Выступление на Сахалинских Рождественских чтениях 2022 год
материал

Галузинская  Евгения Викторовна

Выступлениевоспитателя Яценко Евгении Викторовны  на Сахалинских Рожденственских чтениях на тему "Дети вне политики?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sahalinskih_rozhdestvenskih_chteniyah.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Россия, 694620, Сахалинская обл.,                                                                                тел./факс (42433)2-01-98 

г. Холмск, Восточный пер., дом 18                                                                              E-mail:dou-2skazka@mail.ru

Доклад

воспитателя

 МБДОУ детского сада №2 «Сказка»

г. Холмска Сахалинской области

Яценко Евгении Викторовны

Тема «Дети вне политики?»

 научно-практическая конференция муниципального этапа
ХII Сахалинских Рождественских образовательных чтений:

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

г. Холмск

2022

Человек является, прежде всего, сыном своей

 страны, гражданином своего Отечества,

горячо принимающим  к сердцу его интересы.

В.Г. Белинский

           Коллеги, представляю вашему вниманию мой доклад-рассуждение на тему «Дети вне политики?»

Я являюсь воспитателем подготовительных групп и в последнее время все чаще становлюсь  свидетелем необычных диалогов между детьми.  Для примера приведу  некоторые высказывания: «Россия всех победит!», «В другой стране сейчас конфликт», «Россия и другая страна раньше дружили…»,  «Раньше на Россию всегда нападали враги!», «Моего папу забрали в другую страну решать конфликт».

Даже у меня как педагога такие изречения, а особенно вопросы   из уст детей вызывают затруднения. Потребность в повышении педагогической компетентности в данной теме  возрастает с каждым днем.
Именно поэтому я решила взять такую сложную  тему для своего выступления, разобраться в вопросе и понять, а действительно дети вне политики?»
         Возникает логичный вопрос, а откуда берет свое начало знакомство ребенка с такой сложной социальной сферой?  Ответ очень прост – с самого рождения. Ребенок уже рождается с целым набором прав, а в будущем у него появится социальный пакет документов.  Новорожденному гражданину и его семье так же будут полагаться и  денежные выплаты, предусмотренные государством.
         По мере взросления детей «взрослеют» и  вопросы, более серьезные темы беспокоят маленькие умы. Перед родителями и педагогами встает непростая задача – корректно разъяснить ребенку интересующий его вопрос, не вызывая у него чувство тревоги и не нагружая серьёзными терминами.
Как мы знаем  главные  правила успешного диалога с детьми  –  честность и открытость.
        В интернете можно встретить статьи для родителей о том,  как и зачем  говорить с детьми о политике. На зарубежных родительских сайтах можно встретить много статей о политике — о том, как смотреть с ребенком видео инаугурации президента, как рассказать об импичменте так, чтобы понял даже детсадовец, как объяснять массовые протесты, чтобы снизить детскую тревогу. Вся социальная и политическая повестка, но для родителей — просто потому, что это та часть их реальности, которая неразрывно связана с их будущим и будущим их детей.                              
.      

В России больше приверженцев мнения о том, что в жизни ребенка нет места политике.
С аполитичными взрослыми все понятно, а как же дети?  Как политика проникает в жизнь наших детей и что пробуждает к ней их неподдельный интерес?
По-моему мнению наиболее важными  источниками являются: СМИ, церковь, жизненные обстоятельства, художественная литература, дошкольное
 образование.                              .
  Радио, телевидение, печатные издания  и новостные каналы в социальных сетях ежедневно сообщают новостную повестку зрителям, отдельное внимание в которой уделяется новостям социальной политики. Среди таких зрителей и слушателей нередко оказываются и дети. Помимо самих новостей дети слышат их бурные обсуждения взрослыми, становясь, таким образом, непосредственными участниками процесса.                    
. 
 В возрасте с 5-7 лет дети начинают самостоятельно  использовать такие социальные сети как YouTube и TikTok, нередко становясь пользователями взрослого политического  контента: новостные видеоролики, высказывания известных блогеров о текущей ситуации, пародийные сюжеты и являются источниками вопросов и переживаний со стороны детского населения.
          Помня о важности духовно-нравственного воспитания, родители с малых лет знакомят детей с религией, читают соответствующую детскую литературу,  рассказывают притчи, вместе рассматривают  иконы.
Придя с родителями на службу в храм ребенок  услышит, как батюшка поделится своим мнением о политической обстановке в стране и регионе с прихожанами, скажет слова поддержки, направит мысли людей в позитивное русло, предложит молиться о мире и разрешении национальных конфликтов.

