Консультация для педагогов: "Все начинается с семьи ребенок и общество, культура общения"
материал

Данилов Евгений Юрьевич

Консультация для педагогов: "Все начинается с семьи ребенок и общество, культура общения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данилов Е.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.

В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Общение является важнейшим фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Общение играет важную роль в формировании личности, что получило свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.

Одним из компонентов общения выступает культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

По мнению Е.Ю. Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям, проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.

В научных исследованиях Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, и др. наиболее полно разработаны теоретические аспекты проблемы формирования и развития основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека.

В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка необходимо учить замечать состояния других людей. Ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. То есть он должен поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства, именно эти проявления характеризуют такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые являются в некоторой степени показателями культуры общения.

Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, большинство трудов посвящены формированию культуры общения в подростковом и младшем школьном возрасте. Данные, касающиеся периода старшего дошкольного возраста, представлены недостаточно, неполно раскрыты возможности игровой деятельности, являющейся важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.

В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.

В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (С.Л. Новоселова, Н.С. Пантина, Ф.И. Фрадкина и др.), социально-психологические основы игровых объединений (Л.В. Артемова, Т.А. Репина и др.).

В настоящее время, к сожалению, ведущая деятельность детей дошкольного возраста переживает кризис. Ребенок развивается в игре, однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Как отмечают современные ученые Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Ограничение во времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации также является проблемой низкого уровня развития игровой деятельности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 2003.  240 с.
  2. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с. 
  3. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.  М. : Издательский центр «Академия», 2010.  160 с.
  4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки [Текст]. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия г. Троицка» «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения» Педагог –психолог: Данилов Е.Ю.

Слайд 2

Культура общения – предусматривает выполнение норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Слайд 3

Культура общения обязательно предполагает культуру речи , которая в свою очередь предполагает наличие у детей дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Слайд 4

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях: Формирование представлений о нравств енных нормах поведения Накопление практического опыта .

Слайд 5

Для младшего и среднего возраста очень действительным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра . Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, можно использовать игры –инсценировки

Слайд 6

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными.

Слайд 7

В старшем возрасте , когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы . Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка.

Слайд 8

Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх .

Слайд 9

Как вы думаете, какие привычки культурного поведения имеет ваш ребёнок? Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

Слайд 10

Воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам» .

Слайд 11

Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах. У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Слайд 12

Формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Слайд 13

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место» .

Слайд 14

С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка? Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Слайд 15

Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых , то есть родителей. Именно родители – авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Слайд 16

Как повысить культуру общения: Работа в группе ( игры, беседы и т.д.) Работа с родителями Информационно-просветительский материал в группе для родителей по теме

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.Цель практического занятия:- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольно...

Родительское собрание младшая группа «Всё начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Родительское собрание для родителей младших групп.Цель: установка доверительных и партнерских отношений с родителями; воспитание  чувства  любви и привязанности к своей семье.Задач...

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.Цель практического занятия:- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дош...

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со св...

Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми....