Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа .Старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2023_starshaya_gr.docx | 94.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Светлячок» (с.Падун), филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ»Центр развития ребенка»-детский сад «Светлячок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
_естественно-научная_
направленность программы*
«Умники и умницы»
наименование программы
Возраст обучающихся: 5-6 лет_ Срок освоения программы: _8 месяцев_ Объем программы: ___70 часов__ Автор - составитель: Тютяева Светлана Ивановна, воспитатель ФИО, должность |
с. Падун
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………3
Нормативно-правовая база……………………….……………… ………………………...3
Направленность………………………………………………………………………………3
Актуальность………………………………………………………………………………....4
Новизна…………………………………………………………………………………….......4
Цели и задачи…………………………………………………………………………………4
Категория воспитанников…………………………………………………………………..5
Формы проведения деятельности………………………………………………………...5
Планируемые результаты…………………………………………………………………..5
Мониторинг освоение программы………………………………………………………….5
2.Учебный план…………………………………………………………………………….....5
3.Календарный учебный график…………………………………………………………....13
4.Содержание программного материала…………………………………………………22
5.Годовой календарный учебный график………………………………………………….37
6.Методическое обеспечение программы…………………...............................................38
7.Организационно-педагогические условия реализации программы…………………..38
8.Оценочный материал…………………………………………………………………….39
Условия реализации программы………………………………………………………….. 40
Воспитательная работа…………………………………………………………………..40
6.Список литературы………………………………………………………………………41
1.Пояснительная записка.
Ведущей идеей программы является положение «… В условиях решения стратегических задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения», обозначенное в национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа».
Педагогическая работа интеллектуального кружка «Умники и умницы» основывается на принципах:
- Принцип развивающего обучения
- Принцип приоритета личностно-ориентированного подхода к воспитанникам,
- Принцип ориентации на успешную деятельность.
- Принцип самореализации.
Программа «Умники и умницы» рассчитана на детей подготовительной группы детского сада.
Обучающий материал даётся в игровой форме для того, чтобы сформировать умения детей в решении игровых задач.
Осваивая компьютерные игры, ребёнок обучается ставить задачу, определять способы её реализации, что способствует познавательно-интеллектуальному развитию воспитанников.
Актуальность
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Новизна
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, возникла идея создания кружка «Умники и умницы».
Программа разработана на одногодичное обучение.
Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование карточек для графического диктанта, раздаточного материала, использование онлайн-игр и игр математического содержания через ИКТ.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
2.Цели и задачи программы
Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи: совершенствовать умения детей основным логическим операциям;
формировать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного поиска решения математических и практических задач;
вырабатывать желание анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи.
Отличительные особенности программы
Обучение детей проводится с пяти до семи лет;
Подобран и систематизирован материал заданий, игр в соответствии с возрастными особенностями детей;
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме, максимально реализуется ситуация успеха.
Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
обучения: обучать детей основным логическим операциям;
формировать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного поиска решения математических и практических задач;
интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи;
развития: развивать познавательные процессы, мыслительные операции, логическое мышление, психические процессы, пространственные представления, связную монологическую речь; развивать инициативу, организаторские способности ребенка.
воспитания: воспитывать у дошкольников устойчивый интерес к познаниям
самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, умение действовать в команде.
