Картотека игр по финансовой грамотности
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
ИГРА «ОЦЕНИ ПОСТУПОК»
Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Ход игры
Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.
Задачи: а) найти ошибку в действиях; б) обосновать свой ответ; в) дать оценку действиям. Ориентировочные рассказы ведущего Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику. Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.
ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры:
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
ИГРА «ЧЕЙ ТРУД ВАЖНЕЕ?»
Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью.
Ход игры
Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.
Задание 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).
Задание 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.
Игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.
Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.
Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).
Мама купила в каком магазине продукты....
Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.
ТСО. Фишки.
Игра «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ ТАНИ»
Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства
Игровые задания.
Кукла Таня приглашает детей на день рождения. Детям предлагается подумать о том будет ли подарок куплен, либо сделан своими руками. Далее каждый ребенок рекламирует свой подарок. Дети вместе обсуждают, какой подарок они подарят имениннице (игрушку-самоделку, представление и др.)
Кукла Таня принимает гостей
.Вручение подарка.
Угощение.
Совместные игры.
ТСО. Кукла, деньги, игрушки-самоделки, костюмы, грамзапись.
Занятие-игра с дошкольниками «Ярмарка»
Цель: учить детей давать оценку изготовленным изделиям; объективно оценивать работу товарищей и свою; дать почувствовать детям, как старательность и трудолюбие влияют на благополучие группы, т. е. можно увеличить доход банка за счет успешно проданных товаров; воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и ценить красивое.
Воспитатель вместе с детьми расставляет на столах вазы с цветами, раскладывает изделия, изготовленные на «ковровом комбинате». Групповая комната украшена плакатами и изображением игрушек, нарядных кукол. Звучит веселая музыка. На ярмарку пригласили детей с других групп.
Звучат стихи, записанные на кассету или в исполнении взрослого.
Где веселье, где раздолье,
Где веселый смех и пляс?
Это ярмарка сегодня
Приглашает в гости нас.
Для покупки, для продажи
Приготовили мы вам
Вот изделия из пряжи,
Вот ковры, дорожки там.
Есть у нас еще плетенье,
Есть корзиночки для вас.
Мы поднимем настроенье,
Покупайте все у нас!
Нарядно одетые мальчики и девочки приглашают проходить к столам, где разложен товар для продажи и покупки. Детям-покупателям заранее даны «деньги», они будут покупать товар. В покупке товара участвуют и взрослые. После ярмарки подводится итог, рассматриваются товары, которые остались, уточняется, какой цех вышел победителем. Вручаются небольшие призы. Взрослый обобщает, говорит, что в следующий раз все потрудятся так, чтобы все изделия понравились и были куплены.
Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.
Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).
Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.
Правильные ответы поощряются звездочками.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.
В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
«Чья это продукция?»
Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. Дать детям знания о том, что все, что мы имеем, не само собой получается, все добыто трудом людей и каждую вещь надо беречь; воспитывать чувство бережливости, уважение к труду
.Ход дидактической игры
В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Эта экскурсия будет необычная, потому что мы с вами сможем побывать на многих предприятиях. А кто знает, что такое предприятие? Да, правильно, это место, где работают люди, в том числе и ваши родители. А знаете, как ещё можно назвать предприятие? Каким словом можно заменить? Слово предприятие можно заменить словом производство. А почему? Как вы думаете? А потому что заводы, фабрики производят, т. е. выпускают продукцию. А что такое продукция? Это то, что изготавливается на производстве. (Желательно неоднократно уточнить эти термины с детьми, т. е. попросить одного, другого, третьего ребёнка повторить и объяснить сказанное.)
Воспитатель предлагает детям сесть в заранее построенный трамвай, где один ребёнок и кондуктор. Воспитатель вновь упражняет детей в закреплении слов продажа, покупка. Кондуктор продаёт билеты, мы покупаем билеты, он производит продажу билетов, а мы — покупку. Кондуктор объявляет остановку «Швейная фабрика». Дети и воспитатель выходят из трамвая и идут на фабрику.
На столах разложены изделия, детская одежда: платье, майка, пальто, брюки и т. д.) Детей встречает кукла-экскурсовод. Воспитатель от имени экскурсовода рассказывает и показывает детям изделия, изготовленные на фабрике и говорит: «Дети, это продукция нашей фабрики».
