Литературное путешествие
материал

Макрушина Евгения Александровна

Паспорт методического материала

Проблема: Дети мало знают о творчестве А.С. Пушкина .

Цель: Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи:

Познакомить с творчеством А.С.Пушкина.

Обсуждение литературных произведений.

Воспитывать культуру речи, добиваться связных высказываний.

Расширять словарный запас у детей.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; — развивать артистические способности

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Развитие совместного творчества родителей и детей.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, cоциально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Актуальность:

К сожалению, в наше время интерес к книге, к чтению заметно снижен. Общеизвестно, какое влияние оказывает художественная книга на развитие и воспитание ребенка. Книга объясняет ребенку жизнь природы, жизнь общества. Чтение художественной литературы развивает мышление  и  воображение  ребёнка.  Художественная литература приобщает ребенка к красоте слова, развивает культуру речи.

Чтение – это самый доступный способ развития детей. Благодаря книге развивается мышление, внимание, речь, память. Читая книгу ребенку, он слышит грамотную речь. Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.

Обеспечение: сборники сказок А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии биографии А.С. Пушкина, фото-презентации, мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, методическая литература.

Предполагаемый результат:

- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;

- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Основные формы реализации проекта:

- чтение художественной литературы;

- интегрированные занятия;

- продуктивная деятельность;

- игры–импровизации, театрализованная деятельность;

- викторины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pushkin.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт методического материала

Проблема: Дети мало знают о творчестве А.С. Пушкина .

Цель: Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи:

Познакомить с творчеством А.С.Пушкина.

Обсуждение литературных произведений.

Воспитывать культуру речи, добиваться связных высказываний.

Расширять словарный запас у детей.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; — развивать артистические способности

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Развитие совместного творчества родителей и детей.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, cоциально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Актуальность:

К сожалению, в наше время интерес к книге, к чтению заметно снижен. Общеизвестно, какое влияние оказывает художественная книга на развитие и воспитание ребенка. Книга объясняет ребенку жизнь природы, жизнь общества. Чтение художественной литературы развивает мышление  и  воображение  ребёнка.  Художественная литература приобщает ребенка к красоте слова, развивает культуру речи.

Чтение – это самый доступный способ развития детей. Благодаря книге развивается мышление, внимание, речь, память. Читая книгу ребенку, он слышит грамотную речь. Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.

Обеспечение: сборники сказок А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии биографии А.С. Пушкина, фото-презентации, мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, методическая литература.

Предполагаемый результат:

- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;

- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Основные формы реализации проекта:

- чтение художественной литературы;

- интегрированные занятия;

- продуктивная деятельность;

- игры–импровизации, театрализованная деятельность;

- викторины.

Этапы проекта

Проект включает три основных этапа:

1-й этап. Подготовительный.

постановка цели и задач для педагогов;

изучение методической литературы;

подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина, оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам поэта;

создание проблемной ситуации для детей;

беседы с детьми с целью выяснения, что они знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать, откуда это можно узнать;

организация выставки книг с привлечением родителей “Мои любимые сказки”;

разработка памяток для родителей “Что, как и когда читать детям”.

2-й этап. Основной.

Рассказ воспитателя о поэте с использованием ИКТ.

Речевое развитие:

1.чтение сказок А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

2. Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

3.Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина о зиме:

«Зимнее утро»,

«Идет волшебница-зима»,

«Зимы ждала, ждала природа».

4. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый»

«Уж небо осенью дышало»

 Социально-коммуникативное развитие:

1. Рассматривание портрета А.С. Пушкина.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

«Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!»

«Воротился старик к старухе»

«Избушка там, на курьих ножках», «Там ступа с бабою ягой»

«Царевна - Лебедь»,

«Бочка по морю плывет»

«Тридцать три богатыря»

3. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

4. Дидактические игры:

«Золотая рыбка»,

 «Скажи наоборот»,

«В синем море-океане»,

«Кого не стало?»,

«Вспомни сказку»,

«Кто скорее?»,

«Составь и прочитай слова»,

«Волшебные предметы»,

«Найди предметы из сказок Пушкина».

7. Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина.    

8. Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.

9. Родительский клуб «Мир сказок А.С. Пушкина» их влияние на развитие речи ребёнка.

 Познание:

1. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.

2. Видеосалон, просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

3.  Математическая игра по мотивам сказок А. С. Пушкина

«Убери лишнее»;

«Назови последовательность»;

игры со счётными палочками – выкладывание кораблика, рыбки;

игра «Посчитай-ка»;

4. Исследовательская деятельность: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»- почему корабли не тонут.

Художественно-эстетическое развитие

1. Лепка:

«Белка песенки поет, да орешки все грызет»,

 «Лукоморье»

2.Лепка из солёного теста: «Царевна лебедь», «Золотой петушок».

3. Рисование:

 «Ель растет перед дворцом»,

 «Петушок с высокой спицы»,

«Лебедь белая плывёт…»,

«По сказке о мёртвой царевне и семи богатырях.»

4.  Аппликация, ручной труд:

 «Золотая Рыбка».

из природного материала «Подводное царство золотой рыбки».

5. Конструктивная деятельность:

«Едет флот царя Салтана…»

6. Слушание музыки:

«Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,

«Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,

«Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»),

русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

7. Игра-драматизация:

«Свет мой, зеркальце».

8. Игра на музыкальных инструментах:

«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия.

9.Театрализованная деятельность:

отрывок «Сказка о золотой рыбке»

 Физическое развитие:

Подвижная игра: русская народная игра «Золотые ворота»; Игры малой подвижности «Море волнуется раз…», «Удочка»; ритмопластика под музыку.

Игры со снегом-поделки «Сказки Пушкина»

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика «Ветер, ветер ты могуч…»,

гимнастика для глаз «Шмель»

мелкая моторика: штриховка, раскрашивание, рисование по клеткам героев сказок А.С.Пушкина

3-й этап. Обобщающий (заключительный).

Организация викторины по сказкам Александра Сергеевича Пушкина «Там на неведомых дорожках…»

Развлечение (театрализованная деятельность) «Сказка о рыбаке и рыбке.»

Оформление выставки детских работ по сказкам А.С. Пушкина «Путешествие по сказкам».

Подведение итогов совместной деятельности.

Предполагаемые результаты:

Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Расширение кругозора.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Содействие творческому развитию детей, развитию творческих способностей.

Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости.

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Вывод:

Подводя итоги проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Дети познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения. Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Ребята овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач. Родители детей принимали активное участие в реализации данного проекта: приносили книги для книжного уголка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературное путешествие»

Познакомить детей с творчеством С. Михалкова...

Открытое занятие в подготовительной логопедической группе на тему: «Сказочный мир Чуковского» (литературное путешествие)

На творчестве Корнея Чуковского выросло не одно поколение детей. Мы все любим его стихи, и не только в книгах, но и в прекрасных советских мультфильмах. Обожаемый, узнаваемый, легко запоминаемый. Корн...

Литературное путешествие по творчеству Агнии Барто.

Прошло уже много лет со дня рождения всеми любимой поэтессы Агнии Львовны Барто, а стихи ее  помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И сегодня, услышав имя Агнии Барто, челов...

Литературное путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстети...

Маршрутные листы и маршруты наших семейных литературных путешествий

Данный материал отражает маршруты наших семейных литературных путешествий....

Литературное путешествие «В мире детства с Агнией Барто»

Литературное путешествие  «В мире детства с Агнией Барто»...

Литературное путешествие по страницам книг Д.Н.Мамина-Сибиряка

Традиционный фестиваль в детском саду был посвящен теме "По страницам книг Д.Н.Мамина-Сибиряка". Его целью является создание условий для развития и совершенствования речи у детей дошкольного...