проект
проект (старшая группа)

Устьянова Анна

проект "Есть такая профессия - Родину защищать!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_voennye_professii.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1" г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина

Проект

по ранней профориентации дошкольников в старшей группе комбинированной направленности №5

«Есть такая профессия – Родину защищать!»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2023 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....8

6. План мероприятий ………………………………………………………..……9

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

«Благородный человек знает только долг,

низкий человек знает только выгоду»

Конфуций

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

В  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует свои условия и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих не только в IT-сфере, но и в военной; возникают и совсем новые профессии.

Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормальным, любой ценой уклоняться от службы в армии.

 Одним из направлений патриотического воспитания является воспитание героического начала в детях, ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.

 Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место та или иная военная профессия занимает в окружающей его действительности,  что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Одним из основных средств воспитания детей в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей  дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

 Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Современная действительность диктует нам новые  требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. В программе "От рождения до школы" трудовое воспитание рассматривается в разделах "Самообслуживание, самостоятельность. Трудовое воспитание" и "Приобщение к культурным ценностям". Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы,  где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дается довольно ограниченное представление о мире военных профессий, о профессиональной деятельности взрослых. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

На сегодняшний день одной из важных проблем воспитания дошкольников является отсутствие у них интереса к героическому прошлому и будущему своей страны, недостаточность знаний дошкольников о Российской Армии, о военных профессиях. Всё меньше мальчишки говорят о профессии военного, о желании защищать свою Родину, своих родителей и свой народВ настоящее время воспитание патриотизма у детей – это достаточно трудная задача, решение которой требует очень большого внимания и терпения. Но в последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Для развития интереса дошкольников к образовательной деятельности, учитывая их индивидуальность и личностные качества, необходимо применить современные педагогические технологии.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.      

Создание проекта «Есть такая профессия - Родину защищать» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории.

Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о защитниках Родины. Реализация данного проекта позволит расширить познания о государстве, в котором они живут, об армии, которая их защищает, а так же о государственном празднике «Дне защитника Отечества», что позволит воспитать желание идти в армию, защищать свою страну и своих близких.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе  образования. Дошкольное  учреждение –  первая ступень  в  формировании  базовых  знаний  о  профессиях.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка основам военных профессий в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных ролях (летчик, танкист, моряк, пулеметчик, сапер, пограничник  и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию знаний и представлений о мире военных профессий. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

Актуальность программы по ранней профессиональной ориентации дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе.

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной  образовательной организации по изучению основ военных профессий возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Есть такая профессия - Родину защищать». Предварительный мониторинг уровня знаний о военных профессиях дошкольников показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о празднике "День защитника Отечества, нет четкого представления о разнообразии мира военных профессий и военной технике, не сформированы знания о форменной одежде  и предметах необходимых для той или иной военной профессии, не сформированы четкие знания и представления об особенностях многих военных профессий.

Многие родители (75%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о военных профессиях и уметь применять их на практике. Всего лишь 12% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 9% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 14% родителей, низкий уровень - 86%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний о труде взрослых у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Цель проекта:  ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями военных, формирование у них  уважительного отношения к взрослым, к защитникам Отечества, ветеранам войны  через различные виды деятельности, помочь детям войти в социальную сферу жизни.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «солдат – армия – труд » и соотношение понятий «защита – Родина» через различные виды деятельности.

2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с понятием «страна», «государственный флаг», «армия», историей праздника «День защитника Отечества».

2.Формировать у детей знания о Российской Армии и представления об особенностях военной службы;

3. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов,  любовь и уважение к своему государству, членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

4. Развивать коммуникативные, творческие навыки детей.

5. Расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;

6. Обогащать работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье  и совместной   коммуникативной деятельности с детьми.

7. Активизировать словарь: Родина, страна, герб, флаг, защитники Отечества, армия, солдат, военные профессии, военная техника.

Ожидаемые результаты

  1. У детей сформированы представления о военных профессиях и их особенностях.
  2. Знают и называют некоторые военные профессии.
  3. Имеют представления о технике, материалах и инструментах необходимых для разных военных профессий.
  4. Сформированы представления о взаимосвязи «солдат – армия – труд », «защита – Родина».
  5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.) 
  6. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
  7. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
  8. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
  9. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

Театрализованное представление "

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на  12 недель: с 23.01.2023г. по 30.04.2023г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о мире профессий. Подбор литературы о профессиях,  фотографий, плакатов, рисунков.

23.01 - 27.01.

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «труд», «продукт», «товар», «заработная плата», «деньги», «цена», «товар», «доход», «расход».

30.01 - 06.04

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников в целом.

07.04 - 12.04

4.

Презентация проекта

Мероприятие «Гость группы»

14.04

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Подвижные игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

Дидактические игры, работа с родителями

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

НОД

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

НОД

НОД

Конструирование

Тема: «Кораблик»

Цель: формирование умения изготовления кораблика из бумаги при помощи схемы.

НОД

4.

«Речевое развитие»

НОД

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

НОД

 

НОД

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минобрнауки России        от 17        октября 2013г. №        1155        «Об        утверждении федерального государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».

Ресурсы сети Интернет

  • https://clck.ru/32wD7n - журнал "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
  • https://kollegiotradny.ru/images/downloads/Sbornik-statey-okruzhnogo-konkursa-po-ranney-proforientacii-doshkol_nikov.pdf - сборник статей по профориентации дошкольников
  • https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=9482 - журнал "Педагог"

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о профессиях. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

  1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  2. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.
  3. Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Сама-ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  4. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69
  5. Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 36-39.
  6. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  7. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...