проект
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»
г. Белгорода
Познавательно - исследовательский проект
в старшей группе комбинированной направленности №5
«Огород на подоконнике»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2023 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....7
5. План мероприятий ………………………………………………………..……7
6. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..15
7. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..16
8. Выводы …………………………………………………………………….….16
9. Литература …………………………………………………………..………17
10. Приложение .....................................................................................................18
Введение
Весна – прекрасное время года. Интересно наблюдать за изменениями в природе. Постепенно исчезает снег, журчат ручьи, птицы возвращаются из тёплых стран. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В.А. Сухомлинский
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Одной из основных задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является трудовое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о необходимых условиях для роста растений, о том где они растут; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, научатся отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего "лечения". Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!
Одной из главных целей образования в детском саду является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Огород на подоконнике». Предварительный мониторинг показал, что 80% родителей имеют садовые участки, но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о растениях, нет четкого представления о витаминах для нормального функционирования организма, не сформированы знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством, овощеводством и садоводством, не сформированы целостные представления о здоровой пище. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению многих родителей (70%) ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Всего лишь 14% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области трудового воспитания и обучения детей.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 26% родителей, низкий уровень - 74%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки. Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками культуры здорового питания и развития свободной, творческой личности ребенка.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «культурное растение» через различные виды деятельности.
2. Сформировать понятия взаимосвязи "природа и люди": люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами - витаминами.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
2. Познакомить с витаминами и их наличие в овощах.
3. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.
4. Обобщить и систематизировать полученные знания о культурных растениях.
5. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
6. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
7. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению трудового воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты
1. У детей сформированы осознанные потребности в общении с природой.
2. Сформированы представления о культурных растениях, об их уходе, о росте растений в комнатных условиях.
3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
4. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
5. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
6. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Выставка рисунков "Витамины в нашем огороде".
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 7 недель: с 13.02.2023г. по 31.03.2023г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о культурных растениях. Подбор литературы о чистоте, здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков. | 13.02 -21.02 |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «культурные растения», «огород», «полезные продукты», «витамины», «сельское хозяйство», «овощеводство», «садоводство» | 22.02 - 29.03 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов: высадка огородных культур | 30.03 |
4. | Презентация проекта | Организация выставки семейного фотоальбома «Простые рецепты для правильного питания» | 31.03 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Игра-хоровод «Огородник и воробей», «Овощи», «Сортируем овощи», «Собери урожай», «Что сажают в огороде» «У Лариски две редиски», «Апельсин», «Огород», "Овощи", " Фрукты", " В нашем огороде", "Салат", " На базар ходили мы", "Репка", "Капуста" Цель: развитие мелкой моторики рук. | Подвижные игры Пальчиковые игры |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
«Таблетки растут на грядке» Цель: формирование знаний об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. «Что необходимо роста растений», «Об овощах и фруктах», «Неизвестная Морковь», Правило ухода за овощами» Цель: Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи. | Беседы |
«Картинки-загадки», «Разрезные картинки», Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов. «Фруктовый сад» Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром. "Вершки-корешки" (разрезные картинки), «Овощи», Лото «Фрукты-овощи», Домино «Огород» Цель: развивать внимание, память, логическое мышление. | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
«Картинки-загадки» Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов. «Варим суп, компот, борщ» Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром. «Кто чем питается?» Цель: развитие мелкой моторики рук , познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления. Закреплять представления детей о пище животных. «Детки на ветке» Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Дидактическая игра «Какое время года?» Цель :учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Дидактическая игра «Где что можно делать?» Цель : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
«Повар», «Кафе» Цель: формировать у детей представление о профессии повара. Познакомить с профессией повар, со значением труда повара, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Обогащать знания о столовой посуде. Развивать память, связную речь, логическое мышление, творческие способности детей Воспитывать уважение к труду и результатам труда повара. «Овощной магазин», «Обед для для кукол» Цель: формирование представлений о правильном здоровом питании для нормальной жизнедеятельности организма, о культуре питания; о профессии продавца и связи между профессией и здоровом образе жизни. | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
«Огород на окне» Цель: Формировать представления детей о разнообразии растений и способах их посадки. | НОД | ||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП Тема: «Овощи и фрукты» Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры ,независимо от их размера. Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Овощи с грядки» Цель : создание благоприятных условий для математического развития детей. | НОД |
Экспериментальная деятельность «В почве и воде есть воздух» Цель: показать, что в почве есть воздух. «Хитрые семена» Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян. «Что внутри» Цель: Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям. «Живой кусочек» Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. «Сад душистых трав» Материал: керамические горшки, земля, растения шалфея, базилика, розмарина, мяты, луковичной травы, совок, лейка. «Посадкой лука Материал: три одинаковые баночки для посадки луковиц ( старые непроливайки) и три луковицы. «Капуста в воде» Цель: показать значение воды в жизни растений. | НОД | ||
Конструирование Тема: «Здоровей-ка» Цель : Учить детей строить из конструктора по схеме. Тема: «Морковка для зайчика», Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, память, воображение. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | Тема: «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, как о витаминосодержащих продуктах питания. Тема: «Полезная еда» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище. Разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах. Составление рассказов об овощах по схеме, «Как я помогаю на огороде» Составление сказок об овощах «Как овощи появились на грядке» Рассказывание детей по картине «Огород» Викторина «Загадки с грядки» | НОД |
Чтение художественной литературы Пересказ сказки «Сказка о здоровом питании» В.И. Ковальчук Цель: учить детей пересказывать небольшое по обьему произведение; добиваться последовательности в изложении содержания. Чтение: «Капуста» А. Ивойлова, «Как у бабушки на грядке» Л. Громова, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С.В.Михалков «Овощи»; В. Коркин «Что растёт у нас на грядке», А.Прокофьева «Огород»; русская народная сказка «Вершки и корешки», А. Барто «Морковный сок», И. Токмакова «Купите лук», украинская сказка «Колосок», Э Успенский «Как капусту растили» А.Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали” Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, о труде людей на огороде. Придумывание сказок про овощи. | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка (из соленого теста) 1. Тема: «Морковка для зайки» Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики. «Овощи на тарелке» Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики. | НОД
|
Аппликация Тема: «Овощи в магазинной тележке», Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы. Тема: «Консервирование овощей» Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы. | НОД | ||
Рисование «Лук» (нетрадиционное) Цель: Освоение нового способа рисования, нетрадиционное рисование методом «тычка». ««Овощной суп» Цель: Познакомить с многообразием овощей, местом их выращивания, обогащать словарь по теме «Овощи», умение различать их по внешнему виду, цвету. | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова
- Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
- Ресурсы сети Интернет
- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-zdorovoe-pitanie-zalog-zdorovya-918231.html
- https://www.babyblog.ru/library/article/ppitanie-vnbspdetskom-sadup
- https://pitanierebenka.ru/zdorovoe-pitanie-v-detskom-sadu
- https://mbdou-52.ru/wp-content/uploads/2019/05/Proekt-Ogord-na-podokonnike.pdf
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми». |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о культурных растениях и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
1. Антонов Ю.Е. Истоки социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» //Медработник дошкольного образовательного учреждения №1 /2009
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
4.Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.
5. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.
6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века /под ред. Ю.Е. Антонова и др. М., 2003
7. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
8. Монтиньяк М.А. Секреты здорового питания детей / М.: Оникс, 2006.
9. Фолькер Г.С. Энциклопедия правильного и здорового питания / М.:Зебра Е, 2008.
10. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...