проект
проект (старшая группа)

Устьянова Анна

проект "Россия - Родина моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nravstvenno-ratriot_vospit._goroda.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

в старшей группе комбинированной направленности №5

«Россия - Родина моя»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2023 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....8

6. План мероприятий ………………………………………………………..……9

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

«Русский не тот, кто носит русскую фамилию,

а тот,  кто любит Россию и считает ее своим Отечеством»

Антон Деникин

Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка.

Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.

Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру, иметь стремление к ее защите и улучшению.

Направленность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.

Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале ознакомления с родной страной сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно начинать в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей  дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

 Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Чувство патриотизма нужно воспитывать с раннего детства. Привязанность и любовь к родному дому является основой патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с Родиной начинается в раннем детстве. Сначала ребенок знакомится с улицей, на которой живет, потом с городом. Постепенно расширяются представления о своей Родине. Начинается знакомство с другими городами нашей необъятной страны.

В ходе беседы с детьми выяснилось, что дети хорошо знакомы с родным городом, но у них недостаточно знаний о других многочисленных городах России. Возникла идея для проведения данного проекта.

 В программе "От рождения до школы" особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, подчёркивается патриотическая направленность.

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы,  где дети на занятиях знакомятся с городами и страной в целом, дается довольно ограниченное представление о России, о людях разных национальностей, живущих в России. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Создание проекта «Россия - Родина моя» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, страну, уважения к достойным страницам истории.

Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о разных городах  Родины, какие национальности проживают в стране. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о государстве, в котором они живут, символике. Воспитать убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Актуальность программы по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе, дошкольный возраст является начальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной  образовательной организации по изучению родного края, страны и ее истории возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Россия - Родина моя». Предварительный мониторинг уровня знаний дошкольников о городах России и национальностях показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о государстве, нет четкого представления о символике страны и малой Родине, не сформированы знания о людях, проживающих в разных уголках нашей страны и их национальностях.

Многие родители (68%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о государстве, в котором проживают и уметь применять их на практике. Всего лишь 11% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 8% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 88% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 11% родителей, низкий уровень - 89%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Цель проекта:  обогащение и систематизация представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах. 

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «Родина – город – национальность» и соотношение понятий «культура - традиции» через различные виды деятельности.

2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с понятием «страна», «государственный флаг, герб, гимн», «столица», «единая страна», историей праздника «День России».

2. Формировать первичные представления о малой и большой Родине, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях и многообразии климатических зон России.

3. Формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране.

4. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

5. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

6. Знакомить детей с политической картой России.

7.  Развивать интерес к изучению родной страны.

Ожидаемые результаты

  1. Знают достопримечательности родного города, края, умеют рассказать о них.
  2. Знают традиции родного народа, символику России, рассказывают о различных климатических зонах и разнообразии природы России.
  3. Сформированы представления о взаимосвязи «Родина - город - национальность », «культура - традиции».
  4. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
  5. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
  6. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
  7. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

Фотовыставка «Города России в которых мы были».

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на  6 недель: с 24.04.2023г. по 31.05.2023г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о большой и малой Родине. Подбор литературы о стране и городах;  фотографий, плакатов, рисунков.

24.04 - 28.04.

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «страна», «государственный флаг, герб, гимн», «столица», «единая страна», «регион», «Золотое кольцо», «города - Герои», «карта», «глобус»,  «национальность», «быт».

01.05 - 29.05

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов по проекту

30.05

4.

Презентация проекта

Фотовыставка «Города России в которых мы были».

31.05

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

«Горелки», «Ручеек», «Золотые ворота», «Заря-зоренька», «У Маланьи, у старушки»

Цель: Расширять представления детей о правилах игры, приобщать к истокам народных традиций.

Подвижные игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

"Моя Родина - Россия", "Большие и малые города России", «Города  -Герои", "Мой родной город"

Цель:  Расширять знания детей о Родине, больших и малых городах России, городах героях, о родном городе и его достопримечательностях.

Рассматривание картин Символы России: «Флаг России», «Герб России», «Города Герои».

Знакомство с картой России,

"Россия на глобусе", «Путешествие по городу», «Какие народы живут в России»

Цель: продолжать знакомить с символами страны, глобусом,   познакомить городами-героями, с картой; развивать познавательный интерес.

Ситуативный разговор: «Кто управляет страной?»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о президенте, правительстве России.

Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России»

Беседы

«Достопримечательности родного города» (разрезные картинки)

МЕМО «Санкт-Петербург»,  МЕМО «Юго – Запад». Лото: «Города – Герои», «Золотое кольцо России»

«Назови город», «Достопримечательности»; пазлы: "Символы России", "Защитники Родины", «Неофициальные символы России» (матрёшки, балалайка, самовар, тройка лошадей, берёза)

Цель: развивать логическое мышление, речь, внимание.

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России. «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?», «Национальность», «Город - Герой», «Золотое кольцо».

Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, стимулировать интерес детей к познанию государственных символов России, одежды разных национальностей. 

Дидактические игры, работа с родителями

«Защитники», «Путешествие в Москву», «Путешествие по России»

Цель: Расширять знания детей о географии России. Ввести в активный словарь названия городов, рек, озер и морей, находящихся на территории России.

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

1. "Наша Родина - Россия"

Цель:  Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти; дальнейшее совершенствование навыка деления целого на равные части, называния части целого; совершенствование навыка взвешивания на чашечных весах, временных представлений (дни недели). Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением.

2.

НОД

Экспериментальная деятельность

НОД

Конструирование

 «Мой дом», «Мой город» Цель: развивать конструктивные способности, создавать постройку по образцу, собственному замыслу.

НОД

4.

«Речевое развитие»

Составление рассказов по картине: «Москва-столица нашей Родины».

«Комплименты для моей Родины»

Цель: Закреплять у детей умение подбирать прилагательные к слову «Родина»; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

НОД

Чтение стихотворения З. Александровой «Родина», Г. Ладонщиков «Родная земля»; П. Воронько «Лучше нет родного края»,

С. Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный». Разучивание стихотворений, пословиц и чистоговорок о России. Разучивание гимна России.

Чтение и обсуждение: А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро», С Баруздин «Страна, где  мы живем».

Цель: Закреплять умение детей пересказывать текст; пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; воспитывать чувство любви к своей Родине.

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование:

 «Дымковская игрушка», «Гжель», «Народные музыкальные инструменты»

Цель: учить создавать рисунок, композицию, используя пространство всего листа, воспитывать интерес и любовь к своей Родине.

НОД

 

Лепка: «Хохломская посуда»

Цель: развивать конструктивные способности, создавать постройку по образцу, собственному замыслу.

НОД

Аппликация:

« Народные костюмы» (сарафан, рубаха, кокошник)

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минобрнауки России         от 17        октября 2013г. №        1155        «Об        утверждении федерального государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».

Ресурсы сети Интернет

  • https://www.google.com/url?q=https://yadi.sk/i/SIYFM9FK3JozQG&sa=D&ust=1548100293751000 - интерактивный справочник "Россия - Родина моя!"
  • https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=9482 - журнал "Педагог"
  • https://rg.ru/rodina - электронный журнал "Родина"
  • https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473497-jelektronnyj-zhurnal-nasha-rodina-rossija - электронный журнал "Наша Родина - Россия"

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела.

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о Родине, городах России и стране в целом. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

  1. Дерягина Л.Б «Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте» Издательство Литера, 2007
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.И.  «Мы живём в России»
  3. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.ил.
  5. Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
  6. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». – М: АРКТИ, 2002г.
  7.  «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
  8. Степанов В. Учебник для малышей «Моя Родина – Россия» М, Фламинго, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...