Проект "Мягкая педагогика как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
проект (младшая группа)

Редькина Надежда Александровна

Познавательно – игровой проект в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redkina_n.a._proekt.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казеное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы»

Познавательный проект

«Мягкая педагогика как средство сенсорного развития

детей раннего возраста»

Первая младшая группа

Выполнил воспитатель:

Редькина Надежда Александровна

Новосибирск, 2023 год.

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь 2022 – май 2023 года (долгосрочный).

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители (законные представители), педагоги.

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие является фундаментом для умственных способностей детей, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Благодаря сенсорному развитию закладывается основа внимания, памяти, мышления, воображения. При использовании тканевых материалов ребенок приобретет сенсорный опыт.

Огромная роль в развитии сенсорных представлений детей раннего возраста отводится сенсорно-тактильным предметам игрового обихода из текстиля. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». А пушистые рукавички, надетые на руку еще малознакомой воспитательницы, притягивают внимание ребенка, и он быстрее может откликнуться на предложение пойти вместе поиграть. Ткань – мягкий, пластичный материал, хорошо подходящий для любой детской деятельности, обладает такими характеристиками, как многофункциональность, комфортность, вариативность. Что позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий для сенсорного развития детей.

Цель проекта:

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через «Мягкую педагогику».

Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных представлений у детей 2–3 лет средствами «Мягкой педагогики» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Создать предметно-развивающую среду для обогащения и накопления сенсорного опыта детей через «Мягкую педагогику».

4. Организовать взаимодействие с родителями по изготовлению дидактического материала по «Мягкой педагогике» для развития сенсорных представлений детей.

5. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах сенсорного развития детей посредствам «Мягкой педагогики».

Продукт проекта:

  1. Изготовление пособия по «Мягкой педагогике» на развитие сенсорных представлений.
  2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми и пособиями по «Мягкой педагогике».
  3. Родительское собрание «Сенсорное развитие детей посредством «Мягкой педагогики».
  4. Проведение круглого стола на тему: «Результативное использование «Мягкой педагогики» с цель сенсорного развития детей раннего возраста» для педагогов ДОУ.
  5. Итоговое показательное занятие.

Ожидаемые результаты:

Дети: в группе обновлена развивающая предметно-пространственная среда, созданы условия для сенсорного развития детей.

В результате планомерной, системной работы повысился уровень по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством «Мягкой педагогики». Сенсорное развитие способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов у детей раннего возраста.

Родители: принимают активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе.  Являются активными участниками образовательного процесса.

Педагоги: повысился уровень профессиональной компетенции в вопросах сенсорного развития детей через ознакомление с технологией Е.Д. Файзулаевой «Мягкая педагогика».

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

I этап подготовительный.

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.

- Проведение мониторинга детей раннего возраста.

- Анализ полученных результатов, выводы.

- Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

- Изучение методической литературы по теме.

II этап практический.

Работа с детьми:

1. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

2. Подбор и изготовление дидактических игр с использованием «Мягкой педагогики».

3. Дидактические игры с использование «Мягкой педагогики» для детей раннего возраста:

  • Для зрительного восприятия (свет, форма, величина): «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Украсим елочку», «Шифоновая радуга» - (набор лоскутков разного цвета и размера) и т. д.
  • Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
  • Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек, а также «пальчиковый фитнес» – набор сенсорных мини-тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов, размеров и наполнителей; палочки-игралочки; вязаные дорожки разной длины и т.д.).
  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  • «Вязаная графика» – творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.

4. Самостоятельные игры детей с пособиями.

5.Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. В ходе чтения может использоваться «Шифоновая радуга», как средство демонстрации содержания художественного текста.

Работа с родителями:

1. Консультация «Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста».

2. Беседы о роли развивающих игр для детей раннего возраста.

3. Папки-передвижки: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»; «Мягкая педагогика», как средство сенсорного развития».

4. Привлечение к изготовлению пособий по «Мягкой педагогике» для сенсорного развития детей.

Работа с коллегами:

  1. Проведение круглого стола на тему: «Результативное использование «Мягкой педагогики» с цель сенсорного развития детей раннего возраста».
  2. Памятки: «Роль мягкой педагогики в сенсорном развитии детей раннего возраста».

III этап итоговый.

Анализ результатов проекта:

  • В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование «Мягкой педагогики» с целью сенсорного развития детей раннего возраста.
  • У детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию.
  • Родители получили методические рекомендации по формированию у детей сенсорных представлений, созданию условий для проведения дидактических игр дома, консультации по изготовлению игр по технологии Е.Д. Файзулаевой «Мягкая педагогика».
  • Повысился уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах сенсорного развития детей.

Используемая литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». – М.: Просвещение, 1997.

5. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез, 2009 г.

6. Файзулаева Е.Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок». Издательство «Цветной мир», 2021, 88с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста

В статье раскрыты особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Рассмотрены ведущие новообразования в развитии ребенка данного возраста. Освещена работа педагогов ДОУ с использованием п...

"Сенсорный уголок как важное средство развития детей раннего возраста»

Цель: создание условий, обеспечивающих формирование представлений о сенсорных эталонах. Предполагаемые результаты:•овладение детьми сенсорными эталонами•овладение детьми способами дейст...

консультация для родителей 2 ранней группы "Игры для сенсорного развития раннего возраста".

Консультация для родителей ранней группы. "Игры для сенсорного развития раннего возраста",...

Заочный этап Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"

Презентация "Музейная педагогика  как средство приобщения  детей дошкольного возраста  к миру профессий"...

Выступление Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"

Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий...