проект
проект (старшая группа)
проект "Россия - Родина моя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstvenno-ratriot_vospit._goroda.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
в старшей группе комбинированной направленности №5
«Россия - Родина моя»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2023 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....8
6. План мероприятий ………………………………………………………..……9
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
9. Выводы …………………………………………………………………….….13
10. Литература …………………………………………………………..………14
11. Приложение .....................................................................................................15
Введение
«Русский не тот, кто носит русскую фамилию,
а тот, кто любит Россию и считает ее своим Отечеством»
Антон Деникин
Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка.
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.
Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру, иметь стремление к ее защите и улучшению.
Направленность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале ознакомления с родной страной сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно начинать в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Чувство патриотизма нужно воспитывать с раннего детства. Привязанность и любовь к родному дому является основой патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с Родиной начинается в раннем детстве. Сначала ребенок знакомится с улицей, на которой живет, потом с городом. Постепенно расширяются представления о своей Родине. Начинается знакомство с другими городами нашей необъятной страны.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что дети хорошо знакомы с родным городом, но у них недостаточно знаний о других многочисленных городах России. Возникла идея для проведения данного проекта.
В программе "От рождения до школы" особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, подчёркивается патриотическая направленность.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы, где дети на занятиях знакомятся с городами и страной в целом, дается довольно ограниченное представление о России, о людях разных национальностей, живущих в России. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Создание проекта «Россия - Родина моя» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, страну, уважения к достойным страницам истории.
Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о разных городах Родины, какие национальности проживают в стране. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о государстве, в котором они живут, символике. Воспитать убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Актуальность программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе, дошкольный возраст является начальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению родного края, страны и ее истории возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Россия - Родина моя». Предварительный мониторинг уровня знаний дошкольников о городах России и национальностях показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о государстве, нет четкого представления о символике страны и малой Родине, не сформированы знания о людях, проживающих в разных уголках нашей страны и их национальностях.
Многие родители (68%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о государстве, в котором проживают и уметь применять их на практике. Всего лишь 11% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 8% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 88% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 11% родителей, низкий уровень - 89%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «Родина – город – национальность» и соотношение понятий «культура - традиции» через различные виды деятельности.
2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с понятием «страна», «государственный флаг, герб, гимн», «столица», «единая страна», историей праздника «День России».
2. Формировать первичные представления о малой и большой Родине, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях и многообразии климатических зон России.
3. Формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране.
4. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
5. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
6. Знакомить детей с политической картой России.
7. Развивать интерес к изучению родной страны.
Ожидаемые результаты
- Знают достопримечательности родного города, края, умеют рассказать о них.
- Знают традиции родного народа, символику России, рассказывают о различных климатических зонах и разнообразии природы России.
- Сформированы представления о взаимосвязи «Родина - город - национальность », «культура - традиции».
- Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Фотовыставка «Города России в которых мы были».
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с 24.04.2023г. по 31.05.2023г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о большой и малой Родине. Подбор литературы о стране и городах; фотографий, плакатов, рисунков. | 24.04 - 28.04. |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «страна», «государственный флаг, герб, гимн», «столица», «единая страна», «регион», «Золотое кольцо», «города - Герои», «карта», «глобус», «национальность», «быт». | 01.05 - 29.05 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов по проекту | 30.05 |
4. | Презентация проекта | Фотовыставка «Города России в которых мы были». | 31.05 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Горелки», «Ручеек», «Золотые ворота», «Заря-зоренька», «У Маланьи, у старушки» Цель: Расширять представления детей о правилах игры, приобщать к истокам народных традиций. | Подвижные игры |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | "Моя Родина - Россия", "Большие и малые города России", «Города -Герои", "Мой родной город" Цель: Расширять знания детей о Родине, больших и малых городах России, городах героях, о родном городе и его достопримечательностях. Рассматривание картин Символы России: «Флаг России», «Герб России», «Города Герои». Знакомство с картой России, "Россия на глобусе", «Путешествие по городу», «Какие народы живут в России» Цель: продолжать знакомить с символами страны, глобусом, познакомить городами-героями, с картой; развивать познавательный интерес. Ситуативный разговор: «Кто управляет страной?» Цель: Уточнить и расширить представления детей о президенте, правительстве России. Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России» | Беседы |
«Достопримечательности родного города» (разрезные картинки) МЕМО «Санкт-Петербург», МЕМО «Юго – Запад». Лото: «Города – Герои», «Золотое кольцо России» «Назови город», «Достопримечательности»; пазлы: "Символы России", "Защитники Родины", «Неофициальные символы России» (матрёшки, балалайка, самовар, тройка лошадей, берёза) Цель: развивать логическое мышление, речь, внимание. | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России. «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?», «Национальность», «Город - Герой», «Золотое кольцо». Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, стимулировать интерес детей к познанию государственных символов России, одежды разных национальностей. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
«Защитники», «Путешествие в Москву», «Путешествие по России» Цель: Расширять знания детей о географии России. Ввести в активный словарь названия городов, рек, озер и морей, находящихся на территории России. | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП 1. "Наша Родина - Россия" Цель: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти; дальнейшее совершенствование навыка деления целого на равные части, называния части целого; совершенствование навыка взвешивания на чашечных весах, временных представлений (дни недели). Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением. 2. | НОД |
Экспериментальная деятельность | НОД | ||
Конструирование «Мой дом», «Мой город» Цель: развивать конструктивные способности, создавать постройку по образцу, собственному замыслу. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | Составление рассказов по картине: «Москва-столица нашей Родины». «Комплименты для моей Родины» Цель: Закреплять у детей умение подбирать прилагательные к слову «Родина»; воспитывать чувство гордости и любви к Родине. | НОД |
Чтение стихотворения З. Александровой «Родина», Г. Ладонщиков «Родная земля»; П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный». Разучивание стихотворений, пословиц и чистоговорок о России. Разучивание гимна России. Чтение и обсуждение: А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро», С Баруздин «Страна, где мы живем». Цель: Закреплять умение детей пересказывать текст; пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; воспитывать чувство любви к своей Родине. | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование: «Дымковская игрушка», «Гжель», «Народные музыкальные инструменты» Цель: учить создавать рисунок, композицию, используя пространство всего листа, воспитывать интерес и любовь к своей Родине. | НОД
|
Лепка: «Хохломская посуда» Цель: развивать конструктивные способности, создавать постройку по образцу, собственному замыслу. | НОД | ||
Аппликация: « Народные костюмы» (сарафан, рубаха, кокошник) | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ресурсы сети Интернет
- https://www.google.com/url?q=https://yadi.sk/i/SIYFM9FK3JozQG&sa=D&ust=1548100293751000 - интерактивный справочник "Россия - Родина моя!"
- https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=9482 - журнал "Педагог"
- https://rg.ru/rodina - электронный журнал "Родина"
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473497-jelektronnyj-zhurnal-nasha-rodina-rossija - электронный журнал "Наша Родина - Россия"
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о Родине, городах России и стране в целом. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
- Дерягина Л.Б «Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте» Издательство Литера, 2007
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.И. «Мы живём в России»
- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.ил.
- Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
- Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». – М: АРКТИ, 2002г.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
- Степанов В. Учебник для малышей «Моя Родина – Россия» М, Фламинго, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...