3.Учебный план
№п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1.1 | Диагностика | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
1.2 | Диагностика | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
1.3 | «Веселая математика», «Геометрик» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.4 | «В мире загадок и отгадок», задание на сложение | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.5 | «Загадочная страна – Математика», числа и цифры 1,2,3,4,5; независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.6 | Логическая задача на установление несоответствия | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.7 | Количество и счет, решение задач Игры: - «посчитай и напиши» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.8 | Найди ошибку (логическая задача) Соедини линией. Упражнение «Зеркальное отражение» Кораблик «День и ночь» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.9 | -«Считай дальше» - «Уравняй по-разному» - «Что, где находится?» - игра «Десять пальчиков» -логическая игра «Найди фигуру» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.10 | Графический диктант | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.11 | «Волшебные палочки» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.12 | Квадрат - «Составь квадрат» - «Подбери пару» - «Давай посчитаем» - логическая игра «Что перепутал художник» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.13 | Работа с палочками Кюизенера, выкладывание линий (Прямая, ломаная пунктирная,наклонная) | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.14 | Логические задачи, математические головоломки (ИКТ) | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.15 | Число и цифра 6, знаки =,+, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.16 | Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Игры:- «Отгадай загадку» - «Дорисуй » | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.17 | Логические задачи, Занимательные задачки «Давай посчитаем»(ИКТ) | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.18 | Корректурная проба | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.19 | «Четвертый лишний» «Соедини линией» (обувь героя) Физкультминутка Математические загадки | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.20 | «Мышиный ход» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.21 | «Сложи фигуру» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.22 | Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.23 | - «Продолжи счёт» - «Увеличь на один» - игра «Прямой счёт» - игра «Превращайка» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.24 | Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов;-загадки, -логическая задача на установление закономерностей. | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.25 | «Мышиный ход» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.26 | «Графический диктант» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.27 | Игра «Считай, рисуй, записывай» | 1 | 1 | Опрос | |
1.28 | Неделя Игра «Дни недели» Логическая игра «Магазин игрушек» «Живая неделя» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.29 | «Составь узор из треугольников» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.30 | Блиц игра «Вопрос-ответ»; логические задачи | 1 | 1 | Опрос | |
1.31 | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 0, - Знак»«-» Логическая задача на установление закономерностей «Выполни по образцу», -геометрические фигуры. | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.32 | «Логические задачки» ИКТ | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.33 | Игра на внимание «Чего не стало?» Блиц игра «Вопрос-ответ» Физкультминутка | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.34 | «Я решаю логические задачи» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.35 | «Графический диктант» | 1 | 1 | Опрос | |
1.36 | Занимательные головоломки (ИКТ) «Найди ошибку художника» Корректурная проба | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.37 | «Мышиный ход» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.38 | Графический диктант | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
1.39 | Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -,<, >, понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.40 | «Соедини линией цифры по порядку», «Кто лишний?» | 1 | 1 | Опрос | |
1.41 | Нахождение различия в двух похожих рисунках. | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.42 | «Мышиный ход» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.43 | Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части; | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.44 | «Играем, считаем, решаем» | 1 | 1 | Опрос | |
1.45 | Игра «Какой цифры не стало?» «Вопрос-ответ» Физкультминутка Работа с тестом Колесниковой «Я решаю логические задачи» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение |
