Обучение детей, основам безопасности жизнедеятельности, через круги Луллия.
статья по обж (младшая группа)

Козина Наталья Витальевна

       Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

       Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. В статье представлен опыт работы по данному игровому методу обучения, способствующему созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимающей психологическую и физическую напряженность, обеспечивающую восприятие нового материала, обобщение и закрепление пройденного.

        Ключевые слова: технология ТРИЗ, круги Луллия, интеллект, творчество, речь, дети.

        Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

        Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

   На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

          Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые определяют социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких ориентиров является овладение ребенком основными культурными способами деятельности. Дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

       «Круги Луллия» является великолепным средством, отвечающим этим требованиям. Во-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: 

- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;

- художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;

- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.

Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.

В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.

В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

В своей деятельности, я представляю детям Круги Луллия (технология ТРИЗ) как чудесные кольца или загадочные круги.                                                                                                                

.

   В результате работы с кругами Луллия дети научатся группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности "Приключения Пети и Коли"

Авторское стихотворение, которое может быть использовано при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности....

буклет обучение детей основам безопасности жизнедеятельности

обучение детей основам безопасности жизнедеятельности...

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно пре...

«Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность».

Конспект занятия по ознакомлению  детей с основами безопасности жизнедеятельности через сказку....

Перспективный план на 2018-2019 учебный год во второй младшей группе по теме: «Правила дорожного движения и основы безопасности жизнедеятельности через игру».

Цели: Знакомство с улицей. Пассажирский транспорт. Грузовой транспорт.Развивать представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Научить их соблюдать о...

Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

laquo;Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»Шепелева ксения Николаевна...

«Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность».

ООД по социально – коммуникативному развитию   (формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности)  в средней   гр...