Программа кружковой работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах "Сибирские колокольчики"
рабочая программа

Пенькова Ольга Владимировна

Для детей старшей и подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sibirskie_kolokolchiki.docx336.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. Общие положения:

1.1. Кружок организован на базе МБДОУ д/с № 29 «Сибирячок»;

1.2. Положение регламентирует деятельность кружка «Сибирские

колокольчики»;

            1.3. Программа  кружка рассчитана на 2 года обучения детей старшей группы

            (от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет).

      2. Цель -  помочь детям в игровой форме войти в мир музыки, сделать её

      естественной и необходимой, найти свои собственные формы общения с ней.

      Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.

             3. Задачи:

             3.1 Обучающие

  • Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами (русскими народными, инструментами симфонического оркестра).
  • Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
  • Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
  • Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  • Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

3.2. Воспитательные

  • Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  • Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
  • Воспитывать творческую инициативу.

3.3. Развивающие

  • Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  • Развивать мышление, аналитические способности.
  • Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  • Способствовать координации двигательных функций организма.
  • Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

4. Организация работы кружка:

4.1. Работа   кружка строится на единых принципах и обеспечивает

целостность педагогического процесса.

4.2. Занятия в  кружке проводятся в соответствии с рекомендуемыми:

  • продолжительностью режимных моментов дня для возрастных групп

детского сада;

  • объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН.

4.3. Руководителем вокального кружка является музыкальный руководитель

детского сада.

4.4. Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале 2 раза в месяц.

       Продолжительность занятия – 30 мин.

4.5. Программно-методическое обеспечение и содержание деятельности

 кружка «Сибирские колокольчики» определяется основной комплексной

 образовательной программой детского сада "Детство" (раздел "Ребенок и

музыка").

5. Организация работы кружка:

5.1. В состав организационной группы входят: заместитель заведующего по

ВМР, музыкальный руководитель;

5.2. Воспитатели и специалисты ДОУ привлекаются к работе в кружке по

необходимости;

5.3. Кружок работает по плану согласованному с заместителем заведующего

по ВМР, заведующим ДОУ;

5.4. Периодичность (2 раза в месяц).

6. Документация:

6.1. Учебно-тематическое планирование;

6.2. Учёт посещаемости детей

             

            7 .Пояснительная записка:

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.

       7.1 Актуальность:

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной.

Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и лич- ностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, а также учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с ФГОС, личный опыт.

Программа «Сибирские колокольчики » сформирована в соответствии с ФГОС:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

7.3. Ожидаемые результаты:

В результате знакомства с музыкальными инструментами и игры на них в оркестре (ансамбле) у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности.

При успешном освоении программы «Сибирские колокольчики», используемые формы и методы работы будут способствовать:

  • формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее - «играть музыку»;
  • развитию музыкальных способностей;
  • развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
  • знакомству с миром музыкальных инструментов;
  • владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, выразительными особенностями звукоизвлечения и звуковедения, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения;
  • пониманию дирижерского жеста музыкального руководителя;
  • воспитанию патриотического чувства, уважения к традициям русской музыкальной культуры.
  • воспитанию у детей веры в свои творческие способности.

7.4. Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей, родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях.

         

Учебно – тематический план (старшая группа)

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

1 раздел. Знакомство с инструментами (кол-во занятий 3)

Ноябрь –

декабрь

 

1.Знакомство с музыкальными инструментами через тактильные ощущения и звуковыми характеристиками. Знакомство со звуковыми характеристиками музыкальных инструментов.

 2.Развивать умение слушать звук, формировать контроль за движениями и развивать способность концентрировать внимание. Развивать сотрудничество и чувство ответственности. Развивать умение координировать слуховое восприятие с двигательной активностью, побуждать к коллективному сотрудничеству.

1.«Что под платком?»; «Игра с инструментами»

2. «Спящий бубен»

Январь –

февраль

1. Развивать умение координировать слуховое восприятие с двигательной активностью, побуждать к коллективному сотрудничеству.

2.Учить играть простейшие ритмы на музыкальных инструментах и самому придумывать ритмические партитуры.

1. «Слушай и беги»

2.«Кто к нам пришел?»

«Магазин музыкальных инструментов»

Март –

апрель

Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.

Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

Русские народные мелодии;

«Пойду ль, выйду ль я», «Полянка» и др.

Май

Повторение и закрепление пройденного.

2 раздел. Развитие ритма и ансамбля( кол-во занятий 9)

Ноябрь –

декабрь

1.Точно передавать услышанный ритм другому, используя разные музыкальные инструменты

2. Проговаривать , прохлопывать, протопывать, проигрывать имена животных, изображенных на картинке. Придумывать рассказы с этими картинками.

1.«Передай, что сказал бубен»

2.Игры с игрушками и картинками

 

1.Произносить и отхлопывать свое имя, приэтом выполнять движения на каждый слог.

2.Ритмично отстукивать ритм друга, используя звучащие жесты и музыкальные инструменты

3. Игры с именами

- «Кто твой дружок?»