1.46 | «Волшебные счетные палочки», «Измени фигуру» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.47 | Игра «Считай, рисуй, записывай». Штриховка | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.48 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели. | 1 | 1 | Наблюдение | |
1.49 | «Внимание ,угадай»; «Дни недели». | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
1.50 | «Мышиный ход» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.51 | «Занимательные головоломки» ИКТ | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.52 | Игра «Какой цифры не стало?» «Вопрос-ответ» Физминутка | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.53 | Игра «Прямой и обратный счет» | 1 | 1 | Наблюдение | |
1.54 | Графический диктант | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.55 | Логические задачи, Занимательные головоломки (ИКТ) Графический диктант | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.56 | «Соедини линией» (предметы) «Четвертый лишний» «Что сначала, что потом?» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.57 | «Мышиный ход» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.58 | Числа и цифры 1-8, Знаки+,-, Логическая задача на установление закономерностей. «Закрась по образцу» Игра «Соедини правильно» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.59 | Составление предмета из треугольников. Графический диктант. | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.60 | Игры: «Отгадай загадку»; «Бусы» | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
1.61 | «Я решаю логические задачки». Штриховка | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.62 | «Волшебные палочки» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.63 | Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. Игра «Раздели круг» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.64 | «Графические навыки» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.65 | «Разложи круги шестью способами» Работа с тестом Колесниковой «Я решаю логические задачи» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.66 | «Мышиный ход» | 1 | 1 | решение проблемной ситуации | |
1.67 | Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Игры: «А теперь ты сам считай...»; «Рисуем овалы» | 1 | 0.5 | 0.5 | решение проблемной ситуации |
1.68 | Трапеция, ромб Игра «Давай посчитаем» Логическая игра «Учим фигуры» «Длиннее, короче» | решение проблемной ситуации | |||
1.69 | Диагностика | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
1.70 | Диагностика | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
ИТОГО | 70 | 13 | 57 |
4.Календарный учебный график
Месяц | Число | Время проведения занятий | Кол-во часов | Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.) | Мероприятия за рамками учебного плана |
Сентябрь | 05 07 12 14 19 21 26 28 | В 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц |
1.2 Диагностика
«Геометрик» 1.4«В мире загадок и отгадок», задание на сложение 1.5«Загадочная страна – Математика», числа и цифры 1,2,3,4,5; независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших 1.6 Логическая задача на установление несоответствия 1.7 Количество и счет, решение задач Игра «Посчитай и напиши» 1.8 Найди ошибку (логическая задача) Соедини линией. Упражнение «Зеркальное отражение» (кораблик ) «День и ночь» | диагностика |
Октябрь | 03 05 10 12 17 19 24 26 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.9 -«Считай дальше» - «Уравняй по-разному» - «Что, где находится?» - игра «Десять пальчиков» -логическая игра «Найди фигуру» 1.10 Графический диктант 1.11«Волшебные палочки» 1.12 Квадрат - «Составь квадрат» - «Подбери пару» - «Давай посчитаем» - логическая игра «Что перепутал художник?» 1.13 Работа с палочками Кюизенера, выкладывание линий (Прямая, ломаная пунктирная,наклон ная) 1.14 Логические задачи, математические головоломки (ИКТ) 1.15 Число и цифра 6, знаки =,+, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей 1.16 Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Игры:- «Отгадай загадку» - «Дорисуй » | |
Ноябрь | 07 09 14 16 21 23 28 30 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.7 Логические задачи, Занимательные задачки «Давай посчитаем»(ИКТ) 1.18 Корректурная проба 1.19 «Четвертый лишний» «Соедини линией» (обувь героя) Физкультминутка Математические загадки 1.20 «Мышиный ход» 1.21«Сложи фигуру» 1.22 Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. 1.23 - «Продолжи счёт» - «Увеличь на один» - игра «Прямой счёт» - игра «Превращайка» 1.24 Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов;-загадки, -логическая задача на установление закономерностей | |
Декабрь | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.25 «Мышиный ход» 1.26 «Графический диктант» 1.27 Игра «Считай, рисуй, записывай» 1.28 Неделя Игра «Дни недели» Логическая игра «Магазин игрушек» «Живая неделя» 1.29 «Составь узор из треугольников» 1.30 Блиц игра «Вопрос-ответ»; логические задачи 1.31 Числа 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак»«-», логическая задача на установление закономерностей, «Выполни по образцу», -геометрические фигуры 1.32 «Логические задачки» ИКТ | |
