Особенности осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум
ребенка находится на кончиках его пальцев».
Как нам всем известно, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как
результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,
но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной
степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений
пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
В своей работе с детьми мы используем различные игры и массажи.
Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Наряду с традиционными играми, такими как:
Игры с мелким материалом:
- Игры с мозаикой «Разноцветная мозаика»
Детям предлагается мозаика, а к ней картинки (репка, рыбка, зонт, солнце, елка и тд.) в которой нужно достроить недостающий предмет (лучики, украсить игрушками елку, хвост и тд.) Игра очень заинтересовывает детей, также в этой игре можно делать усложнение добавлять других персонажей.
- Игры с конструктором Лего Duplo «Лего–загадки»
Детям предлагается конструктор Лего Duplo , дети очень любят в него играть. Игр можно придумать много, но мы чаше всего играем в игру «Лего–загадки».
Для начала взрослый строит из Лего Duplo персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Ребенок должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.
- игры с пуговицами, бусинами.
- игры с кубиками – выложи по образцу дом, машину и тд.
Кубики Никитиной «Сложи узор»
Детям предлагаются кубики, дается образец для выполнения, дети могут выполнять, как по образцу, так и по замыслу. Но чаще всего детям нравится выкладывать кубики по замыслу, придумывают сюжет, берут игрушки из киндер сюрприза и обыгрывают, следом могут менять сюжет.
- игры с пуговицами, бусинами и др.
Развитие графической моторики:
- рисование по трафарету;
- рисование по фигурным линейкам;
- различная штриховка.
Игры по теме недели: «Овощи и фрукты», «Грузовой – легковой - специальный транспорт», «Посуда», «Основные геометрические фигуры» - дети ищут предметы различной формы, величины, и фактуры вследствие чего позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, развить тактильные ощущения.
В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:
- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный
анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
- работают над темпом выполнения задания, усидчивостью и аккуратностью,
над развитием устойчивого внимания и воображения;
- развивают зрительно - моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед - назад, произвольность психических процессов, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;
- закрепляют знания о свойствах разных материалов, углубляют понятия о цвете, величине, толщине;
- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации,
каналы восприятия.
В своей коррекционной работе мы широко используем различные виды массажа и пальчиковые игры.
Развивающий массаж и пальчиковые игры:
-самомассаж кистей и пальцев рук с помощью су-джока.
Предлагаем игру, в которую дети очень любят играть
«Нанизывание бусин»
Нам понадобится: лоток, веревка, бусы из разноцветных трубочек.
Ребенку предлагается собрать разноцветные бусы, но по ходу можно усложнять, предложить детям собрать только желтые, красные и тд., чередовать синюю и желтую и тд. Иногда дети предлагают собирать бусы на скорость.
Литература
1. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Мясникова Л.В. Развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: Мясникова Л.В – Саратов 2006- 19 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,...
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
1 часть выпускной квалификационной работы...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи не устают повторять о том, как важн...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способ...