Педагогический проект "Театр, где сказка живет"
проект

Ковалёва Людмила Петровна

Педагогический проект "Театр, где сказка живет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                                              ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                                               «Театр, где сказка живет»

                                                                                                                 

                                                                                                         Подготовила: Ковалёва Л.П.                                                                                                                                    

                                                                  2022г.

                                                                     

Проект необходим для раскрытия творческой одаренности ребенка, для успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности семьи и детского сада. Проект направлен на обучение детей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, на создание собственных сценариев к спектаклям всеми участниками проекта, на показ театрализованных представлений детям и родителям.

  Театральная деятельность помогает развитию творческой одаренности ребенка и его всестороннему развитию, учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

  Используя методы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества в ходе реализации проекта, участниками  будут создаваться новые сказки и сценарии к спектаклям. Вовлечение родителей в совместную работу, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Проект рассчитан на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет.

  Участники проекта: Творческая группа педагогов, дети и их родители.

Актуальность проекта.

 В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать! У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками. В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

И в моей работе возникают проблемы:

• Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?

 • Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

 • Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

 • Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра и развития одаренных детей. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации. Поэтому я стала  углубленно работать  с детьми по театрализованной деятельности, начиная со средней группы дошкольников, с её поэтапным развитием, которая бы стала реализацией моего проекта: «Театр, где сказка живет».

Цель проекта:

Раскрытие творческой одаренности ребенка, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующего социально-коммуникативному становлению, создание оптимального психологического климата у дошкольников посредством детской театральной деятельности.

Задачи для реализации проекта:

 • Познакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, шагающий театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр ростовых кукол, театр актеров. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.

 • Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.

 • Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.

 • Расширять у дошкольников на основе театрального творчества общую осведомленность об окружающем мире; формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий разных  профессий через театрализацию.

 • Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования. Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы.

 • Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.

 • Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

• Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми.

 • Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

 Этапы реализации проекта:

 1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями (Сентябрь – май)

1. Знакомство детей с видами театра (пальчиковый театр, театр масок, кукольный театр, теневой театр, театр марионеток). Обучение приемам манипуляции детских театров различных видов.

 2. Знакомство с русско-народными сказками, обучение умению их пересказывать, обыгрывание сказок во всех видах театра.

3. Знакомство с понятием «эмоции», распознание эмоций.

 4. Создание клуба родителей «Театральная мастерская» по изготовлению театральных кукол для домашних театров.

5. Создание фотоальбома «Мир театра своими руками». Летний период (июнь–август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

 2 этап:  Работа со старшей группой дошкольников и их родителями (Сентябрь – май)

1. Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.

 2. Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.

 3. Составление сказок приемами развития словесного творчества совместно с родителями.

 4. Дети – детям. Показ кукольных и теневых театров детям младших групп.

5. Театр марионеток «Танцующие страусята».  

6.  Показ детьми спектакля путем совместного творчества целевой группы проекта «Мы спасаем Колобка».

 7. Создание сборника сказок совместного творчества детей и родителей «Сказки дошколят на новый лад». Летний период (июнь-август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

 3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями (Сентябрь – май)

 1. Знакомство с театром актеров, театральными терминами.

2. Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).

3. Игры для развития актерского мастерства «Страна эмоций», «Скажи без слов», «Пантомима» и др.

 4. Постановка спектаклей по сценариям собственного сочинения методом моделирования сказок:

 • «Как семеро козлят пошли в детский сад»;

 • «Как паровозик лес спасал»;

 • «Вот какой рассеянный».

5. Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов и декораций к спектаклям. Условия, необходимые для полноценной реализации проекта

 • четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении проектной деятельности;

 • наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

 • наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;

 • овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

• взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ;

 • серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.      

Методы реализации проекта:

 Предварительной работой по проекту будет проведение диагностики по изучению способностей детей к творчеству, которое важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. В среднем дошкольном возрасте один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств. Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константны¬ми, поэтому некоторые методики проводятся во всех возрастных группах. Так же для коррекции психоэмоционального состояния театральная деятельность полезна застенчивым детям с высоким уровнем тревожности. В комплекс психодиагностических методик детей среднего дошкольного возраста включены:

 • Методика «Три ступеньки» для изучения самооценки ребенка;

• Методика исследования тревожности ребенка;

 • Методика изучения личности «Три желания»;

 • Методика определения уровня развития творческих способностей «Солнце в комнате».

Описание проекта:

 Работа по проекту начинается со средней группы. Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с видами театров. Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми: 1.Театр масок

2.Пальчиковый театр

3.Театр Рукавичка

 4.Настольный театр

 5.Теневой театр

6.Кукольный театр «Бибабо»

7.Театр марионеток

 8.Театр верховых кукол

 9.Театр актеров

  Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

   Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры. В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой.    Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение.

Театр марионеток. Марионетка – сложная в управлении кукла, но зато она «волшебная» - кажется, что живет она отдельно от того человека, который ею управляет. Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами. Занимаясь с детьми театром, жизнь наших воспитанников будет интересной и содержательной, наполнится её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

 Так же дети, играя в театр, учатся пересказу русско-народных сказок. В процессе рассказа и показа сказки ребенок развивает речь, мелкую моторику, речевую и жестовую выразительность, учится самостоятельно передавать образ сказочных персонажей. С помощью сценок-этюдов дети знакомятся с эмоциями, умению их распознавать.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для этого возникает необходимость в создании родительского клуба «Театральная мастерская» для проведения мастер-классов по изготовлению театральных кукол и театров своими руками. Участниками клуба будут родители со своими детьми. Благодаря таким способам обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи.

 В виде консультаций и круглых столов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, так же возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное, и сделать иллюстрации. В конце учебного года (в мае) совместно со всеми участниками родительского клуба создается фотоальбом, в котором будет вся проделанная работа театральной мастерской. В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста:

 • Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;

 • Методика исследования тревожности ребенка;

 • Методика «Диагностика природной памяти»;

 • Методика изучения личности «Цветик-семицветик»;

 • Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;

 • Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения. Дети старшей группы с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России. Различными видами театра детьми обыгрываются сценарии русско-народных сказок.

 Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю. Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», детям задается ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? и т.д. Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь

. Таким образом, с детьми можно придумать новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка». Метод моделирования является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (по выбору объекта, сюжета и т.д.). Так как в нашем детском саду определено одно из важных направлений деятельности – это работа по ранней профориентации на работу шахтёров, то и уклон выбора сюжета сказок делается на эту тему. Готовых сказок и рассказов тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Моделирование сказок происходит через общение, диалог, с множеством наводящих вопросов, правильно поставленных педагогом предварительно. А «правильные» вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Предлагается совместное творчество по сочинению сказок детям и их родителям. Взяв за основу русско-народные сказки и используя приемы словесного творчества: «перевирание сказки», «дополни сказку», «начало и конец» и т.д., получаются новые сюжеты к сказкам, которые впоследствии станут театральными представлениями. Фантазии детей нет границ, и не все сценарии полученных сказок можно обыграть на сцене, но их можно обыграть другими видами театра: пальчиковым, теневым, кукольным театром. Дети старшей группы закрепляют навыки приемов театра Актёров. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров. Выступают на праздниках детского сада, представляя свой опыт манипуляций кукол-марионеток (в марте). К концу учебного года (в мае) дети старшей группы готовят спектакль с использованием верховых  кукол, которые позволяют ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль.

 Так же создается сборник сказок  «Сказки дошколят на новый лад», придуманных совместно детьми и родителями (в мае). В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей подготовительной группы:

 • Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;

• Методика исследования тревожности ребенка;

 • Методика «Диагностика природной памяти»;

 • Методика изучения личности «Если бы я поймал золотую рыбку»;

 • Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;

 • Методика моделирования сказок. В подготовительной группе дети знакомятся с театром актеров. Театр актеров. Самый большой и трудоемкий вид театра, в котором выступают сами дети. Играя в театр актеров, ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. С помощью слайдовых презентаций дети знакомятся с театральными профессиями, театральными терминами. Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, дети знакомятся с различными эмоциями, пантомимикой. На основе сказки «Волк и семеро козлят», объединив два праздника День матери и День рождения детского сада, используя прием «начало и конец», ребята покажут спектакль «Как семеро козлят пошли в детский сад» (ноябрь). На основе сказки «Паровозик из Ромашково», взяв за основу тему экологии, ребята покажут сказку «Как Паровозик лес спасал» (февраль). Используя прием «дополни сказку» ребята покажут мюзикл «Вот какой рассеянный» (май). Все придуманные детьми сказки требуют большой подготовки не только в заучивании ролей, но и в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов и др. Поэтому родителей воспитанников необходимо привлекать к участию в театрализованных постановках, причем в качестве не только зрителей, но и соавторов текста, изготовителей декораций и костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера и темперамента.

Заключение: В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта. Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.

 Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию

. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело  мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

Социальный проект "Сказка живет рядом"

Реабилитация и социальная адаптация детей – инвалидов в условиях стационарных учреждений в основном направлена на приобретение детьми навыков самообслуживания и трудовых умений, а творческая деятельно...

Игра-викторина "Как у наших у ворот чудо сказка живет"

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра для детей 2 – 3 лет «Кто в сказке живет?»

Представлена аторская дидактическая игра...

Проект " Кто в сказках живет" презентация

Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша....

Проект "Там где сказка живет"

       В настоящее время эмоционально-духовная сущность ребёнка перешла во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё...

Проект Театр, где сказка живет

Проект Театр, где сказка живет...