Показывает изделия и уточняет у детей их название, говорит: «Наша продукция поступает в магазин детских товаров, и там ваши мамы могут купить её для вас». Дети ещё раз рассматривают изделия, благодарят экскурсовода за интересную экскурсию и отправляются с воспитателем на трамвае на другую фабрику. В трамвае вновь покупают билеты. Уточняются термины: покупка, продажа.
Кондуктор объявляет остановку: «Трикотажная фабрика». Дети выходят из трамвая и идут на фабрику. Здесь все также, как и на первой экскурсии, с той лишь разницей, что разложены изделия вязаные: шапочки, брючки, кофточки, колготки и т. д.
После экскурсии дети приезжают в детский сад, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Узнай, чья это продукция». Детям предлагается рассмотреть предметы на столе у воспитателя: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает и закрепляет неоднократным повторением название производства. Далее детям предлагаются карточки с изображением разных видов продукции. Дети должны их рассортировать.
«Что и когда лучше продать?»
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.
ТСО: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».
Экономическая игра для детей «Магазин»
Задачи:расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход экономической игры
В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно, одним словом, назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как-то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
«Кому что подарим»
Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор, воспитывать желание дарить подарки своему другу, родителям и т.д., приучать к самостоятельности.
ТСО: карточки – картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, платье, велосипед, заколка, книга.
Содержание игры: вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирать понравившуюся и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор.
«Конвейер»
Задачи:познакомить детей с такой формой организации труда — как конвейер; закрепить знания о товаре, помочь понять зависимость спроса и предложения на товар от сезона, используя рекламу на предлагаемый товар; воспитывать чувства хозяина, экономного и бережливого рационалиста.
ТСО: палочки Кьюзенера, чертежи различный построек (домов), стройматериал, эмблемы с названием фирм, карточки-схемы, пластилин.
Дети входят в зал, где располагается две фирмы. Воспитатель — руководитель коммерческого центра — предлагает детям найти свои фирмы. Приглашаются директора фирм «Солнышко» и «Радуга» и их работники для строительства дома по схемам-чертежам из палочек Кюизенера.
Каждая команда строит дома для своего города. Звучит негромкая музыка. Дети, проходя по улице вновь построенного города, идут в свои фирмы. Воспитатель им рассказывает об автомобильном короле, одном из основателей промышленности США, Генри Форде. В его честь назвали автомобиль (дети называют какой). Он на своих заводах широко внедрил системы поточно-массового производства, что позволило ему снизить стоимость автомобиля. Частью этой системы является конвейер. Именно на конвейере можно произвести больше продукции за рабочий день. Затем с детьми организуется работа в одной из фирм по конвейеру, а во второй каждый из работников фирмы берет коробку со стройматериалом, несет ее на склад, возвращается на свое «рабочее место», затем второй проделывает тоже. После игры, видя результат, дети сами делают вывод, что работа конвейерным способом и удобнее, и быстрее.
После подведения итогов, дети идут на товарную биржу, вспоминая, что такое товар (это то, что продается и покупается). Читают стихи:
Вслед за солнышком луна,
Ярко светит всем она.
Дождик радуга сменяет,
Это часто так бывает.
В небе еще звезда
И красавцы облака,
Но скажу я вам одно:
Их не купишь ни за что.
Обойди хоть целый свет —
Их нигде в продаже нет.
Вот какие чудеса
Всем нам дарят небеса:
Доброту, тепло и ласку,
Нежность, жизнь и чистый свет.
Ничего не продают, даром людям отдают. Вот какие чудеса! Благодарим вас, небеса!
В. Вы знаете, что такое товар? Давайте проверим, какая фирма «Радуга» или «Солнышко» знает больше названий товара? Станьте работники обеих фирм лицом друг к другу. Директор фирмы «Солнышко» называет товар, например, книга. Директор фирмы «Радуга» называет товар на букву «а», так как слово книга заканчивается на букву «а». Посмотрим, чья фирма назовет больше различного товара.
Подведение итога игры: Вы знаете много различного товара, а могли бы дать рекламу своему товару?
«Реклама чайника»
Чайник красный, весь в горошки,
Посмотри, какой хороший (демонстрирует).
Очень яркий от узоров.
Этот чайник из фарфора.
Представители другой фирмы рекламируют лыжи:
две курортные подружки, не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут, обе песенки поют,
Обе ленты по снегу оставляют на бегу!
