулке» | 1 неделя декабря | Изготовление картотеки по подвижным социально ориентированным играм на улице | Воспитатели /дети | ||||||||
11 | Фото отчет и интервью из дома «Как мы елку наряжали» | 2 неделя декабря | Репродукции в разных техниках. | Воспитатели / родители, дети | ||||||||
12 | Конкурс «Лучшие декораторы» Тема: «Новогодняя сказка» | 3 неделя декабря | Детские поделки | Проектная группа/ дети | ||||||||
13 | Сбор информации за первое полугодие | 3 неделя декабря | Отбор фото и видео материала | Воспитатели /дети | ||||||||
14 | Изготовление и публикация журнала группы «Сказка» | 4 неделя декабря | Создание журнала | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
15 | Пополнение предметно-пространственной среды. | В течение января, 2 раза в неделю | Внесение материалов в свободную деятельность (коробки, нитки, краски, цветная бумага, картон, крышки, бутылки пластмассовые, пластиковые стаканчики, и т.д.). | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
16 | Фоторепортаж «Зимние эксперименты» | 2 неделя февраля | Эксперименты со снегом и льдом. | Воспитатели / дети | ||||||||
17 | Интервью «За что мы любим зиму» | 3 – 4 неделя января | Изготовление стенгазеты. | Воспитатели / дети | ||||||||
18 | Сбор информации за месяц | 4 неделя января | Отбор фото и видео материала | Воспитатели / дети | ||||||||
19 | Пополнение предметно-пространственной среды. | 1-2 неделя февраля | Внесение материалов в свободную деятельность (коробки, нитки, ткань, цветная бумага, скотч, картон) | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
20 | Интервью, фоторепортаж «Мой папа» | 2 неделя февраля | Фотовыставка | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
21 | Презентационная ярмарка «Наши руки не для скуки» (свободный выбор техники изготовления поделок). | 3 неделя февраля | Презентация продуктов деятельности семей по выбору. | Проектная группа/ дети, родители | ||||||||
22 | Сбор информации за месяц | 4 неделя февраля | Отбор фото и видео материала | Воспитатели / дети | ||||||||
23 | Изготовление стенгазеты | 4 неделя февраля | Стенгазета «Мой папа» | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
24 | Пополнение предметно-пространственной среды. | 1-2 неделя марта | Внесение материалов в свободную деятельность (коробки, нитки, ткань, картон) | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
25 | Фотовыставка «Весна, 8 марта» | 1 неделя марта | Открытка маме, бабушке, сестре | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
26 | Репортаж «Весенняя прогулка» | 2 неделя марта | Фото, видео отчет | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
27 | Презентация детских идей «Город мастеров» | 3 неделя марта | Детские рисунки | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
28 | Сбор информации за месяц | 4 неделя марта | Отбор фото и видео материала | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
28 | Пополнение предметно-пространственной среды. | 1-2 неделя апреля | Внесение материалов в свободную деятельность. | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
30 | Фоторепортаж «Игры народов России» | 1 неделя апреля | Изготовление картотеки по подвижным социально ориентированным играм народов России | Воспитатели / дети | ||||||||
31 | Фоторепортаж «Игры древней Руси» | 2 неделя апреля | Изготовление фотоальбома. | Воспитатели / Родители, дети | ||||||||
32 | Видео презентация «Народные игры с детьми» | 3 неделя | Монтаж видеоролика | Воспитатели / Дети, родители | ||||||||
33 | Сбор информации за второе полугодие | 3-4 неделя апреля | Отбор фото и видео материала | Воспитатели / дети | ||||||||
34 | Изготовление и публикация журнала группы «Сказка» | 4 неделя апреля | Изготовление журнала | Воспитатели / дети, родители | ||||||||
35 | Размещение информации о ходе реализации проекта | В конце каждого месяца | Размещение фото, видео итоговых мероприятий каждого месяца | Администратор сайта, воспитатели/ родители, дети | ||||||||
3 этап - заключительный. | ||||||||||||
1 | Размещение информации о завершении проекта. | 1 неделя мая | Информация на стендах в родительских уголках, презентация на сайте детского сада. | Воспитатели, администратор сайта | ||||||||
2 | Итоговый мониторинг (педагогическое наблюдение, тестирование детей, анкетирование родителей). | 1 неделя апреля | Диагностические карты, аналитическая справка. | Воспитатели /дети, родители. | ||||||||
3 | Сбор проектной группы. | 2 неделя мая | Анализ и подготовка отчета. | Проектная группа. | ||||||||
4 | Педагогический совет. | 2 неделя мая | Презентация отчета по проекту. | Проектная группа / педагоги ДОУ, администрация ДОУ. | ||||||||
5 | Семинар–практикум «Развитие детской инициативы через социально ориентированные игры» на методическом объединении. | 3 неделя мая | Тиражирование опыта. | Воспитатели / педагоги других детских садов. |
Ресурсы.
№ | Ресурсы | Имеющиеся ресурсы | Запрашиваемые ресурсы |
1 | Кадровые | Воспитатели, младший воспитатель, родители, музыкальный руководитель, администратор сайта, администрация ДОУ. | |
2 | Материально-технические | Бумага, клей, краски, ватман, фломастеры, карандаши, нитки, скотч, салфетки, фотоаппарат, проектор, компьютер, магнитофон, столы, стульчики. | Интерактивная доска, пробковая доска, цветная бумага для принтера, ширма для театра. |
3 | Информационно-методические | Интернет ресурс, методическая литература, перспективный план для работы с детьми, папки-передвижки для родителей, разработанные методические материалы (схемы, конспекты, картотеки, операционные карты). | Сайт ДОУ, электронный ресурс. |
4 | Финансовые | Бюджет детского сада. | Скотч 100руб, Цветная бумага – 500руб, Ткань 300руб. |
Ожидаемые результаты
1. Продукт:
студия «Маленький журналист».
2. Эффекты:
Дети:
- у детей повысился интерес к продуктивным видам деятельности;
- повысился уровень развития творческих способностей;
- расширился и активизировался словарный запас.
Родители:
- родители освоили социально адаптированные игры и начали их использовать с детьми дома.
Педагоги:
- повысили компетентность в проектной деятельности;
- пополнили предметно-пространственную среду материалами для развития творческих способностей в социально ориентированных играх
Риски и их предупреждение
1. Высокая заболеваемость детей.
2. Отсутствие заинтересованности со стороны родителей.
Пути преодоления рисков
1. Перенос даты проведения
2. Включение родителей в проектные события сотрудничества с детьми для достижения общих целей.
Практическая значимость проекта.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, специалистов и заинтересованных родителей детей старшего дошкольного возраста.
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определит те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Перспектива развития проекта заключается в написании методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Тема: «Игры направленные на формирование позитивной социализации детей»
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи и общества через игровую деятельность....
"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отра...
Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."
Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...
Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»
Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....
Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....
Рабочая программа "Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и ...