Инновационные формы и методы работы с родителями.
статья

Надежда Викторовна Степанова

Педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности, заинтересовать, помочь понять, что  участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей так и новые, основанные на традициях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_i_metody_raboty_s_roditelyami.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«CОШ № 4 им. В.В. Бианки»

Консультация  

(для педагогов)

«Инновационные формы и методы работы с родителями»

Составила: Степанова Н.В.,

                                                                                                                   воспитатель

Бийск  2023

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что д/с - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно порой бывает достучаться до Мам и Пап.

Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Для этого педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности, заинтересовать, помочь понять, что  участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей так и новые, основанные на традициях семейного воспитания.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

- информационно – аналитическая;

- досуговая;

- познавательная;

- наглядно – информационная.                              

        

        Информационно – аналитическая.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков». Деловая игра – это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Она применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и,  в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.

Например, деловая игра «На тропе сотрудничества».

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Досуговая.

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п. .

Познавательная.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т.п..

«Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1.Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2.Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

3.Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

4.Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок", - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

Наглядно- информационные.

Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту  «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера,  с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

  1.  «Родительский ринг»  

Ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге они получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее мнение следует высказывать воспителю, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.

 Полезность таких встреч состоит ещё и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

 Темы родительских рингов могут быть, например, такими:

 – Плохие привычки – наследственность или влияние социума?

– Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной своего ребёнка?

– Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?

 – Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребёнка?

– Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком?

– Радости и горести 6-летнего обучения.

– Соблазны и пути их преодоления.

– Нужны ли ребёнку праздники?

. Наглядно - информационное или мастер класс:

- родительские уголки,

- вернувшиеся папки передвижки,

- семейно - групповой альбом «жили-были»,

- фотовыставка к праздникам,

- эмоциональный уголок «Я такой смешной...», «Поляна Ромашек»...

    2)    «Родительские уголки» - традиционная. Для того чтобы она стала действенной необходимо родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят малыши дома», и «Носики - курносики» - где родители  делятся друг с другом событиями и полезными советами.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.    

Хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму работы с родителями –

Обобщение лучшего семейного опыта с использованием

современных мультимедиа технологий.

Цель: обобщения положительного семейного опыта, т.е. повышение активности родителей по обмену опытом семейного воспитания .

На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием к их осуществимости и целесообразности. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов.

Каждый год к нам приходят новые родители, дети, каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Эта работа требует от нас, педагогов, больших личностных усилий. постоянного творческого поиска, пополнения багажа знаний.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А для этого педагогу необходимо пересмотреть свою роль, свою позицию. встав на путь сотрудничества, партнерства с родителями.

Роль педагога – сотрудника, партнера:

1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

5.Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.

7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог.

Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • изучение потребности родителей в образовательных услугах;

  • просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводилось анкетирование родителей по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи».

В ходе анализа анкетирования родителей выявлено:

        Отношение родителей к источникам информации, откуда они черпают  ее:

  • 60% родителей пользуются своей интуицией;
  • 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии;
  • 40% берут информацию у воспитателей;
  • малым доверием пользуются консультации педагога, советы других родителей, друзей.

        От детского сада родители хотели бы получить:

86% максимально полную информацию от ребенка;

48% советы по общению с ребенком;

22% советы психолога.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.

        Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей:

31% - ребенок плохо ест;

20% - не слушается родителей;

13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:

33% считают, что справятся сами;

17% не придают особого значения этим трудностям;

13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

        Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.  

        Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьей - это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

        Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.

        При ООН создан детский фонд  - ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребенка. Этим фондом был создан рад документов.

Декларация прав ребенка 91959г.)- 10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. Защиту и др.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)- 54 статьи указывают права ребенка с правами и обязанностями родителей

Семейный кодекс РФ

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2012г. №273-ФЗ

Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей.

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение закономерностей развития ребенка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах).
  • Знакомство с современными системами семейного воспитания.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям.  

Для этого педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности, заинтересовать, помочь понять, что участие в воспитательном образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей так и новые, основанные на традициях семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...

Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

  Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...

Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

Межрегиональный семинар-практикум «Инновационные формы работы по формированию партнерских взаимоотношений с родителями», проводимый в МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1», г. Альметьевск, выступление и презе...

"Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...

презентация "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...

Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...

«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

На современном этапе в работе с родителями используются современные методы,которые дают возможность ближе узнать и совместно воспитывать детей,помогать выбирать необходимые вариантыв воспитаниии обуче...