В. Да вы так хорошо разрекламировали свой товар, что мне непременно захотелось купить и чайник, и лыжи.
Итог: вы хорошо поработали, назвали все экономические термины, а вот знаете ли вы алфавит? Воспитатель показывает детям карточки-схемы цифр (порядковый номер букв в алфавите), и дети по цифрам расшифровывают слова: спрос, предложение, сезон.
После расшифровки этих слов руководители фирм приглашают всех за свои рабочие места для изготовления товара (мороженое и чай). Одна фирма изготавливает мороженое, другая — чашки для чая. Товар выкладывается на красочные блюда. Детям предлагается ответить, какой товар будет иметь большой спрос в зависимости от сезона: летом — мороженое, зимой — чай. С детьми ведется беседа о зависимости спроса на товар от сезона года.
Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?»
Цель. В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Игровое задание. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
ТСО: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО» 2
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
«КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
ТСО: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Ход игры
У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Ход игры
Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Содержание: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Товарный поезд»
Цель: закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
ТСО: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание
Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.
Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.
«Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание
Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Содержание
Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Игра: «Что лежит в черном ящике»
Цель: сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения.
Ход игры:
Воспитатель берет роль ведущего на себя. Предлагает детям выбрать команду из 6 человек, которые будут играть за игровым столом. На игровом поле расположены сектора. Предлагаются правила игры: крутишь барабан стрелка указывает на вопрос. Ведущий задает команде вопрос, команда обсуждает его. Если ответ неправильный, или его нет, вопрос переходит к зрителям. За каждый правильный ответ команда, или зритель получает фишку. (Вопросы для игр подбираются из книг).
Вопрос: Во многих русских народных сказках герой получает награду за свои подвиги (полцарства, дворец, кота). Что это на языке экономики? (Доход).
— Угадай, как оно зовется
Что за деньги продается
Это не чудесный дар
А просто-напросто…(товар).
— Я есть особый институт,
Где деньгам строгий счет ведут,
Кредиты фирмам предоставляют
Финансами там управляют.
Вклады ваши разместят
Их очень строго сохранят. «Банк»
Сектор «Загадка».
Нужно отгадать сказку. Читается отрывок: «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась за богатством и мачехина дочь, но вернулась с одними убытками». («Морозко»).
Сектор «Черный ящик»: то, что лежит в черном ящике можно купить и затем продать с прибылью. Если у вас их будет много вы сможете стать владельцем магазина, фабрики, предприятия. Что это? (Акция).
Кроме того, на поле есть еще сектора «Музыкальна пауза», «Подвижная игра».
В конце игры победители награждаются заранее приготовленными «акциями», которые можно вложить в дело по своему усмотрению. В группе стоят три стола. На первом — конфеты, на втором – игрушка, на третьем – более ценный приз. Ребенок может вложить в свою «акцию» в «предприятие» первого стола, получив за неё сразу же конфеты. Если он хочет приобрести игрушку, то должен вложить «акцию» в «предприятие» второго стола, но владельцем он сможет стать только через месяц. Более ценный приз ребенок может получить только через год. Дети самостоятельно выбирают варианты.
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Игра «Магазин самообслуживания»
Цель. Закреплять у детей знание порядкового счета, состав числа. Развивать речь и мышление.
Игровые задания.
1. Выбрать в магазине нужные овощи и фрукты; подсчитать их стоимость и оплатить в кассу; полученный у кассира чек отдать контролеру.
2. Назвать продукты и рассказать, что из них можно приготовить.
ТСО: Атрибуты для игры «Магазин».
Игра «ПРОЙДИ В ВОРОТА»
Цель. Закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность.
Игровое задание. Детям раздаются карточки с разным числом монет. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т. е. ребенка, число монет на карточке которого в сумме с монетами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
Оборудование. Карточки, «ворота» с изображением чисел.
«Назови профессии»
Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.
ТСО: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.
Содержание игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности.
«Какие бывают доходы»
Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.
ТСО: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учре...
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»Необходимо с помощью игр и практик донести...
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деяте...
Картотека игр по финансовой грамотности
Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей . Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»...
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Картотека игрпо финансовой грамотностидля детей 5-7 лет...
Картотека игр по финансовой грамотности
картотека Д/И, С/Р игр по финансовой грамотности для детей 5 - 7 лет...
Картотека игр по финансовой грамотностью для детей 5-7 лет
Игры для ознакомления детей с финансовой грамотностью...