           Под жизненными обстоятельствами  понимается: развод родителей. В такой сложный момент жизни ребенок  не только испытывает сильный стресс, но и становится центром  юридического процесса».  «Развод, судебный иск, совместная опека, раздельная опека, апелляция, закон» вместе с этими и другими терминами политика с этого момента становится частью жизни малыша.                       .
          Художественная литература поистине является культурной ценностью нашей страны, её достоянием и богатством. Именно этими словами Максима Горького, мы педагоги-дошкольники, руководствуемся, выбирая для чтения детям такие книги, которые распахивают им окно в мир, будят их высшие чувства, вызывают желание быть похожими на лучших героев литературных произведений.

Одним из мощных факторов в нравственном воспитании детей является «старая добрая сказка». Наиболее дороги мне те минуты, когда мы с детьми в тесном кругу читаем сказки. Ведь сказка чудесным своим содержанием всегда зовёт на борьбу со злом, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм.

Как выяснилось  психологи, ученые и журналисты  давно изучают художественную литературу, в частности сказки, с точки зрения наличия в ней политического подтекста.  Так, в сказках про Иванушку-дурочка эксперты рассматривают отца  как руководство «капиталистического» государства,   старших сыновей  как прежнюю и нынешнюю номенклатуру (правящую элиту), а  младший сын  выступает в роли народа. Желание  народа уйти от бедности к богатству сопоставляются с поисками «иного царства». Роль оппозиции подобна роли «помощников» Ивана или «волшебных сил». Прозвище «дурачок» выражает  недоверие старших и социально «высших» к способностям Иванушки. Иванушка – тип  героя, «не подающего надежд», его образ выражает веру народа в силы простого человека и мечту о социальной справедливости и равенстве.

В сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» старуха выступает в роли  правящего класса, а старик и рыбка – добытчики и гаранты роста благосостояния правящего класса. Текст известной сказки  представляет собой набор команд, приказов и соответствующих рефлексий. А.С. Пушкин поэтически разрешает важную проблему политической науки – доверия к власти – посредством метафор, схватывающих изменения состояний моря.

Из зарубежных сказок  самой политической признана «Приключения Чиполлино». Конечно же, талантливый журналист Джанни Родари писал свою книгу не только для детей. Его повесть включает в себя элементы социальной и политической сатиры, а среди прототипов героев были вполне реальные сицилийские бароны. «Приключения Чиполлино» остаются очень важной и актуальной сказкой для современных детей. Эта история учит нас не верить в сказочные обещания и  помогать друзьям и бороться с несправедливостью, добывая счастье собственным трудом, а не обманом.
          Эти и многие другие сказки мы с удовольствием читаем детям. Ставим в пример положительных героев, учим быть добрыми и отзывчивыми, уважать старших, защищать слабых. Показываем как с помощью острого ума и хитрости можно одолеть противника. Благодаря глубинным смыслам, вложенным знаменитыми авторами в тексты своих сказок, мы формируем становление гражданской позиции детей, делимся знаниями о государственном строе, социальных слоях населения, т.е. приобщаем детей к политике.
         На мой взгляд, политическая картина мира дошкольников – это совокупность эмоционально окрашенных образов и представлений о власти, о государстве и политических лидерах.              
. 
Нет сомнений в том, что основой политических убеждений человека являются общие установки, корни которых лежат в его детстве, именно с детским опытом связано дальнейшее отношение человека-гражданина к политической власти и  государству.                      
.
Современная система образования использует различные методические пособия, основная цель которых  – дать детям представление о государстве, его символах и различных городах России.                
. 
  Необходимое условие современной системы образования в ДОУ – формирование у детей представления о стране, в которой мы живем, чувства любви и гордости к своей Родине.              
. 
  Организуемые в детском саду праздники, образовательная деятельность, беседы, разучивание стихов формируют представления ребенка о мире и своей стране.