Январь | 11 16 18 23 25 30 | 15.30 два раза в неделю | 6 раз в месяц | 1.33 Игра на внимание «Чего не стало?» Блиц игра «Вопрос-ответ» Физкультминутка 1.34 «Я решаю логические задачи» 1.35 «Графический диктант» 1.36 Занимательные головоломки (ИКТ) «Найди ошибку художника» Корректурная проба 1.37 «Мышиный ход» 1.38 Графический диктант | |
Февраль | 01 06 13 15 20 22 27 29 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.39 Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -,<, >, понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади» 1.40 «Соедини линией цифры по порядку», «Кто лишний?» 1.41 Нахождение различия в двух похожих рисунках. 1.42 «Мышиный ход» 1.43 Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части 1.44 «Играем, считаем, решаем» 1.45 Игра «Какой цифры не стало?» «Вопрос-ответ» Физкультминутка Работа с тестом Колесниковой «Я решаю логические задачи» 1.46 «Волшебные счетные палочки», «Измени фигуру» | |
Март | 05 07 12 14 19 21 26 28 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.47 Игра «Считай, рисуй, записывай». Штриховка 1.48 Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели 1.49 «Внимание ,угадай»; «Дни недели» 1.50 «Мышиный ход» 1.51 «Занимательные головоломки» ИКТ 1.52 Игра «Какой цифры не стало?» «Вопрос-ответ» Физминутка 1.53 Игра «Прямой и обратный счет» 1.54 Графический диктант | |
Апрель | 02 04 09 11 16 18 23 25 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.55 Логические задачи, Занимательные головоломки (ИКТ) Графический диктант 1.56 Логические задачи, Занимательные головоломки (ИКТ) 1.57 «Мышиный ход» 1.58 Числа и цифры 1-8, Знаки +,-, Логическая задача на установление закономерностей. «Закрась по образцу» Игра «Соедини правильно» 1.59 Составление предмета из треугольников. Графический диктант. 1.60 Игры: «Отгадай загадку»; «Бусы» 1.61 «Я решаю логические задачки». Штриховка. 1.62 «Волшебные палочки» | |
Май | 03 07 14 16 21 23 28 30 | 15.30 два раза в неделю | 8 раз в месяц | 1.63 Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. Игра «Раздели круг». 1.64 «Графические навыки» 1.65 «Разложи круги шестью способами» Работа с тестом Колесниковой «Я решаю логические задачи» 1.66 «Мышиный ход» 1.67 Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Игры: «А теперь ты сам считай...»; «Рисуем овалы» 1.68Трапеция, ромб Игра «Давай посчитаем» Логическая игра «Учим фигуры» «Длиннее, короче» 1.69 Диагностика 1.70 Диагностика |
5. Содержание программы
Месяц | № Занятия | Задания | Цель | Материалы |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Диагностика | Опрос | -тестовые задания -лист в клетку -простой карандаш |
2 | Диагностика | Опрос | -тестовые задания -лист в клетку -простой карандаш | |
3 | «Веселая математика», «Геометрик» | - выявить знания детей по математическому развитию; - знание цифр 1-6; - счет до 5; - знание геометрических фигур | набор цифр; -набор геометрических фигур;
| |
4 | «В мире загадок и отгадок» , сложение | - ориентация во времени и пространстве; - различение предметов по величине; -отгадывание математических загадок | игрушки разной величины; - картинки с изображением частей суток. «Развиваем память»18-19 | |
5 | «Загадочная страна – Математика»числа и цифры 1,2,3,4,5; независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - закрепить умение писать цифры 1, 2, 3, 4; - учить писать цифру 5; - закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; - знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел | -наборное полотно - набор цифр; -набор математических знаков; -цветные карандаши, - карточка в клетку. «Игры и задания» стр 17-18 | |
6 | Логическая задача на установление несоответствия | -учить отгадывать математическую загадку, замечать несоответствия | Карточки в клетку, фломастеры, Задачи на логику | |
7 | Количество и счет, решение задач Игра «Посчитай и напиши» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; | -наборное полотно - набор цифр; -набор математических знаков; -цветные карандаши, - карточка в клетку. «Игры и задания» стр 17-18 | |
8 | Найди ошибку (логическая задача) Соедини линией. Упражнение «Зеркальное отражение» Кораблик «День и ночь» | -упражнять в назывании группы предметов одним словом; -совершенствовать умение находить ошибки в картинках; -учить находить пару предметов, связанных между собой; -упражнять детей в разгадывании загадок; -доводить начатое дело до завершения | -картинки по тематике, -раздаточный материал для самостоятельной работы (кораблик) | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | -«Считай дальше» - «Уравняй по-разному» - «Что, где находится?» - игра «Десять пальчиков» -логическая игра «Найди фигуру» | Учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». | -игрушки, -карточки в клетку, наборное полотно, мелкие игрушки. «Игры и задания» 17-18 |
2 | Графический диктант | Учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «вверх», «вниз», «прямо» | -тетради в клетку, -простые карандаши, -ластики | |
3 | «Волшебные палочки» | -учить составлять квадрат из счётных палочек; -упражнять в счёте в пределах пяти; -закреплять умение соотносить число с цифрой и картинкой | -счетные палочки, -лист бумаги, -геометрические фигуры; -цветные карандаши, -иллюстрации к игре | |
