Познавательный проект «Сказочный мир Чуковского»
проект (младшая группа)
Познавательный проект во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnyy_mir_chukovskogo.docx | 56.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы»
Познавательный проект
«Сказочный мир Чуковского»
Вторая младшая группа
Выполнил воспитатель:
Редькина Надежда Александровна
Новосибирск, 2023 год.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Тип: краткосрочный.
Сроки реализации: 13.03.2023 – 31.03.23г.
Участники проекта: воспитатель группы, родители, дети младшего возраста.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает эмоции ребенка, дает восхитительные образцы русского литературного языка. Произведения К. И. Чуковского имеют большое воспитательное, познавательное и эстетическое развитие, так как они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение чутко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Цель проекта:
Знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского, развитие у детей речевой культуры и художественно-творческих способностей, воспитание бережного отношения к книгам.
Задачи проекта:
- Развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность детей в разных видах деятельности в процессе приобщения детей к книге.
- Закреплять устойчивый интерес к книге через произведения для детей К. И. Чуковского.
- Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.
- Развитие творческих способностей детей через художественное творчество, через изготовление атрибутов к сказке.
- Повысить компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой.
- Вовлечь родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
Методы и приёмы, используемые в проекте:
- Игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры;
- Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек; разговор, беседа; рассматривание книг.
- Практические: совместные действия воспитателя и ребенка.
- Наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, тематические выставки.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка творческих работ (рисунков) детей и родителей "Чудо сказки Корнея Чуковского".
- Акция «Подари книжку детскому саду К. И. Чуковского».
Ожидаемый результат:
В группе созданы необходимые образовательные условия для ознакомления детей с творчеством К.И. Чуковского; реализация проекта поднимет детский интерес к книгам; за счет знания сказок дети смогут изображать сказочных героев, реализуя свои творческие способности; развита речь детей, обогащен их словарный запас; дети более бережно относятся к игрушкам и книгам, участвуют в театрализованной деятельности: настольный театр, театр в масках и др.; использование новых знаний в самостоятельной деятельности детей.
Родители стали активными участниками педагогического проекта; ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Этапы проекта:
Перед проведением проекта «Сказочный мир Чуковского» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг, проводилась беседа о предстоящем мероприятии.
Детям и родителям было дано домашнее задание:
- перечитать любимые книжки К. И. Чуковского,
- нарисовать рисунок к любимому произведению.
1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о книгах, о произведениях писателя;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
- планирование проектной деятельности по теме проекта, опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
- сбор информации, материалов по теме;
- организация развивающей предметно - пространственной среды.
2 этап – практический: Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей русских народных сказок.
- Накопление методических материалов.
-Изготовление рекомендаций по проблеме, «Какие сказки читать детям?».
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
- создание проблемной ситуации;
- развивать выразительность речи;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
- воспитывать аккуратность при работе с книгой.
Формы организации работы 2 этапа:
Для детей:
- Беседа "Знакомство с жизнью К. И. Чуковского".
- Рассматривание иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского.
- Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе»
- Художественно-продуктивная деятельность: «Украсим посуду для бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование).
- Сюжетно-ролевые игры: Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"
- Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки», «Угадай героя по описанию», «Счет сказочных персонажей», игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.
- Настольные игры: «Разрезные картинки», Лото «Сказки»
- Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»).
Для родителей:
1.Анкетирование для родителей на тему: "Помню ли я сказки дедушки Корнея?"
2.Консультация для родителей «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка».
3. Памятка для родителей «Семья и книга».
4. Консультация "Сказка ложь, да в ней намёк"
5. Консультация "Как организовать домашнее чтение».
