проект
проект (старшая группа)
проект "Россия - Родина моя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstvenno-ratriot_vospit._goroda.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
в старшей группе комбинированной направленности №5
«Россия - Родина моя»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2023 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....8
6. План мероприятий ………………………………………………………..……9
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
9. Выводы …………………………………………………………………….….13
10. Литература …………………………………………………………..………14
11. Приложение .....................................................................................................15
Введение
«Русский не тот, кто носит русскую фамилию,
а тот, кто любит Россию и считает ее своим Отечеством»
Антон Деникин
Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка.
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.
Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру, иметь стремление к ее защите и улучшению.
Направленность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале ознакомления с родной страной сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно начинать в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Чувство патриотизма нужно воспитывать с раннего детства. Привязанность и любовь к родному дому является основой патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с Родиной начинается в раннем детстве. Сначала ребенок знакомится с улицей, на которой живет, потом с городом. Постепенно расширяются представления о своей Родине. Начинается знакомство с другими городами нашей необъятной страны.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что дети хорошо знакомы с родным городом, но у них недостаточно знаний о других многочисленных городах России. Возникла идея для проведения данного проекта.
В программе "От рождения до школы" особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, подчёркивается патриотическая направленность.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы, где дети на занятиях знакомятся с городами и страной в целом, дается довольно ограниченное представление о России, о людях разных национальностей, живущих в России. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Создание проекта «Россия - Родина моя» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, страну, уважения к достойным страницам истории.
Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о разных городах Родины, какие национальности проживают в стране. Реализация данного проекта позволит сформировать у детей знания о государстве, в котором они живут, символике. Воспитать убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Актуальность программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе, дошкольный возраст является начальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению родного края, страны и ее истории возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Россия - Родина моя». Предварительный мониторинг уровня знаний дошкольников о городах России и национальностях показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о государстве, нет четкого представления о символике страны и малой Родине, не сформированы знания о людях, проживающих в разных уголках нашей страны и их национальностях.
Многие родители (68%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о государстве, в котором проживают и уметь применять их на практике. Всего лишь 11% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 8% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 88% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 11% родителей, низкий уровень - 89%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «Родина – город – национальность» и соотношение понятий «культура - традиции» через различные виды деятельности.
2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с понятием «страна», «государственный флаг, герб, гимн», «столица», «единая страна», историей праздника «День России».
2. Формировать первичные представления о малой и большой Родине, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях и многообразии климатических зон России.
3. Формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране.
4. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
5. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
6. Знакомить детей с политической картой России.
7. Развивать интерес к изучению родной страны.
Ожидаемые результаты
- Знают достопримечательности родного города, края, умеют рассказать о них.
- Знают традиции родного народа, символику России, рассказывают о различных климатических зонах и разнообразии природы России.
- Сформированы представления о взаимосвязи «Родина - город - национальность », «культура - традиции».
- Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Фотовыставка «Города России в которых мы были».
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с 24.04.2023г. по 31.05.2023г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о большой и малой Родине. Подбор литературы о стране и городах; фотографий, плакатов, рисунков. | 24.04 - 28.04. |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «страна», «государственный флаг, герб, гимн», «столица», «единая страна», «регион», «Золотое кольцо», «города - Герои», «карта», «глобус», «национальность», «быт». | 01.05 - 29.05 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов по проекту | 30.05 |
4. | Презентация проекта | Фотовыставка «Города России в которых мы были». | 31.05 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Горелки», «Ручеек», «Золотые ворота», «Заря-зоренька», «У Маланьи, у старушки» Цель: Расширять представления детей о правилах игры, приобщать к истокам народных традиций. | Подвижные игры |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | "Моя Родина - Россия", "Большие и малые города России", «Города -Герои", "Мой родной город" Цель: Расширять знания детей о Родине, больших и малых городах России, городах героях, о родном городе и его достопримечательностях. Рассматривание картин Символы России: «Флаг России», «Герб России», «Города Герои». Знакомство с картой России, "Россия на глобусе", «Путешествие по городу», «Какие народы живут в России» Цель: продолжать знакомить с символами страны, глобусом, познакомить городами-героями, с картой; развивать познавательный интерес. Ситуативный разговор: «Кто управляет страной?» Цель: Уточнить и расширить представления детей о президенте, правительстве России. Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России» | Беседы |
«Достопримечательности родного города» (разрезные картинки) МЕМО «Санкт-Петербург», МЕМО «Юго – Запад». Лото: «Города – Герои», «Золотое кольцо России» «Назови город», «Достопримечательности»; пазлы: "Символы России", "Защитники Родины", «Неофициальные символы России» (матрёшки, балалайка, самовар, тройка лошадей, берёза) Цель: развивать логическое мышление, речь, внимание. | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России. «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?», «Национальность», «Город - Герой», «Золотое кольцо». Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, стимулировать интерес детей к познанию государственных символов России, одежды разных национальностей. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
«Защитники», «Путешествие в Москву», «Путешествие по России» Цель: Расширять знания детей о географии России. Ввести в активный словарь названия городов, рек, озер и морей, находящихся на территории России. | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП 1. "Наша Родина - Россия" Цель: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти; дальнейшее совершенствование навыка деления целого на равные части, называния части целого; совершенствование навыка взвешивания на чашечных весах, временных представлений (дни недели). Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением. 2. | НОД |
Экспериментальная деятельность | НОД | ||
Конструирование «Мой дом», «Мой город» Цель: развивать конструктивные способности, создавать постройку по образцу, собственному замыслу. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | Составление рассказов по картине: «Москва-столица нашей Родины». «Комплименты для моей Родины» Цель: Закреплять у детей умение подбирать прилагательные к слову «Родина»; воспитывать чувство гордости и любви к Родине. | НОД |
Чтение стихотворения З. Александровой «Родина», Г. Ладонщиков «Родная земля»; П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный». Разучивание стихотворений, пословиц и чистоговорок о России. Разучивание гимна России. Чтение и обсуждение: А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро», С Баруздин «Страна, где мы живем». Цель: Закреплять умение детей пересказывать текст; пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; воспитывать чувство любви к своей Родине. | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование: «Дымковская игрушка», «Гжель», «Народные музыкальные инструменты» Цель: учить создавать рисунок, композицию, используя пространство всего листа, воспитывать интерес и любовь к своей Родине. | НОД
|
Лепка: «Хохломская посуда» Цель: развивать конструктивные способности, создавать постройку по образцу, собственному замыслу. | НОД | ||
Аппликация: « Народные костюмы» (сарафан, рубаха, кокошник) | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ресурсы сети Интернет
- https://www.google.com/url?q=https://yadi.sk/i/SIYFM9FK3JozQG&sa=D&ust=1548100293751000 - интерактивный справочник "Россия - Родина моя!"
- https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=9482 - журнал "Педагог"
- https://rg.ru/rodina - электронный журнал "Родина"
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473497-jelektronnyj-zhurnal-nasha-rodina-rossija - электронный журнал "Наша Родина - Россия"
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о Родине, городах России и стране в целом. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
- Дерягина Л.Б «Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте» Издательство Литера, 2007
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.И. «Мы живём в России»
- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.ил.
- Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
- Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». – М: АРКТИ, 2002г.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
- Степанов В. Учебник для малышей «Моя Родина – Россия» М, Фламинго, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...