ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
проект (средняя группа)
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра.Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться вцелом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnaya_nedelya.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Танцевали мы и пели,
Так устали, просто чудо!
Разноцветную неделю
Мы устроим вам повсюду.
Что же это за неделя?
Вы не знаете? Расскажем!
Это дело — не безделье.
Все цвета мы вам покажем.
В средней группе нашего детского сада, с целью усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, прошла «Разноцветная неделя».
Актуальность проекта:
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра.Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться вцелом.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: цвета радуги.
Предмет проекта: качества цвета.
Цель проекта: формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета;создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи проекта:
-закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
-находить предметы заданного цвета в окружающем мире;
-упражнять в умении рассказывать о цвете;
-упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
-закреплять знания о цвете в памяти;
-создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества.
-привлечь детей к созданию коллективной композиции;
-развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
-развивать речь и словарный запас детей;
-воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный.
По содержанию:обучающий.
По числу участников проекта: групповой
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники: воспитатели, дети средней группы.
Термин выполнения: краткосрочный (28.11.22-02.12.22 )
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.
Предполагаемый результат проекта: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта: коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», «Чего не бывает»;игра с мячом «Съедобное - несъедобное».
Пальчиковые игры:«Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»
Рассматривание иллюстраций:«Что какого цвета», «Радуга»
Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»
Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».
Подвижные игры: «Светофор», «Кегли,»«Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»
Рисование: «Разноцветный петушок»; «Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»
Аппликации: из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»
Эксперементирование: смешивание цветов «Цветная вода»
Музыка: прослушивание песен: «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»),«Синяя вода», «Раз, два – радуга».
Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)
Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник — день красного, оранжевого, желтого цвета.
Вторник –день зеленого цвета.
Среда –день голубого и синего цвета.
Четверг – день фиолетового цвета.
Пятница – разноцветный день.
План работы
Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета
У нас секретов нет,
Самый лучший красный цвет.
Цвет оранжевый без сомненья,
Нам поднимет настроенье.
Желтый самый главный цвет,
Потому что это солнышка свет.
1-ая половина дня:
1)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 2) дидактические игры:«Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 3) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге;
2-ая половина дня:
1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки».
Вторник – день зеленого цвета
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
1-ая половина дня:
- беседа «Любимое комнатное растение»; 3)дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево»(У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета);
- 2-ая половина дня:
1) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3)экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый).
Среда – день синего и голубого цвета
А небесную лазурь,
Море после хмурых бурь
Голубой подарит цвет.
Бесподобен с ним рассвет.
И искриться в Новый год
Голубея снег и лёд
Е. Горева.
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3)дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»;
2-ая половина дня:
1)беседа: « Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3)рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге.
Четверг – день фиолетового цвета.
А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.
В. Черняева
1-ая половина дня:
1) утренняязарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры:«Давайте познакомимся – Я Фиолетовый»,4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»
2-ая половина дня:
1)беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3)игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики» , игра с мячом «Съедобное-несъедобное».
Пятница – разноцветный день(заключительный этап)
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала...
Все равно портрет красивый,
Потому что это - мама!
Петр Синявский.
1-ая половина дня:
1) утренняя гимнастика с разноцветнымспортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку»
2-ая половина дня:
1) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 2) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!).
Отчёт по проектной деятельности:
Была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом:понедельник — красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.
В процессе реализации проекта дляусвоениедетьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)
Ключевые понятия
Цвет- это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.
Спектр - совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду.
Радуга - это атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцеммножества водяных капель (дождя или тумана).
Сенсорное восприятие- это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.
Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.
Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Воображение – этопсихический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.
Эксперимент (также о́пыт) в научном методе — это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.
Беседа -это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Дидактическая игра -это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Краткосрочный проект, нацеленный на усвоение детьми сенсорных эталонов цвета;формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание опт...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ" ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают ...
Краткосрочный проект «Разноцветная неделя» в подготовительной группе «Почемучки»
Цель проекта: создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получат возможность раскрытия творческого потен...
Проект "Разноцветная неделя" в средней группе.
Творческий проект в средней группе- Разноцветная неделя .Целью проекта является закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя....
Проект «Разноцветная неделя» Первая младшая группа
Проект «Разноцветная неделя»Первая младшая группа...
ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ НЕДЕЛИ» в средней группе «Сказка»
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учи...