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
- развивать творческие способности;
-развивать интерес к чтению книг;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности;
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
План поэтапной реализации проекта:
I этап – подготовительный | |||
Мероприятия | Содержание | Ответственный | |
Занятия по развитию речи, чтение художественной литературы | Чтение, рассказывание произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит», «Путанница», «Краденое солнце» и др. | Воспитатели | |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ООД, наборов игрушек, масок животных, птиц, насекомых. | Подготовка атрибутов, настольно-печатных игр, изготовление масок. | Воспитатели, родители | |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского | Развитие у детей интереса к книгам и иллюстрациям К.И. Чуковского. | Воспитатели | |
Подвижные игры «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха - цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») | Реализация потребностей детей в двигательной активности, развитие физических качеств, творчества в изображении героев сказок. | Воспитатели, инструктор по ФВ | |
II этап - основной | |||
Мероприятия | Содержание | Ответственный | |
Работа с педагогами | |||
Разработка проекта | Составление плана работы по произведениям К.И. Чуковского; изготовление атрибутов к сказкам | Воспитатели | |
Работа с детьми | |||
Разработка плана - проекта | Чтение сказок, обыгрывание их; Организация детей на сюжетно – ролевые и подвижные игры. | Воспитатели | |
НОД | Занятие по художественно-эстетическому развитию. | Воспитатели | |
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») | Разучивание подвижных игр во время занятий, в свободное время, на прогулке. | Воспитатели, инструктор по ФВ | |
Театрализация сказки «Муха-цокотуха» | В соответствии с возрастом детей | Воспитатели | |
Работа с родителями | |||
Разработка плана проекта | Привлечение родителей к совместной деятельности | Родители, воспитатели | |
Творческая деятельность | Организация родителей для создания совместных работ с детьми | Воспитатели | |
Информирование родителей | Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели | |
Акция «Подари книгу детскому саду» | Пополнение библиотеки книгами К.И. Чуковского | Родители, воспитатели | |
Оформление книжного уголка | Обогащение книжного уголка | Воспитатели, родители | |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме | Просвещение родителей | Воспитатели | |
III этап - заключительный | |||
Оформление выставки рисунков «Чудо сказки Корнея Чуковского» | Отразить результаты проектной деятельности в виде выставки рисунков. | Воспитатели, родителей | |
Игра - викторина «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» | Иллюстрированный альбом по произведениям К. И. Чуковского | Воспитатели родители | |
Анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами | обобщение результатов подготовленного материала по проекту. | Воспитатели |
В ходе реализации проекта « Сказочный мир Чуковского» предполагаемые результаты были достигнуты:
Дети закрепили и систематизировали знания о произведениях К.И. Чуковского. Дети 2-ой младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети были участниками драматических и кукольных спектаклей. Дети научились отображать прочитанное в творческих работах.
1. В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:
2.Создана библиотека произведений К.И.Чуковского;
3.Оформлен альбом рисунков по произведениям К.И.Чуковского.
4.Большинство детей к книге стали относится не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
5.Родители приняли активное участие в реализации проекта (мамы и папы, бабушки и дедушки)
Вывод:
Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: « Мойдодыр » - аккуратности и опрятности; « Федорино горе » - бережному обращению с посудой, порядку; « Айболит » - быть добрыми, заботиться о других; « Муха-Цокотуха » - смелости, уметь помогать другим.
Приложение 1
Интегрированное занятие по сказкам К.Чуковского во второй младшей группе.
Ознакомление с художественной литературой, с окружающим, развитие речи.
Цель: оживить в памяти детей сказки К.Чуковского, называть название сказки по коротенькому отрывку из нее, закрепить у детей умение классифицировать и обобщать обувь, посуда, домашние и дикие животные, продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов), учить правильно произносить окончания существительных, правильно использовать предлоги: в, на, за, под; развивать внимание, память, активизировать речь.
Материал: портрет К.Чуковского, иллюстрации к сказкам «Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Путаница», «Телефон», «Тараканище»; картинки с изображением диких и домашних животных, детенышей домашних животных, картинки с изображением обуви, домик, елочка, картинки из серии «демонстрационный материал 2100» по ознакомлению с окружающим, лошадь за забором, кошка на крыше, заяц за пеньком, лисы в норе, собака под столом, карточки с отрывками из сказок.
Ход. Дети входят в группу, на мольберте портрет Корнея Чуковского.
В: Дети, вы узнали, кто это?
Д: Корней Чуковский.
В: Правильно, это К.Чуковский, детский писатель, он написал для вас много сказок и сегодня мы отправимся в путешествие по его сказкам. Я буду зачитывать отрывки из сказок К.Чуковского, а вам нужно догадаться из какой сказки этот отрывок.
В: «Мама по саду пойдет
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки
Новые галошки»
Из какой сказки этот отрывок?
Д: «Чудо-дерево»
В: Правильно, а о чем говорится в этой сказке?
Д: О том, что на дереве выросли ботинки, сапожки.
В: Правильно, туфли, ботинки, сапожки, валенки, а как можно назвать все это одним словом?
Д: Обувь.
В: Сейчас мы поиграем в игру «Скажи со словом пара», вы ведь знаете, что обувь у нас бывает только парами, почему?
Д: Потому что у нас две ноги.
Воспитатель показывает картинки с изображением различной обуви, дети называют
- пара …… валенок
- пара …….туфель
- пара …….сандалий
- пара……..кроссовок
-пара ……..тапочек
В: Молодцы хорошо справились с заданием
- Ты пойди косолапый,
Крокодила исцарапай, разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
А откуда этот отрывок?
Д: «Краденое солнце»
В: Правильно, из сказки про ленивого медведя, который потерял своих медвежат, давайте поможем медведю и другим животным позвать своих детенышей, назовем их ласковыми словами.