Январь –

февраль

Выкладывание ритмических формул на фланелеграфе. Самостоятельно проговаривать последовательность  ритмических формул, используя большие листы, видео картинки.

Знакомство с длительностями , паузой.

- «Паровоз»; «Гусеница»: «Марш снеговиков»

Март –

апрель

Развивать внимании е, мышление, ловкость, умение сочетать свои действия с движениями партнера. Знать правую и левую сторону

Игры с палочками, мешочками, стаканчиками

Май

Повторение и закрепление пройденного.

3 раздел Игра с инструментами

Сентябрь –

октябрь

Знакомить с различными приемами игры на шумовых инструментах. Развивать самостоятельность, внимание, реакцию.

«Приветствие»

«Пинг-понг»

Ноябрь –

декабрь

Изучение исполнительских и звуковых возможностей шумовых инструментов и развитие способностей к спонтанной импровизации.

«Solo b Tutti»

«Сольный концерт»

Январь –

февраль

 

Март –

апрель

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю.

Определять на слух размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Выделять сильную долю.

В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом.

Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков.

Работать над ритмическими эталонами.

«Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Киска» М.Дюбуа, «Танец дикарей» Е.Накада, «Тамбурин» Ж.Рамо

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

4 раздел. Игра в оркестре.( кол-во занятий 9)

Сентябрь –

октябрь

Учить детей:

- играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально и в ансамбле;

- играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;

- индивидуально разучивать партии.

«Полька» М.Глинки,

«Петушок»

«Вот какие чудеса» А.Филиппенко

Ноябрь –

декабрь

Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения.

Играть оркестровые партии индивидуально и в составе оркестра.

Русские народные мелодии (аудиозапись)

«Вот какие чудеса» А.Филиппенко

«Часики»

Январь –

февраль

Просмотр видео оркестра. Беседа о характере музыки, какие инструменты дети увидели на экране и каким зверюшкам они соответствовали.

Работать над ритмическими эталонами

Выделять сильную долю.

Играть  индивидуально и в ансамбле.

 

«Оркестр для мамочки»

Март –

апрель

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания.

«Старинная французская песенка» П.Чайковского

Май

Повторение и закрепление пройденного.

Подготовка и проведение концерта.

Учебно – тематический план (подготовительная группа)

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

1 раздел. Знакомство с инструментами оркестра  

Сентябрь

Октябрь

Повторить с детьми знания о русских народных инструментах. Познакомиться с новыми, свободная импровизация на инструментах

Познакомить инструментами симфонического оркестра на примере музыкальной сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»

Презентации по теме

«Русские народные инструменты»

«Симфонический оркестр»

Ноябрь - декабрь

 с

Знакомство с духовыми инструментами: кларнет, фагот, волторна. Продолжать слушать сказку «Петя и волк»  

Тема Кошки, Дедушки, Волка в сказке

Январь - февраль

Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов. Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами: электрогитара, синтезатор.

Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина.

Март - апрель

Познакомить с инструментами различных стран мира

Исполняются любые записи детских песен народов мира

2 раздел. Развитие ритма и ансамбля

Октябрь

Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно – логическое мышление

«Игры с картинками»

 Ноябрь - декабрь

Игры с именами:

«Песенка о себе»; «Как назвать щенка?»

Январь –

февраль

Знакомить с длительностями, закреплять представление о нотной записи. развивать умение детей сочетать свои действия с движениями партнера.

«Паровоз»; «Гусеница»;

«Игры с палочками»; «Игры с ладошками»

Март –

апрель

Развивать чувство ритма, координацию движений под музыку, внимание.

Ритмические игры с помпоном, с бубном, с мешочками

Май

Повторение и закрепление пройденного.

3 раздел Игра с инструментами

Сентябрь –

октябрь

Развивать способность удерживать метр музыки. Воспитывать у детей внимание, реакцию, способность к концентрации и умение включаться в текущее музицирование

«Бусинки»

Ноябрь –

декабрь

Развивать внимание, умение импровизированно двигаться с инструментами, реагировать на паузу остановкой движения

«Дискотека»

Январь –

февраль

 Продолжать знакомиться с музыкальными инструментами. Ритмично играть пульс музыки, развивать внимание

«Хоровод инструментов»

Март –

апрель

Развивать детскую фантазию, воображение, память. Учить детей импровизировать на муз. инструментах

«Игра в классики»

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

4 раздел. Игра в оркестре

Сентябрь –

октябрь

Вспомнить навыки игры на знакомых инструментах детского оркестра: бубен, ложки, трещотки, свистульки

«Во саду ли в огороде»

Ноябрь –

декабрь

 Речь и инструменты. Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы, развивать способность к образной импровизации.

Знакомство с музыкальном инструментом чайм-бары, музыкальн6ые колокольчики

«Зимнее рондо»

«Белые снежинки»

Январь - февраль

В оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение

Март –

апрель

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания.

«Весенняя песенка», С. Соснина

Май

Повторение и закрепление пройденного.

Подготовка и проведение концерта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...