Консультация для воспитателей «Музыкальное сопровождение в художественно – изобразительной деятельности»
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Народные праздники в детском саду
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Их содержание – это жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам!
Профессор И.М.Снегирев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Свойство народных праздников радостно преображать все вокруг и глубже осмысливать события из жизни народа, природы и духовной истории; делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов. Как это ни удивительно, дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим «суперсовременным» родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и ликования.
Приобщение детей к народным традициям поможет педагогам воспитать здоровую личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение календарных праздников: осенью – «Осенины», «Капустник», «Ярмарка», «Посиделки»; зимой – «Рождество», «Святки», «Колядки» «Масленица»; весной – «Встреча весны» («Сороки»), «Пасха»; летом – «Праздник русской березки» (Троица), Иван Купала, Яблочный, Ореховый, Медовый Спас.
Праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, свое звучание, своя музыка. Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда и само изменение будничного строя жизни.
Хочется рассказать о некоторых народных праздниках, которые можно провести в детском саду.
«Осенины»
Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с бабьего лета (с 14 по 27 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень праздником урожая. С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. На Воздвижение (27 сентября) начиналась капусткина неделя – рубка и засолка капусты, устраивались вечерки с пирогами. С Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) заканчивались осенние хороводы, начинались посиделки. «Посиделками» называли сбор парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству Христову.
«Пришли Святки – запевай колядки!»
При проведении праздника «Пришли Святки – запевай Колядки!» дети не только вволю повеселятся, но и познакомятся с древним обрядом колядования. Время от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. В старину по вечерам дети ходили по домам и пели особые песни – колядки. Ходили группами, наизнанку надевая зимнюю одежду, разукрашивая лицо, изменяя при пении и обращении к хозяевам голоса – чтобы не узнали. Заходили в дом только к знакомым, выпрашивая угощение:
"Коляд-коляд-коляда! Ты подай нам пирога!
Подавай да не ломай, а по целому давай."
Хозяева угощали всех, кто приходил – пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами. Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и просьбами об угощении называют обрядом колядования. В старину он был самым любимым развлечением детворы среди других зимних забав.
«Масленица»
Наиболее любимый праздник детворы: шумный, веселый, с блинами, катанием на лошади. Известно, что Масленица гуляется в конце февраля – начале марта, т.е. в короткий период между Новым годом и праздником 8 Марта. Масленица – это широкий, разгульный праздник. Отмечают Масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блин. Но все ли знают, почему именно блин? Блин – это знак солнца, символ богатства. До сих пор существует поверье, что чем больше блинов съедено на масленичной неделе, тем щедрее и богаче будет наступивший год. При подготовке к празднику педагоги знакомят детей с лучшими образцами фольклора: приметами, поговорками, закличками, загадками, песнями.
«Встреча весны»
На празднике «Встреча весны» водят хороводы и поют песни о весне, повторяют заклички, прибаутки: «Зима на исходе, весна на пороге». Детям рассказывают, что 13 марта день Василия – капельника, так как уже со всех крыш сосульки плачут; а 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния, день равен ночи. (12 часов день, 12 часов ночь). Дети обращались к солнышку: «Гори, солнце ярче. Лето будет жарче. А зима теплее, а весна милее».
«Пасха»
Весна насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами, устраивают всевозможные игры. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. Для детей важна не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. Воспоминания о таком празднике, проведенном в детском саду, да еще совместно с родителями, останутся в памяти ребенка на долгие годы.
Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа. Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.
Радостная атмосфера детских праздников создает благоприятный климат в детском коллективе. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы, вызывает чувство удовольствия и побуждает детей к общению с «прекрасным», формируя культурные интересы и потребности. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами.
Календарные народные праздники – это часть самобытной культуры русского народа. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (4-5 лет)
Дети 4-5 лет, занимаясь рисованием с педагогом, нуждаются в определенной мотивации своих действий. Чтобы дети изобразили конкретный предмет по теме, необходимо поставить перед ними задачу...
Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (5-6 лет)
Предлагаю мотивационные ситуации к лексическим темам в изобразительной деятельности с дошкольниками коррекционных (речевых) учреждений....
Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)
Наши любимые детки не всегда желают рисовать на заданную педагогом тему. Что делать? Заинтересовать... Предложить вниманию детей короткую сказочную историю в стихах или про...
Консультация для воспитателей «Музыкальное сопровождение деятельности педагога и детей в режимных моментах»
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает ...
Консультация для воспитателей "Музыкальное сопровождение физкультурных занятий"
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эм...
Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...
Консультация для родителей «Искусство. Музыкальное сопровождение в художественно-изобразительной деятельности»
Музыкальное сопровождение в любом своём виде всегда является показательной деталью. Оно помогает лучше понять происходящее как на экранах телевизора, так и на сцене. Но важной задачей является донести...