медведица - медвежонок
кошечка – котенок
чайник – чайничек
зайчиха – зайчонок
Молодцы дети, помогли медведю (показывает иллюстрацию из сказки с изображением медведя с медвежатами). Слушайте следующий отрывок
- А недавно две газели
Позвонили и запели
«Неужели, в самом деле,
все сгорели карусели?»
Д: Телефон
В: Правильно, автору целый день звонили звери, а газелям он ответил
«Вы б газели не галдели
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели,
На качели-карусели».
Вот и мы с вами сейчас покатаемся на каруселях.
Физкультминутка «Карусель»
Карусели, карусели – дети идут по кругу
Мы с тобой на лошадь (в самолет, в машину и т.д.)
Сели и поехали. Дети изображают езду на лошади (в самолете, в машине и т.д.)
В: Пойдем в гости в другую сказку
- Замяукали котята
«Надоело нам мяукать
Мы хотим как поросята, хрюкать!»
Д: Путаница
В: Правильно, в этой сказке все перепуталось. И у нас ребятки все животные запутались кто из них дикие, а кто домашние, давайте им поможем.
Дети берут со стола картинки с изображением животного, называют его и кладут рядом с изображением дома или елочки.
В: Молодцы, помогли животным разобраться, кто где живет, а сейчас поможем животным найти своих детенышей.
Показывает картинки с изображением детенышей домашних животных.
У кошки ….котенок, у свиньи ….. поросенок, у коровы ….
У собаки ….щенок, у лошади ….жеребенок, у козы ….
В: Молодцы, справились и с этим заданием, слушайте следующий отрывок
- Он рычит, и кричит
и усами шевелит
«Погодите, не спешите
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую!»
Д: Тараканище!
В: Правильно, сказка о том, как все звери испугались обыкновенного таракана и спрятались от него. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть, кто, где спрятался
Лиса, спряталась в норе
Кошка – на крыше
Лошадь – за забором
Свинья – в луже
Собака – под столом
Заяц – за пеньком
Молодцы, ребята выполнили сегодня много заданий, побывали в нескольких сказках К. Чуковского. Вам понравилось?
Д: Да.
В: В следующий раз мы побываем в других сказках, а на сегодня – все.
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского во 2 младшей группе.
Цель: Закреплять знания детей о сказках К.И. Чуковского.
Развивать речь детей, память, образное мышление.
Воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
Наглядный материал: Иллюстрации к сказкам К.И. Чуковского, коробка, телефон, Юла со стрелкой, карточки с вопросами, фишки, игрушка-Айболита.
Сюрпризный момент: Появление Федоры из сказки «Федорино горе», Мойдодыра, Мухи-Цокотухи.
Предварительная работа: 1.Чтение сказок К.И. Чуковского.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Инсценировка небольших отрывков из знакомых сказок К.И. Чуковского.
Ход:
Воспитатель: Ребята, хотите со мной поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы будем играть в игру, в которой вы встретитесь с любимыми героями из сказок К.И. Чуковского. А из игры я узнаю, хорошо ли вы знаете в каких сказках К.И. Чуковского живут эти герои. У меня на столе, по кругу лежат карточки с заданиями, моя помощница-юла со стрелкой, будет выбирать на какое задание нужно отвечать.
За каждый правильный ответ я буду давать фишку.
И так, ребята, начинаем с вами игру.
1 задание
Воспитатель: Вам нужно отгадать загадку, а отгадкой будет герой из одной сказки К.И. Чуковского:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит,
Кто же это?
Дети: Айболит.
Воспитатель: Правильно. А из какой сказки Айболит?
Дети: Из сказки «Айболит» (показ игрушки Айболита).
2 задание
Воспитатель: Ребята, вам нужно внимательно прослушать отрывок из сказки К.И. Чуковского и вспомнить название этой сказки и героя, который говорит в сказке эти слова.
«Рано утром на рассвете
Умываются мышата и котята,
И утята, и жуки, и пауки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки».
Вспомнили название этой сказки?
Дети: Сказка «Мойдодыр».
Воспитатель: А герой сказки?
Дети: Мойдодыр.
Воспитатель: Правильно это Мойдодыр. (входит «Мойдодыр»).
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята!
Я великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат.
В эту комнату толпою,
Умывальники влетят!
Есть ли среди вас грязнули, неумытые, непричёсанные дети? (Проверяет всех детей).
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Воспитатель: Вот какой у нас строгий Мойдодыр. Понравился он вам?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте продолжим с вами нашу игру.
3 задание
Воспитатель: Вам нужно угадать из какой сказки эта иллюстрация (показ иллюстрации).
Дети: Из сказки «Муха Цокотуха».
Воспитатель: А главный герой этой сказки?
Дети: Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Молодцы! (Входит Муха-Цокотуха ребёнок).
«Пошла муха на базар
И купила самовар.
-Приходите тараканы
Я вас чаем угощу».
Воспитатель: Ребята, у Мухи-Цокотухи день рождения-именины. Давайте поздравим её и станцуем небольшой танец под такие слова:
«Музыканты прибегали,
В барабаны застучали
Бом-4 раза.
Пляшет муха с комаром.
А за нею клоп, клоп!
Сапогами топ, топ!
А жуки рогатые
Мужики богатые
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара.
Ну, вот отдохнули. А теперь продолжаем игру.
4 задание
Воспитатель: Ребята, вам нужно узнать из какой сказки эта иллюстрация (показ).
Дети: Из сказки «Краденое солнце».
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Вот послушайте отрывок из сказки:
«Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Горе, горе крокодил
Солнце в небе проглотил».
5 задание
Воспитатель: (Показ коробки). Ребята, в этой коробке лежит предмет, который есть в одной из сказок К.И. Чуковского. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет:
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Дети: Телефон.
Воспитатель: Правильно! А как называется сказка?
Дети: «Телефон».
Воспитатель: Правильно! С заданием справились.
6 задание
Воспитатель: Ребята, вам нужно ответить на вопрос: В какой сказке звери обменялись повадками и голосами?
Дети: В сказке «Путаница».
Воспитатель: Пучему вы так думаете?
Дети: Ответы.
7 задание
Воспитатель: Ребята, герой сказки перед вами.
(Входит Федора и плачет)
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые домой.
Я водою Вас умою ключевой.
Я почищу вас платочком,
Окачу Вас кипяточном
И вы блюдите опять, словно солнышко сиять».
Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе».
Воспитатель: Правильно! А что было дальше с Федорой.
Дети: Ответы.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, кто из вас больше посмотрим, кто из вас больше знает сказок К.И. Чуковского. Давайте подсчитаем фишки. (Подводим итог).
Приложение 2
Дидактические игры на развитие кгн
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок)
Что нужно кукле!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
Дидактическая игра «Поможем Федоре» (посуда)
Задачи: расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы винительного падежа имен существительных; образование относительных прилагательных; образование и употребление простых распространенных предложений; образование и употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что), классификация предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная).
Оборудование: картинка с изображением Федоры, 3 большие картинки с изображением буфета, плиты, стола и 34 маленьких предметных картинок с изображениями предметов посуды (чайник заварочный, чашка чайная, блюдце чайное, молочник, сахарница, кофейник, нож столовый, вилка, ложка чайная, кастрюля, сковорода, чайник, миска, половник, дуршлаг, нож кухонный, селедочница, супница, тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, масленка, сито, терка, стакан, солонка, салатник, чашка кофейная, блюдце, ложка кофейная, поднос, соусник, доска разделочная)
На наборное полотно выставляют картинку с изображением Федоры.
Детям сообщают, что у бабушки Федоры горе: от нее ушла посуда. Затем выкладывают на стол маленькие предметные картинки с изображением посуды, и предлагает детям назвать, какая посуда ушла от Федоры. Дети по одному подходят к столу выбирают по несколько картинок, составляя простые распространенные предложения.
Образец ответа ребенка: От Федоры ушли сковорода, кастрюля, чайник. От Федоры ушли чашка, чайник и блюдце.
Детям предлагают помочь Федоре помыть посуду. Они по очереди выбирают любую маленькую картинку на наборном полотне и составляют предложение: Я буду мыть кастрюлю. Я буду мыть чашку и т. д.
Приложение 3
Консультация для родителей
«О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
Роль общения в жизни человека велика. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители - первые слушатели и собеседники своих детей.
Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.
Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы - стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.
Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес - ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.
Памятка для родителей «СЕМЬЯ И КНИГА»
Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья - это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью.
• Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
• Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
• Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
• Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
• Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
• Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся:
• Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
• Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
• Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
• Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
• Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
• Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг - важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
• Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
• Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей - это, в самом деле, хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- v Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю;
8. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет;
- не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-познавательный проект по теме " Сказочный мир К.И.Чуковского "
Знакомство детей с произведениями К. И. Чуковского...
ПРОЕКТ "Сказочный мир Чуковского"
проект для старшей группы...
Педагогический проект "Сказочный мир К.И. Чуковского"
Педагогический проект разработан для воспитанников старшей группы.Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка, путем создание условий для совместной деятельности детей, педагогов и родит...
Проект «Сказочный мир К.И. Чуковского»
Тема проекта: "Сказочный мир К.И. Чуковского"....
Творческий проект «Сказочная страна К. И. Чуковского»
Тип проекта: среднесрочный, творческий.Продолжительность: один месяцПлан осуществления работы над проектом...
Презентация проекта "Сказочный мир Корнея Чуковского"
Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые педагогические...
Познавательно творческий проект "Сказочный мир К.И.Чуковского"
Данный проект направлен на формирование читательской культуры детей, поможет привить детям любовь к книге, развить творческие, познавательные и речевые способности....