Картотека музыкально - дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста.
картотека (средняя группа)

Баландина Наталья Михайловна

Развитие у детей музыкальных способностей — одна из неотъемлемых частей образовательного процесса. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, от воспитателей во многом зависит, каким ребёнок вырастет в дальнейшем. Музыка — один из самых популярных и обширных видов творчества, который может прийтись по душе каждому, а потому, педагоги должны заинтересовать детей и вовлечь их в мир прекрасного, дав максимальное количество знаний. Музыкально-дидактические игры направлены на решение задач музыкального воспитания и эстетического развития.Музыкальное воспитание формирует личность ребенка посредством приобщения к искусству. Оно формирует интерес к творчеству, эстетическое чувство прекрасного и способствует пробуждению различных эмоций.Эстетическое воспитание учит ребенка видеть красоту в окружающем его мире, любить искусство, вызвает желание творить самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_sr.gr_.docx1012.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №67 «Виктория»

                                                           Г. Смоленск

                                         C:\Users\Admin\Desktop\796204dfdc4cbbd31a18d2c32f765004-800x.jpg     

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор составитель

музыкальный руководитель

Баландина Н.М.

2022 г.

          Музыкально-дидактические игры – это обучающие игры, в которых задания выполняются в интересной, увлекательной форме. Музыкально-дидактические игры способствуют более эффективному восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Они развивают у детей самостоятельность, способность к восприятию и различению свойств музыкальных звуков, обогащают новыми впечатлениями.

Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка, когда активно формируются его психические и физические качества, необходимые в течение всей жизни. Одной из задач дошкольного воспитания является приобщение детей к миру человеческих ценностей, произведений искусства. Особая роль в гармоничном развитии личности принадлежит музыке. Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь ребенка необходимо развитие музыкально-сенсорных способностей, ознакомление с элементами музыкального языка. Музыкально-сенсорные способности – это способности различать отдельные свойства музыкальных звуков: высоты, громкости, тембра и длительности.

      Большинство детей дошкольного возраста испытывают затруднения при выполнении заданий на сравнение высоких и низких звуков, а также на определение направления звуковысотного движения. При этом они не владеют способами выполнения сенсорных действий, помогающих им справляться с заданиями. Это говорит о необходимости проведения специальной работы, по обучению детей выполнению действий, облегчающих восприятие звуковысотных соотношений. С этой целью был подобран материал и создана картотека музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха детей средней  детсадовского возраста.

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Лесенка»

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-12/1670643580_48-kartinkin-net-p-stupenki-kartinki-pinterest-58.jpg

Цель: различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

 Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.

«Пляски матрешек»

Цель – формировать  представление о различной высоте звуков.

Для занятия нужны три разные по размеру матрешки и инструмент металлофон. Педагог наигрывает мелодии на инструменте. А дети держат в руках игрушки. Услышав низкое звучание, они заставляют плясать маленькую матрешку, высокое — самую большую. Средняя высота звуков соответствует игрушке средней величины.

 «Кубик «Угадай-ка»

Цель: учится подражать звучанию различных предметов голосом.

 Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам, угадай! Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д

 «Птенчики и птичка»

https://babyimages.ru/kartinki/ptitca-kartinka-07.jpg

 Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков: "до" первой октавы и "до" второй октавы. Необходимо знание попевки Е. Теличеевой «Птица и птенчики»

Оборудование: картинка «Птица и птенчики», разрезная картинка «птички и птенчики», металлофон.

Ход игры: ведущий дает детям нераскрашенную картинку. Напоминает играющим голоса птицы и птенчиков (ударяет по пластинке металлофона сначала звук "до" первой октавы, затем "до" второй октавы). После этого берет поочередно маленькие цветные карточки (рисунком переворачивают к себе, ударяет по пластинке соответствующий звук и спрашивает: "Кто нас зовет? Птица или птенчик?" После правильного ответа дети получают маленькую карточку и закрывают его часть изображения большой картинки. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не сложат большую картинку. «Качели» Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков: "ре" первой октавы и "до" второй октавы. Необходимо знание попевки «Качели». Оборудование: игрушечные качели, кукла, карточки с изображением качелей в разном положении. Ход игры: Педагог спрашивает, как качаются дети на качелях, и просит помочь ей петь песню. После пения она предлагает детям посмотреть, как качается на качелях кукла: вверх вниз,- и просит детей спеть вместе «вверх» и «вниз», а воспитатель в соответствии с пением раскачивает куклу. Затем педагог дает детям карточки и объясняет, как они будут играть в «музыкальную угадайку» с карточками. Педагог играет низкий звук и поднимают карточку те дети, у которых на карточках нарисовано низкое положение качелей и т д.

                             

Игры для развития ритмического слуха

        

 «Ритмическое эхо»

Сюжетная музыкальная игра

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

«Кто как идет?»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Описание: Три карточки с контурными изображениями зверей, идущих с палочками: на одной — медведь; на другой — лиса; на третьей — волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Требуется знание песни «Кто как идет?» Г. Левкодимова.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий, Он раздает трём играющим по одной не цветной карте. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые действия лисы. Далее игра проводится так же, как и предыдущая. Игра заканчивается, когда все участники сложат свои цветные карты.