4 | Квадрат - «Составь квадрат» - «Подбери пару» - «Давай посчитаем» - логическая игра «Что перепутал художник?» | -продолжать учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей | -картинки; -квадрат; -условная мерка; -линейка «Чудо-обуч» стр39-40 | |
5 | Работа с палочками Кюизенера, выкладывание линий (Прямая, ломаная пунктирная,наклонная) | -совершенствовать умение при выполнении задания с палочками Кюизенера,; -учить работать по схеме. -развитие внимания, логического мышления | -палочки Кюизенера, -схемы-задания; | |
6 | Логические задачи, математические головоломки (ИКТ) | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - правильно отвечать на вопрос сколько, на котором по счету мест?; - знакомить с составом числа 6 из двух меньших; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей | -иллюстрации к игре «Исправь ошибку художника», -«Дорисуй», -игрушка ежик, -касса цифр, -наборное полотно.«Развиваем память»19-20 | |
7 | Число и цифра 6, знаки =,+, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей | - познакомить с цифрой 6; - учить писать цифру 6; - учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопрос сколько, на котором по счету мест?; - знакомить с составом числа 6 из двух меньших | -тетради, - простые карандаши, -касса цифр | |
8 | Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Игры:- «Отгадай загадку», «Дорисуй » | - учить решать логическую задачу на установление закономерностей -выполнять задания словесного содержания, -учить работе в паре | -«Дорисуй», --касса цифр, -наборное полотно, -инд.задания «Развиваем память»19-20 | |
Логические задачи, Занимательные задачки «Давай посчитаем»(ИКТ) | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память, усидчивость | -ноутбук, -индивидуальные графические задания. | ||
Н О Я Б Р Ь | 1 | Логические задачи, Занимательные задачки «Давай посчитаем»(ИКТ) | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память , усидчивость | индивидуальные графические задания |
2 | Корректурная проба | -развивать внимание, память, усидчивость | тестовые задания | |
3 | «Четвертый лишний» «Соедини линией» (обувь героя) Физкультминутка Математические загадки | -учить детей находить лишний предмет на картине; -совершенствовать находить пару предметов, связанных между собой; -упражнять детей в разгадывании загадок | демонстрационный материал, -раздаточный материал по теме, -загадки, -счетные палочки. | |
4 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости | - игровое пособие | |
5 | «Сложи фигуру» | -совершенствовать умение составлять фигуры из счетных палочек по схеме | -раздаточный материал по теме, -загадки, -счетные палочки. | |
6 | Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; - знакомить с загадками, в которых присутствуют числа; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей. Игры: - «число, цифра, предмет»; - «сосчитай и закрась» | - тетрадь в клетку; - цветные карандаши; - цифры 4, 5, 6; - знаки <, >, =; - игрушки | |
7 | - «Продолжи счёт» - «Увеличь на один» - игра «Прямой счёт» - игра «Превращай-ка» | -закреплять порядковый счет, -развивать внимание, логическое мышление | -лист бумаги; -простые карандаши, -индивидуальные задания | |
8 | Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов;-загадки, -логическая задача на установление закономерностей. | - учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; - познакомить со знаком минус; - познакомить с цифрой 0; - учить писать цифру 0; - закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием последнего месяца осени – ноябрь; - учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; Игровое упражнение: - «Дорисуй листья на деревьях»; | -наборное полотно; -математичес кие знаки; -цифры - цветные карандаши; - простой карандаш; - макеты деревьев. «Чудо-обуч.»стр11 | |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости | - игровое пособие |
2 | «Графический диктант» | -закреплять умение детей рисовать по клеточкам узор | -тетради в клетку, -простые карандаши, -ластики | |
3 | Игра «Считай, рисуй, записывай» | - закреплять умение писать цифры от 1 до 7; - познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7; - познакомить с днями недели; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - цифры 1-7. | |
4 | Неделя Игра «Дни недели» Логическая игра «Магазин игрушек» «Живая неделя» | продолжать знакомить с цифрой 7 -знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; - закреплять умение писать цифры от 1 до 7; - познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7; - познакомить с днями недели; | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - цифры 1-7 -игрушки для игры в магазин | |
5 | «Составь из узор из треугольников» | -развитие логического мышления, самостоятельности, умение складывать квадрат пополам по диагонали, разрезая его ножницами | -геометрические фигуры, -заготовка квадрата, -ножницы | |
6 | Блиц игра «Вопрос-ответ»; логические задачи | -развивать зрительную память, логическое мышление; -развитие произвольного внимания | Л.В Колесова.стр 68 Колесникова «Я решаю логические задачи» №5 | |
7 | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак»«-», логическая задача на установление закономерностей, «Выполни по образцу», -геометрические фигуры | - учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; - познакомить со знаком минус; - познакомить с цифрой 0; - учить писать цифру 0; - учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации | -наборное полотно; -математичес кие знаки; -цифры - цветные карандаши; - простой карандаш; «Чудо-обуч.»стр11 | |
8 | «Логические задачки» ИКТ | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память , усидчивость | -ноутбук -тестовые задания | |
Я Н В А Р Ь | 1 | Игра на внимание «Чего не стало?» Блиц игра «Вопрос-ответ» Физкультминутка | -развивать зрительную память, логическое мышление; -развитие произвольного внимания | Л.В Колесова.стр 66 Колесникова «Я решаю логические задачи» № 4 |
2 | «Я решаю логические задачи» | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -упражнять в нахождении ошибки; -развивать внимание, память, усидчивость | -тестовые задания | |
3 | «Графический диктант» | -закреплять умение детей рисовать по клеточкам узор | Тетради клетку, простой карандаш | |
4 | Занимательные головоломки (ИКТ) «Найди ошибку художника» Корректурная проба | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -упражнять в нахождении ошибки; -развивать внимание, память, усидчивость | -ноутбук -тестовые задания | |
5 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости | - игровое пособие | |
6 | Графический диктант | -закреплять умение детей рисовать по клеточкам узор | -тетради в клетку, -простые карандаши, -ластики | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -,<, >, понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади» | продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; - продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - учить пользоваться знаками <, >; - закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе; - учить находить различие в двух похожих рисунках | - рабочая тетрадь; - цветные карандаши; - цифры 0, 4, 5, 6; - знаки<, >. |
2 | «Соедини линией цифры по порядку», «Кто лишний?» | -закрепить последовательность цифр; -развитие внимания, быстроты реакции | -текстовые задания, карандаши | |
3 | Нахождение различия в двух похожих рисунках. | -развивать зрительную память, логическое мышление; -развитие произвольного внимания, -умение работать в паре | -индивидуальные задания-карточки | |
4 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости | - игровое пособие | |
5 | Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - познакомить с цифрой 7; - учить писать цифру 7; - учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?; - учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; - учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку | - тетради в клетку; - цветные карандаши; - счетные палочки; - квадрат. | |
6 | «Играем, считаем, решаем» | развивать зрительную память, логическое мышление; -развитие произвольного внимания | -фломастеры, карточки в клетку | |
7 | Игра «Какой цифры не стало?» «Вопрос-ответ» Физкультминутка Работа с тестом Колесниковой «Я решаю логические задачи» | -развивать зрительную память, логическое мышление; -развитие произвольного внимания | Л.В Колесова.стр 68 Колесникова «Я решаю логические задачи» №5 | |
8 | «Волшебные счетные палочки», «Измени фигуру» | -совершенствовать умения детей выкладывать изображения по образцу; -развитие логического мышления | -схемы, счетные палочки | |
М А Р Т | 1 | Игра «Считай, рисуй, записывай». Штриховка | - учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?. - учить соотносить количество предметов с цифрой | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - цифры 8-9 |
2 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели | - учить отгадывать математическую загадку; - записывать решение с помощью цифр и математических знаков | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - цифры 1-7 | |
3 | «Внимание! Угадай!»; «Дни недели» | - познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7; - познакомить с днями недели; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - цифры 1-7. | |
4 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости | - игровое пособие | |
5 | «Занимательные головоломки» ИКТ | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память, усидчивость | -ноутбук -тестовые задания | |
6 | Игра «Какой цифры не стало?» «Вопрос-ответ» Физминутка | -развивать внимание, память, логическое мышление, быстроту реакции | -индивидуальные карточки-задания, касса цифр | |
7 | Игра «Прямой и обратный счет» | -систематизировать знание цифр и умения считать в определенном порядке | -касса цифр, -мяч | |
8 | Графический диктант | -закреплять умение детей рисовать по клеточкам узор | -тетради в клетку, -простые карандаши, -ластики | |
