Консультация для педагогов "Как создавать памятку"
консультация
Методический материал. Консультация для педагогов "Как создать памятку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sozdat_pamyatku.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материал
Консультация для педагогов
«Как создать памятку»
Понятие и виды памяток
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Важный аспект памятки о здоровье — побуждение населения к определенным действиям, направленным на профилактику и формирование сознательной установки
Памятка может включать в себя:
- факты по проблеме,
- советы,
- алгоритм действий в определенных случаях,
- информацию об адресах и телефонах учреждений и т.п.
Используются памятки в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.
По сравнению с другими средствами пропаганды. Памятки имеют ряд преимуществ, а именно:
- воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект;
- дешевы и просты в изготовлении и распространении.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1. Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений, действия.).
2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов.
3. Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, как сохранить доверительные отношения с ребенком, как сознательно снизить потребление соли; способы быстрого снятия стресса, правила воспитательного характера и т.п.).
4. Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения истереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях.
5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п.
6. Памятка «вопрос-ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателей данной памятки.
Рекомендации по составлению памяток
1. Разрабатывая информационное сообщение, всегда опирайтесь на вопросы:
- чего мы хотим добиться?
- что люди должны понять в результате?
- какие действия они должны предпринять?
2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлечет от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации, как правило, не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения - краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудноразличимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые специальные термины лучше объяснять. Текст нужно представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.
4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься лучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление и эффективные цвета. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
5. Вычитайте текст будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться эффектные сюжетные снимки, рисунок, диаграмма и т. п. Используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
- заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для родителей, для педагогов и т. д.);
- ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);
- средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);
- заключительный абзац (дает понять, какое действие от читателя желательно).
8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей.
9. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у людей страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-подростковой аудитории крайне важным является принцип преимущественного позитива в изложении материала. Надо показать подростку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым и не курить; раскрыть преимущества жизни, свободной от никотина.
10. Необходимо осуществлять четкий, жесткий контроль также за тиражированием и распространением памяток. Ибо то отрицательное воздействие, которое способна принести непроверенная информация или информация, поданная не с тем акцентом и не той группе пользователей, способна повлечь за собой нарушение одного из краеугольных принципов профилактики и всей медицины в целом - принципа «Не навреди!». С этой целью следует создать при ЛПУ редакционный совет или редакционную коллегию и редактировать содержание и оформление готовых к выходу в свет информационных и методических материалов, в том числе памяток. В конце или в начале памятки обязательны выходные данные: указание на ее разработчиков.
11. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. Можно «оживить» его, используя афоризм, четверостишие, расчет суточного рациона здорового питания и даже рецепт блюда.
12. Всегда делайте пробный выпуск материалов для целевой группы. Чтобы убедиться в том, что разработанная памятка понятна целевой аудитории, отвечает ее возрастным, профессиональным и другим интересам, потребностям, нуждам и оказывает нужное воздействие, целесообразно проводить предварительную апробацию памятки в фокус-группах – как один из способов получения «обратной связи» от аудитории.
Материалы, которые недостаточно хорошо запомнились, были не совсем понятны, недостаточно интересны, противоречивы или обидны для целевой аудитории, следует перерабатывать и вносить в них необходимые изменения.
13. При разработке памяток специалистам здравоохранения желательно сотрудничать с профессиональными творческими работниками в сфере коммуникации (работники рекламных агентств, дизайнеры-верстальщики, специалисты по компьютерной графике), гарантирующими высокое качество производимой продукции, будь то памятка, плакат, брошюра и т.п. В отсутствие такой возможности рекомендации по оформлению памяток можно найти с помощью поисковых систем в сети Интернет или творчески используя стилистику оформления разработчиков удачных образцов памяток.
14. В рамках коммуникативных кампаний памятки целесообразно производить большими тиражами - это эффективно с точки зрения затрат. Имеет значение также и оперативность их доставки на соответствующие мероприятия, чтобы удовлетворить формирующийся интерес и потребности целевой аудитории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Сказкотерапия - искусство создавать сказки
В сказкотерапии применяются 5 видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. Подробнее о них....
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: " Памятки о зимнем времени года"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21837124","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21837136","attributes":{"alt":"","class"...
Консультация для родителей "Как создавать семейные традиции"
Консультация для родителей "Как создавать семейные традиции"...
Консультация для педагогов и памятки для педагогов разных возрастных групп
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога дошкольного образования в развитии самостоятельности и инициативности детей" (по работе с одаренными детьми)...
Консультация для педагогов «Памятка воспитателю, при проведении утренника»
Консультация для педагогов «Памятка воспитателю, при проведении утренника»...
Консультации для родителей и педагогов, родительские собрания, памятки безопасности
Консультация для родителей «Как знакомить детей с традициями»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки»Консул...