«Ритмический кубик»

Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т. д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Оборудование: кубик

Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 1 – 1 бабочка 2 – 2 цветка 3 – 3 клубнички 4 – 4 листика 5 – 5 шишек 6 – 6 елочек Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая: Ты возьми веселый кубик, Передай его друзьям, Что покажет этот кубик – Повтори за ним ты сам! Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши или проигрывают на муз. инструментах и т. д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

«К нам гости пришли» 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673537867_gas-kvas-com-p-risunok-detei-v-detskom-sadu-36.png

Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей

Оборудование: Игрушки: медведь, зайчик, лошадка, птичка. Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, ложки, колокольчик.

Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно, зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек, птичка летает под звон колокольчика.

«Веселые лягушата». 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673468853_gas-kvas-com-p-lyagushonok-risunok-detskii-15.png

Цель: Способствовать умению детей различать ритмические рисунки. Необходимо знание попевки «Лягушки»

 Оборудование: Ложки

Ход игры: Дети стоят в кругу и поют попевку «Лягушки»: У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки. Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать. Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква! Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках. Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

«Песенка про имя» 

Цель: развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное творчество, ритмический слух.

Ход игры: Педагог спрашивает у ребенка: «Как тебя зовут?» Ребенок должен постараться пропеть свое имя так, как он захочет. Пропетое имя тоже несет в себе какую-то ритмическую формулу. Ребенок, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последовательность звуков. Педагог дает положительную оценку каждому ребенку, тем самым поддерживая в них желание участвовать в игре, петь, импровизировать. Та-ня – Та-не-чка Се-ре-жа – Се-ре-жень-ка Ма-ша – Ма-шень-ка Во-ва – Во-воч-ка

«Прыг, прыг, скок».

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676743354_gas-kvas-com-p-zayats-dlya-detskogo-sada-risunok-27.png

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Необходимо знание песенки «Заинька» О

борудование: Барабан, Маска-шапочка «Зайчик».

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик». Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи! «Куколка любит танцевать». Цель: Развивать чувство ритма. Оборудование: Ложки, бубны, треугольники, барабаны, маракасы. Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия. Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр!

                 Игры на развитие тембрового слуха

«Что играет?»

https://grizly.club/uploads/posts/2023-08/1691952152_grizly-club-p-kartinki-muzikalnie-instrumenti-bez-fona-1.png

Цель игры — совершенствование тембрового восприятия.

Для занятия необходимо подготовить два музыкальных инструмента: дудочку и барабан. Часть игрового помещения нужно ограничить ширмой: отрезом полотна или другим имеющимся приспособлением.

Перед началом основного игрового процесса педагог предлагает ребятам послушать, как играют имеющиеся музыкальные инструменты, наигрывает какие-либо мелодии. Далее воспитатель прячется с инструментами за ширмой, просит детей понять на слух, на чем он играет. Игру можно сделать соревновательной: пусть воспитанники станут в ряд, после верного угадывания инструмента игрок делает шаг вперед. Победителем становится ребенок, сделавший больше шагов.

«Кого встретил Колобок?»  

C:\Users\Admin\Desktop\kak-narisovat-kolobka-na-penke-karandashom-pojetapno-8.jpg

Цель: развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку. Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре. Игровая цель: Угадать первым животного по звучанию.

«Музыкальный домик»

C:\Users\Admin\Desktop\1641945930_3-flomaster-club-p-risunki-doshkolnikov-na-temu-skazochnii-do-4.jpg

Цель  — совершенствование мелодической памяти и тембрового слуха.

Для игры нужен игрушечный домик. Педагог рассказывает воспитанникам, что в домике проживают сказочные герои. И у каждого из них свои музыкальные предпочтения. Мышка-норушка любит колокольчик, зайчик-попрыгайчик — бубенцы, косолапый медведь — барабан, петушок — маракасы. Рассказывая это, педагог воспроизводит звуки каждым инструментом, а дети запоминают звучание. Далее воспитатель наигрывает мелодии разными инструментами, а ребята вспоминают и говорят, какому сказочному герою  это понравится.

Игры на развитие музыкальной памяти и слуха

«Музыкальные прятки»

                                             

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.

 «Кто больше знает?» (Игра для развития памяти и слуха)

Цель:расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название) Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих музыкальных занятий.

Ход игры: Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?» тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

Использовался методический материал:

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)

Картотека музыкально-дидактических игр  (младший и средний дошкольный возраст)...

Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)

Картотекамузыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)...

Картотека музыкально-дидактических игр( младший и средний дошкольный возраст).

Картотека музыкально- дидактических игр( младший  и средний дошкольный возраст).«Угадай, что делать»Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспи...

Картотека музыкально - дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста

Картотека музыкально - дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)

Описание игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Картотека музыкально-дидактических игр Младший и средний дошкольный возраст

Картотека музыкально-дидактических игрМладший и средний дошкольный возраст...

"Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста"

quot;Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста"...