Программа кружковой работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах "Сибирские колокольчики"
рабочая программа
Для детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sibirskie_kolokolchiki.docx | 336.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Общие положения:
1.1. Кружок организован на базе МБДОУ д/с № 29 «Сибирячок»;
1.2. Положение регламентирует деятельность кружка «Сибирские
колокольчики»;
1.3. Программа кружка рассчитана на 2 года обучения детей старшей группы
(от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет).
2. Цель - помочь детям в игровой форме войти в мир музыки, сделать её
естественной и необходимой, найти свои собственные формы общения с ней.
Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.
3. Задачи:
3.1 Обучающие
- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами (русскими народными, инструментами симфонического оркестра).
- Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
- Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
3.2. Воспитательные
- Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
- Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
- Воспитывать творческую инициативу.
3.3. Развивающие
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации двигательных функций организма.
- Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
4. Организация работы кружка:
4.1. Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает
целостность педагогического процесса.
4.2. Занятия в кружке проводятся в соответствии с рекомендуемыми:
- продолжительностью режимных моментов дня для возрастных групп
детского сада;
- объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН.
4.3. Руководителем вокального кружка является музыкальный руководитель
детского сада.
4.4. Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале 2 раза в месяц.
Продолжительность занятия – 30 мин.
4.5. Программно-методическое обеспечение и содержание деятельности
кружка «Сибирские колокольчики» определяется основной комплексной
образовательной программой детского сада "Детство" (раздел "Ребенок и
музыка").
5. Организация работы кружка:
5.1. В состав организационной группы входят: заместитель заведующего по
ВМР, музыкальный руководитель;
5.2. Воспитатели и специалисты ДОУ привлекаются к работе в кружке по
необходимости;
5.3. Кружок работает по плану согласованному с заместителем заведующего
по ВМР, заведующим ДОУ;
5.4. Периодичность (2 раза в месяц).
6. Документация:
6.1. Учебно-тематическое планирование;
6.2. Учёт посещаемости детей
7 .Пояснительная записка:
Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.
Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.
7.1 Актуальность:
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной.
Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и лич- ностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, а также учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с ФГОС, личный опыт.
Программа «Сибирские колокольчики » сформирована в соответствии с ФГОС:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
7.3. Ожидаемые результаты:
В результате знакомства с музыкальными инструментами и игры на них в оркестре (ансамбле) у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности.
При успешном освоении программы «Сибирские колокольчики», используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее - «играть музыку»;
- развитию музыкальных способностей;
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- знакомству с миром музыкальных инструментов;
- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, выразительными особенностями звукоизвлечения и звуковедения, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения;
- пониманию дирижерского жеста музыкального руководителя;
- воспитанию патриотического чувства, уважения к традициям русской музыкальной культуры.
- воспитанию у детей веры в свои творческие способности.
7.4. Формы подведения итогов:
Открытые занятия для детей, родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях.
Учебно – тематический план (старшая группа)
Учебно – тематический план (подготовительная группа)
Период | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
1 раздел. Знакомство с инструментами оркестра | ||
Сентябрь Октябрь | Повторить с детьми знания о русских народных инструментах. Познакомиться с новыми, свободная импровизация на инструментах Познакомить инструментами симфонического оркестра на примере музыкальной сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» | Презентации по теме «Русские народные инструменты» «Симфонический оркестр» |
Ноябрь - декабрь | с Знакомство с духовыми инструментами: кларнет, фагот, волторна. Продолжать слушать сказку «Петя и волк» | Тема Кошки, Дедушки, Волка в сказке |
Январь - февраль | Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов. Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами: электрогитара, синтезатор. | Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. |
Март - апрель | Познакомить с инструментами различных стран мира | Исполняются любые записи детских песен народов мира |
2 раздел. Развитие ритма и ансамбля | ||
Октябрь | Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно – логическое мышление | «Игры с картинками» |
Ноябрь - декабрь | Игры с именами: «Песенка о себе»; «Как назвать щенка?» | |
Январь – февраль | Знакомить с длительностями, закреплять представление о нотной записи. развивать умение детей сочетать свои действия с движениями партнера. | «Паровоз»; «Гусеница»; «Игры с палочками»; «Игры с ладошками» |
Март – апрель | Развивать чувство ритма, координацию движений под музыку, внимание. | Ритмические игры с помпоном, с бубном, с мешочками |
Май | Повторение и закрепление пройденного. | |
3 раздел Игра с инструментами | ||
Сентябрь – октябрь | Развивать способность удерживать метр музыки. Воспитывать у детей внимание, реакцию, способность к концентрации и умение включаться в текущее музицирование | «Бусинки» |
Ноябрь – декабрь | Развивать внимание, умение импровизированно двигаться с инструментами, реагировать на паузу остановкой движения | «Дискотека» |
Январь – февраль | Продолжать знакомиться с музыкальными инструментами. Ритмично играть пульс музыки, развивать внимание | «Хоровод инструментов» |
Март – апрель | Развивать детскую фантазию, воображение, память. Учить детей импровизировать на муз. инструментах | «Игра в классики» |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
4 раздел. Игра в оркестре | ||
Сентябрь – октябрь | Вспомнить навыки игры на знакомых инструментах детского оркестра: бубен, ложки, трещотки, свистульки | «Во саду ли в огороде» |
Ноябрь – декабрь | Речь и инструменты. Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы, развивать способность к образной импровизации. Знакомство с музыкальном инструментом чайм-бары, музыкальн6ые колокольчики | «Зимнее рондо» «Белые снежинки» |
Январь - февраль | В оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение | |
Март – апрель | Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания. | «Весенняя песенка», С. Соснина |
Май | Повторение и закрепление пройденного. Подготовка и проведение концерта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....