Проект "Мягкая педагогика как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
проект (младшая группа)
Познавательно – игровой проект в первой младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
redkina_n.a._proekt.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казеное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы»
Познавательный проект
«Мягкая педагогика как средство сенсорного развития
детей раннего возраста»
Первая младшая группа
Выполнил воспитатель:
Редькина Надежда Александровна
Новосибирск, 2023 год.
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь 2022 – май 2023 года (долгосрочный).
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители (законные представители), педагоги.
Актуальность проекта.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственных способностей детей, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Благодаря сенсорному развитию закладывается основа внимания, памяти, мышления, воображения. При использовании тканевых материалов ребенок приобретет сенсорный опыт.
Огромная роль в развитии сенсорных представлений детей раннего возраста отводится сенсорно-тактильным предметам игрового обихода из текстиля. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». А пушистые рукавички, надетые на руку еще малознакомой воспитательницы, притягивают внимание ребенка, и он быстрее может откликнуться на предложение пойти вместе поиграть. Ткань – мягкий, пластичный материал, хорошо подходящий для любой детской деятельности, обладает такими характеристиками, как многофункциональность, комфортность, вариативность. Что позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий для сенсорного развития детей.
Цель проекта:
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через «Мягкую педагогику».
Задачи проекта:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных представлений у детей 2–3 лет средствами «Мягкой педагогики» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
3. Создать предметно-развивающую среду для обогащения и накопления сенсорного опыта детей через «Мягкую педагогику».
4. Организовать взаимодействие с родителями по изготовлению дидактического материала по «Мягкой педагогике» для развития сенсорных представлений детей.
5. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах сенсорного развития детей посредствам «Мягкой педагогики».
Продукт проекта:
- Изготовление пособия по «Мягкой педагогике» на развитие сенсорных представлений.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми и пособиями по «Мягкой педагогике».
- Родительское собрание «Сенсорное развитие детей посредством «Мягкой педагогики».
- Проведение круглого стола на тему: «Результативное использование «Мягкой педагогики» с цель сенсорного развития детей раннего возраста» для педагогов ДОУ.
- Итоговое показательное занятие.
Ожидаемые результаты:
Дети: в группе обновлена развивающая предметно-пространственная среда, созданы условия для сенсорного развития детей.
В результате планомерной, системной работы повысился уровень по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством «Мягкой педагогики». Сенсорное развитие способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов у детей раннего возраста.
Родители: принимают активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе. Являются активными участниками образовательного процесса.
Педагоги: повысился уровень профессиональной компетенции в вопросах сенсорного развития детей через ознакомление с технологией Е.Д. Файзулаевой «Мягкая педагогика».
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
I этап подготовительный.
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
- Проведение мониторинга детей раннего возраста.
- Анализ полученных результатов, выводы.
- Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
- Изучение методической литературы по теме.
II этап практический.
Работа с детьми:
1. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
2. Подбор и изготовление дидактических игр с использованием «Мягкой педагогики».
3. Дидактические игры с использование «Мягкой педагогики» для детей раннего возраста:
- Для зрительного восприятия (свет, форма, величина): «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Украсим елочку», «Шифоновая радуга» - (набор лоскутков разного цвета и размера) и т. д.
- Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
- Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек, а также «пальчиковый фитнес» – набор сенсорных мини-тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов, размеров и наполнителей; палочки-игралочки; вязаные дорожки разной длины и т.д.).
- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
- «Вязаная графика» – творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.
4. Самостоятельные игры детей с пособиями.
5.Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. В ходе чтения может использоваться «Шифоновая радуга», как средство демонстрации содержания художественного текста.
Работа с родителями:
1. Консультация «Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста».
2. Беседы о роли развивающих игр для детей раннего возраста.
3. Папки-передвижки: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»; «Мягкая педагогика», как средство сенсорного развития».
4. Привлечение к изготовлению пособий по «Мягкой педагогике» для сенсорного развития детей.
Работа с коллегами:
- Проведение круглого стола на тему: «Результативное использование «Мягкой педагогики» с цель сенсорного развития детей раннего возраста».
- Памятки: «Роль мягкой педагогики в сенсорном развитии детей раннего возраста».
III этап итоговый.
Анализ результатов проекта:
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование «Мягкой педагогики» с целью сенсорного развития детей раннего возраста.
- У детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию.
- Родители получили методические рекомендации по формированию у детей сенсорных представлений, созданию условий для проведения дидактических игр дома, консультации по изготовлению игр по технологии Е.Д. Файзулаевой «Мягкая педагогика».
- Повысился уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах сенсорного развития детей.
Используемая литература:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». – М.: Просвещение, 1997.
5. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез, 2009 г.
6. Файзулаева Е.Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок». Издательство «Цветной мир», 2021, 88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста
В статье раскрыты особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Рассмотрены ведущие новообразования в развитии ребенка данного возраста. Освещена работа педагогов ДОУ с использованием п...
"Сенсорный уголок как важное средство развития детей раннего возраста»
Цель: создание условий, обеспечивающих формирование представлений о сенсорных эталонах. Предполагаемые результаты:•овладение детьми сенсорными эталонами•овладение детьми способами дейст...
консультация для родителей 2 ранней группы "Игры для сенсорного развития раннего возраста".
Консультация для родителей ранней группы. "Игры для сенсорного развития раннего возраста",...
Заочный этап Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"
Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"...
Выступление Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"
Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий...