Консультация для педагогов и памятки для педагогов разных возрастных групп
консультация по психологии

Алексеева Анна Сергеевна

Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога дошкольного образования в развитии самостоятельности и инициативности детей" (по работе с одаренными детьми) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога дошкольного образования в развитии самостоятельности и инициативности детей

         Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных педагогов дошкольной ступени образования. Ведь мы понимаем, что для успешного школьного обучения немаловажно развитие детской самостоятельности и инициативы. ФГОС также отмечает, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, несет важную роль в становлении самостоятельности и инициативности ребенка.

Постараемся разграничить термины «инициативность» и «самостоятельность».

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

        Самостоятельность дошкольника проявляется в игровой, познавательной, творческой деятельности. Ребенок самостоятельно может придумывать сюжет игры, организовывать игры совместно со сверстниками. Так же индикатором развития самостоятельности служит выполнение поручений взрослых, успешность в самообслуживании, способности адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.

        Инициативность ребенка может проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, игре, экспериментировании. Инициативность является непременным условием успешного развития познавательной и творческой деятельности ребенка.

Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

          Инициативный ребенок умеет самостоятельно организовать игру и привлечь к своей игре сверстников. Как известно, игра – это одна из ведущих видов деятельности ребенка дошкольника, поэтому, чем разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее, динамичнее развитие личности.   

          Нельзя не отметить того, что инициативность тесно связана с общением. Инициативный ребенок способен поддержать общение со взрослым и сверстником, а также сам инициировать его. Здесь немаловажна роль педагога, который должен выстраивать педагогический процесс так, чтобы у ребят возникала потребность общаться друг с другом, задавать вопросы взрослому. Ведь инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет, с появлением в речи ребенка фразы «Я сам».

          Любой вид деятельности оказывает влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств достижения результата.

          Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте, являются необходимым компонентом самостоятельности.

         Развитие инициативности ребенка от неосознанного повторения операций до активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться на различных этапах деятельности: ориентировочном (начало деятельности, выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей деятельности); исполнительском (организация собственного труда и самостоятельность в процессе решения задачи, завершенность действий); контрольно-оценочном (осознание сделанного, готовность к продолжению деятельности).

          Таким образом, развитие самостоятельности и инициативности ребенка невозможно вне деятельности. Учитывая психологические особенности ребенка дошкольного возраста, возрастные особенности психических процессов, педагогам необходимо учитывать некоторые аспекты:

  • необходимо подбирать приемы и методы работы, учитывая индивидуальные особенности ребенка, и способствующие развитию самостоятельности и инициативы (это может быть проектная деятельность, исследовательская деятельность, проблемные ситуации, задания, готовность педагога к недирективной помощи воспитанникам и т.д.)
  • активизировать инициативность и самостоятельность в совместной деятельности с ребенком, поддерживать детскую инициативу, создавать потребность в самостоятельном решении задач.
  • организовывать предметно развивающую среду таким образом, чтобы ребенку была предоставлена возможность проявить свою инициативу в различных образовательных областях.
  • стремиться к установлению доверительных, открытых отношений между взрослым и ребенком.
  • систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

         В таком продуманном психолого-педагогическом сопровождении для ребенка создаются условия для возможности принимать самостоятельные решения в выполнении доступных им по трудности задач. Это в свою очередь формирует у них волевые качества, самостоятельность, произвольность поведения в разных ее видах, стремление добиваться поставленной цели, ответственное отношение к результатам своих действий.

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- свободный выбор ребенком партнеров в игровой и познавательной деятельности;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять. Необходимо создавать условия, выстраивать образовательный процесс так, чтобы дети о многое могли выполнять самостоятельно, находить ответы на вопросы, получать удовольствие в процессе познавательной деятельности.

Конечно также немаловажна роль семьи в развитии инициативы и самостоятельности ребенка, поэтому педагогу необходимо сотрудничать с родителями по решению данного вопроса.

        Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для деятельности детей, в грамотном психолого-педагогическом сопровождении организации всего процесса, в побуждении детской инициативы, поддержки самостоятельности на всех этапах деятельности принадлежит педагогу. При этом педагог целенаправленно создает условия, в которых формируется и укрепляется инициативность ребенка, создавая прочную основу для дальнейшего успешного обучения.

 

Педагог-психолог: Алексеева А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка; 
  • рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
    способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог);
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
    создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность.

Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

«Сороконожка» (автор Е.Железнова)
для детей младшей группы (3-4 года)


Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой».
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут –
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний,
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.



Предварительный просмотр:

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
  • создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
    при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
  • привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день;
    читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

«Змея»
для детей средней группы (4-5 лет)

Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом???
 



Предварительный просмотр:

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

 

«Фото-сессия»
для детей старшей группы (5-6 лет)


Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.



Предварительный просмотр:

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
  • повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
  • устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
    организовывать концерты для выступления детей и взрослых.


Примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

 «Я научу тебя»* (Авторская разработка И.Куркиной)
для детей подготовительной группы (6-7 лет)


Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________». Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру.


Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму:
– Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
– Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
– Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
– Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать… и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический досуг по теме "Произведения С. Козлова". Взаимодействие педагогов разных возрастных групп (средняя группа №5 и подготовительная группа №10). 19.11.2015г.

Цель: Познакомить детей со сказками Сергея Козлова. Продолжать знакомить детей с понятием "автор", "писатель". Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства. Развивать образно...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание в разных возрастных группах"

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замеча...

Консультация «Педагогические технологии сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Консультация «Педагогические технологии сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»...

консультация для педагогов: "Задачи планирования игры в разных возрастных группах"

      Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста,...

Консультация для воспитателей Формирование основ ПДД в разных возрастных группах

Консультация будет полезна для воспитателей при работе по обучению правилам ПДД в разных группах....