Особенно мне хочется отметить набирающее популярность в сфере дошкольного образования мероприятие «Выборы  президента Сказочной страны».  Целью данного мероприятия является продолжение  формирования представлений детей о правах и обязанностях каждого гражданина, формирование эмоционально-положительного и ответственного отношения к процедуре выборов. После проведения «Выборов президента Сказочной страны» в форме сюжетно-ролевой игры дети очень вдохновились и с нетерпением ждут масштабного мероприятия, в котором будут задействованы ребята из других групп и герои любимых сказок.

Мы уже рассматривали произведения художественной литературы с точки зрения наличия в них политического подтекста. Но существует и специальная детская литература, в помощь родителям и педагогам. Эти книги могут послужить поводом для открытого диалога между детьми и взрослыми на важные темы.                   . 
Самые знаменитые из них книги Группы «Плантель»
 «Что такое демократия?» и  «Знакомьтесь, диктатура!» и Андрэ Родригес «Выборы зверей», с остальными можете ознакомиться далее. 

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. А кто как не мы, педагоги, проводим с детьми большую часть их времени. С нами они разделяют свои маленькие радости и большие победы, делятся переживаниями и учатся преодолевать страхи. Дети не стесняются задавать нам самые разные вопросы и им важно наше мнение, а особенно одобрение. С нас дети берут пример. Поэтому очень важно влияние воспитателей в данный период развития личности и формирования политической картины мира ребенка. Хочу отметить, что важно влияние воспитателей и на родителей наших воспитанников. На мой взгляд, мы просто обязаны  проводить просветительскую деятельность, не задевающую  взглядов и убеждений  человека.  Наша задача помочь прийти к выводу о том, что защита детей должна проявляться не только в желании их уберечь, спрятать, укрыть от проблем во взрослой жизни, но и к этой взрослой жизни подготовить.
  Предвидя  комментарии  в духе «Разговорами о политике мы отнимаем у ребенка детство» или «Не хватало еще этим голову ребенку забивать»,  заранее хочу ответить. Нравится нам это или нет, но политика напрямую связана с тем, как мы живем сейчас, и как будут жить наши дети в будущем.
  В ней не обязательно активно участвовать,  но разбираться и понимать, что откуда берется и почему происходит — важно. Как показывает практика, знание своих прав и устройства мира во взрослой жизни пригождается представителям всех профессий.                      
.
          А потому давайте уже снимем с политических разговоров табу «непостижимости» и начнем вести их со своими детьми — без давления, оценок и пропаганды. Так, чтобы став взрослыми, наши дети могли самостоятельно принимать решения, мыслить критически и выбирать то, что будет лучше для них.

С чего же нам начать? Наверное, взрослеть самим. Мы учим наших детей не врать, не воровать, помогать ближнему, быть терпимым к чужому мнению, любить свою Родину. Всё это должны вспомнить мы сами – взрослые. Если мы начнем закладывать правильный фундамент сейчас,  то возможно наши дети будут жить в стране, где нет бедных и обездоленных, коррупции, лжи и подлости, где старики и дети находятся под защитой государства.  Где люди профессии учитель, врач, деятель культуры уважаемы и являются высочайшим достоянием нации. Где созданы все условия для развития детей с ограниченными возможностями. Где детский отдых доступный и комфортный.  Где уважают мнение детей и молодёжи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений

Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество"  для воспитателей детских садов г. Троицка....

«Рождественские чтения»

 дать детям представление о празднике Рождество Христово; дать понять, что этот праздник существовал с незапамятных времён на Руси; вызвать эмоциональный отклик у детей....

Опыт работы на XIV Рождественских чтениях

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников»...

Доклад областной научной - практической конференции VII Сахалинские Рождественские образовательные чтения: «Нравственные ценности и будущее человечества»

laquo;Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»...

Выступление на круглом столе в рамках Рождественских чтений «По следам великих открытий Петра 1»,

Добрый день уважаемые коллеги!Мы представители Гимназии г. Троицка, отделение №8: - Евсеева Н.М., Безуглова Л.С. Сегодня мы хотим поделиться с вами практическим материалом в рамках “круглог...

Выступление на Рождественских чтениях г.Москва г.Троицк. "Духовно нравственное воспитание дошкольников"

В первую очередь ценности личности формируются в семье,  а так же в сфере массовой информации,образования, отдыха, искусства и т.д. Но  только в единстве  семьи и  образования духо...