А П Р Е Л Ь | 1 | Логические задачи. Занимательные головоломки (ИКТ) Графический диктант | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память, усидчивость | -ноутбук -тестовые задания, -тетради, карандаши |
2 | Логические задачи, Занимательные головоломки (ИКТ) | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память , усидчивость | -ноутбук -карточки в клетку. | |
3 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости | - игровое пособие | |
4 | Числа и цифры 1-8, Знаки +,-, Логическая задача на установление закономерностей. «Закрась по образцу» Игра «Соедини правильно» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - познакомить с цифрой 8; - учить писать цифру 8; - учить правильно использовать и писать знаки +, -; - учить решать логическую задачу | - тетради в клетку; - цветные карандаши; - цифры 1-8; - знаки +, -; - бусы. «Чудо-обуч» стр31 | |
5 | Составление предмета из треугольников. Графический диктант. | -учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, -ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах восьми; -развивать воображение. - игра «Мурка» - «Укрась коврик» - «Сложи из треугольников» - логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке» | Набор равнобедренных треугольников; -лист бумаги; «Чудо-обуч» стр32 | |
6 | Игры: «Отгадай загадку»; «Бусы» | -развивать наблюдательность; -усидчивость; -дружеские взаимоотношения | Л.В Колесова.стр 71 Колесникова «Я решаю логические задачи» №6 | |
7 | «Я решаю логические задачки». Штриховка. | - учить отгадывать математическую загадку; - записывать решение с помощью цифр и математических знаков | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - цифры | |
8 | «Волшебные палочки» | -совершенствовать умения детей выкладывать изображения по образцу; -развитие логического мышления | -схемы, счетные палочки | |
МАЙ | 1 | Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. Игра «Раздели круг» | - упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; - учить составлять число 8 их двух меньших на наглядном материале; - учить делить предмет на две, четыре части | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - фланелеграф; - квадрат, круг. |
2 | «Графические навыки» | -учить детей действовать по заданному алгоритму; -развивать внимание, память , усидчивость | -ноутбук -тестовые задания | |
3 | «Разложи круги шестью способами» Работа с тестом Колесниковой «Я решаю логические задачи» 1.69 Диагностика 1.70 Диагностика | -развивать наблюдательность, -усидчивость | Л.В Колесова.стр 72 Колесникова «Я решаю логические задачи» №7 | |
4 | «Мышиный ход» | -закреплять ориентировку на плоскости, выполнять движения по сигналу | - игровое пособие | |
5 | Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Игры: «А теперь ты сам считай...»; «Рисуем овалы» | - продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; - учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; - учить рисовать овалы в тетради в клетку; - учить решать логическую задачу | - рабочие тетради; - цветные карандаши; - игрушки котята; - тетради в клетку; - овал; - корзина. | |
6 | Трапеция, ромб Игра «Давай посчитаем» Логическая игра «Учим фигуры» «Длиннее, короче» | Учить классифицировать фигуры по разным признакам; -познакомить с трапецией и ромбом; - упражнять в счёте в пределах девяти; -учить на глаз определять длину предмета | -геометрические фигуры по теме; -счетные палочки; -полоски различной длины; -линейка, лист бумаги в клетку. | |
7 | Диагностика | Провести итоговое занятие по всему предложенному материалу в виде игры «Блиц-опрос»,проверить уровень освоения детьми пройденного материала . | -набор цифр; -картинки; -геометрические фигуры; -счетные палочки; -карточки в клетку. | |
8 | Диагностика |
6. Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 05.09.2023 -30.05.2024 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 8 месяцев | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня Вторник15.30 Четверг 15.30 20-30 минут | ||
Выходные | Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | 01.01.2023-10.01.2024 | ||
Педагогическая диагностика | 07.09.2023;23.05.2024, 28.05.2024 | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 70 |
7.Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название темы (базовые разделы) | Форма проведения занятий | Методы и приемы проведения занятий | Дидактические материалы, техническая оснащенность | Форма подведения итогов |
1 | Волшебные палочки | Фронтальная Групповая Смешанная | Игровые Наглядные Практические Объяснительно – иллюстративный Исследовательский | Наборы «Цветные палочки Кюизенера» Задачи-головоломки Цветные схемы-карточки Математические игры и головоломки Таблицы, Карточки – схемы Игрушки-персонажи | Фотоотчёт Видео-презентация |
8. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и умницы» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 70 часов. Подгрупповая форма работы.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме фотовыставки для родителей, папки-передвижки с обучающим материалом, творческого отчета руководителя кружка на педсовете.
9. Планируемые результаты
1.Развитие интереса и стремления активно участвовать в математических играх и заданиях.
2. Создание условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.
3. Развивать графические навыки и умения.
4. Сформировать количественные, пространственные и временные отношения.
10. Оценочные методики
Оценочная шкала была взята из диагностики развития дошкольников, разработанной кандидатами педагогических наук Н.С. Ежковой и О.И. Кокоревой: выполнение диагностических заданий старшими дошкольниками оценивается по 4-х балльной системе (таблица 1).
Таблица 1 – Оценочная шкала уровня сформированности математических представлений у старших дошкольников по результатам выполнения заданий
Название уровня | Характеристика | Количество баллов |
Высокий | Ребенок ориентируется в обстановке, определяет цель деятельности. Намечает ход выполнения задания. Осуществляет задуманное с помощью рациональных, разнообразных способов действий, соблюдает необходимую последовательность действий. Не отвлекается, самостоятельно преодолевает трудности. Деятельность завершается качественным результатом. | 4 балла |
Средний | Ребенок определяет цель деятельности, заранее готовит средства, но может забыть один или несколько необходимых предметов. Ход выполнения продумывает частично. Способы действий не всегда рациональны. Редко сам устраняет допущенные недостатки и неточности, часто отвлекается. Достигает результата, но отличается неточностью, небрежностью исполнения. | 3 балла |
Низкий | Ребенок не определяет цель деятельности, выполняет задания под воздействием взрослого или сверстников. Подготовку средств осуществляет несознательно, забывает большинство необходимых предметов. Заранее не продумывает ход выполнения. Действия лишены логичности, целесообразности, как правило, выполняются путем проб и ошибок. Не хочет преодолевать трудности, часто отвлекается. Результат отличается незавершенностью. | 2 балла |
Крайне низкий | Ребенок не может самостоятельно выполнить задание, выполняет его только с помощью взрослого, сверстников. Сам выполняет лишь отдельные действия, как правило, подражает действиям других, отвлекается. Результата деятельности не достигает. | 1 балл |
-Уровень усвоения количественного счета в пределах 10
-Уровень усвоения порядкового счета в пределах 10
-Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета, цифр и знаков
-Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов
-Умение устанавливать размерные отношения между 5 - 10 предметами разной высоты
-Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой
-Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы
-Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве
-Временные представления детей (последовательность частей суток, дней недели, месяцев года)
Условия реализации программы
Математические игры: с цифрами, с геометрическими фигурами, на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве, игры с порядковым, прямым и обратным счётом в пределах десяти.
Развивающие пособия: рабочие тетради в клетку, математическая карточка «геоконт», счётные полочки, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, макеты часов, пособие «Мышиный код»
Игры, направленные на развитие мелкой моторики: «золушка», «волшебная коробка», «чудесный мешочек», «мешочки с разными крупами», «шнуровки», мелкие предметы (пуговицы, бусины, колечки), предметы массажа кистей рук (шишки, карандаши с гранями, мячик су-джок)
Воспитательная работа
Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по инструкции, не мешать окружающим, соблюдать порядок во время игр и при выполнении заданий.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Литература
1.» Математическое развитие детей 4-7 лет.» Л.В.Колесова
2. «Чудо- обучайка» Е.Бортникова
3. «Подготовка к школе в детском саду» Л.В.Управителева
4. «Развиваем память» И.А Девина, Т.А.Никитина
5. «Я решаю логические задачи» Е.Колесникова
6. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 6-7 лет»
Ю.А Соколова
7. Игралочка-ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е.
7.Интернет-ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" (ТРИЗ - технология)
Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ - технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под девизом "Тв...
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»
Программа «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации:...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умники и умницы»
Данная программа предусматривает интегративные задания, которые помогают снять напряжение, создают положительный эмоциональный фон, интерес, желание учиться. Осознание своих успехо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы"
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкол...