Самоанализ педагогической деятельности музыкального руководителя Манвелян ануш рафиковны за 2022-2023г
методическая разработка
Самоанализ педагогической деятельности
музыкального руководителя Манвелян ануш рафиковны за 2022-2023г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_manvelyan_a._r.docx | 36.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок» » х. Денисов (МБДОУ д/с. «Колобок» х.Денисов)
Самоанализ педагогической деятельности
музыкального руководителя Манвелян ануш рафиковны за 2022-2023г
2023г.
За отчетный период 2022-2023 учебный год в МБДОУ осуществлялась работа согласно в ФГОС ДОУ по разделу «Художественно-эстетическое развитие» в следующих возрастных группах: младшая разновозрастная группа и старшая разновозрастная группа.
Образовательная деятельность осуществлялась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей и нормам СанПин.
1.Программно-методическое обеспечения музыкального руководителя: название примерной образовательной программы, парциальных программ, методических пособий.
Педагогическая деятельность осуществлялась согласно Основной образовательной программы ДОУ: «От рождения до школы»
Цель программы по разделу «Художественно-эстетическое развитие»:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и становление эстетического отношения к окружающему миру через следующие задачи:
1. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
3. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении. В музыкально-педагогической деятельности придерживалась приоритета культурных ценностей в содержании образования. В условиях применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников сформированы социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников было направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности. В течении года:
- учитывала образовательные потребности детей и их родителей;
- формировала и поддерживала положительную самооценку воспитанников;
- использовала такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- поддерживала инициативу и самостоятельность ребенка.
Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей проводилась организация образовательной деятельности (ООД) по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах. ООД проводила по программе по музыкальному развитию детей, разработанной на 2022-2023гг., согласно общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе парциальной программы «музыкальные шедевры»
Цель программы «Музыкальные шедевры»: воспитание и развитие гармонической, творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально – художественной деятельности.
Задачи программы «Музыкальные шедевры»:
- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, голоса, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
- приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре;
- подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
- развивать коммуникативные способности;
- научит детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности (регламентированной и нерегламентированной); создавать эмоциональный комфорт, чтобы способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребёнка.
Организация образовательной деятельности проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей и нормами СанПин и выдержанны по времени.
На занятиях использовала следующие формы:
1) Традиционные, на которых решались задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра в шумовом оркестр, музыкальная игра) Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:
- возрастные особенности детей;
- основные задачи;
- физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
- характер предшествующей и последующей деятельности;
- условия проведения занятий.
2) Тематические занятия. Тема должна проходить через все виды музыкальной деятельности.
3) Комплексные занятия. Один раз в 3-4 месяца. Темы комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе, изучение народных промыслов, обрядов. Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию.
В ООД и открытых просмотрах, праздниках возможности музыки использовались, как средство благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. Использовала следующие здоровье сберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика;
- Ритмопластика;
- Фонопедические упражнения;
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Речь с движением.(логоритмика)
Ритмопластика:
- развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус;
- развивает умение правильно и красиво двигаться;
- укрепляет различные группы мышц и осанку;
- развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д.
В течении года занималась повышением качества профессиональной компетенции. Мною были поставлены следующие задачи:
1. Развивать интонационную выразительность речи;
2. Развивать координацию слова и движения;
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
4. Восприятие музыки, классической музыки художественной литературы, фольклора;
5. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки различного характера;
6. Проводить индивидуальную работу по разучиванию музыкальных номеров к праздникам и развлечениям;
7. Развитие вокально-певческих умений детей, работа с солистами;
8. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию, современной и классической музыке;
9. Совершенствовать звуковысотный, тембровый, ритмический и динамический слух;
10.Продолжать приобщать детей к культуре своего народа;
11.Совершенствовать навыки движения под музыку;
12.Участие во всероссийских музыкальных детских конкурсах.
В течении года внедряла различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:
- В совместной деятельности педагогов и детей;
- В совместной деятельности с семьей;
- В самостоятельной деятельности детей;
- При организации режимных моментов.
Для этого мною разрабатывается планирование образовательной деятельности, с учетом интеграция всех образовательных областей. Все перечисленные задачи успешно решались в течении года, в различных видах деятельности:
1. Беседы;
2. Вокально-певческая работа с детьми;
3. Организация культурно-досуговой деятельности детей и привлечение к ней родителей (участие родителей в совместных мероприятиях ДОУ).
В течение учебного года проводились праздничные мероприятия, досуги, согласно годового плана:
- День воспитателя (сентябрь)
- Осенние праздники (октябрь), «День матери » (ноябрь)
3. различные музыкально-спортивные мероприятия (каждый месяц)
- «Новый год у ворот» (декабрь)
- «День защитника Отечества» (февраль)
- Фольклорный праздник на улице «Широкая Масленица» (февраль)
- Мамин день – 8 марта «Мамочка любимая» (март)
- Фольклорный праздник «Снова Пасха к нам пришла!»
- Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»
2.Качественный анализ выполнения задач по разделу «Музыка»
Цель: Определить уровень развития музыкальных способностей детей на конец учебного года, проанализировать динамику развития и эффективность педагогического воздействия в течение года.
По результатам педагогической диагностики в начале года был определен план музыкально-образовательной работы по направлению развития музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности (пение, восприятие музыки, движение под музыку, элементарное музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через игровой подход и позволили повысить уровень музыкального развития детей в конце года.
Диагностика уровня развития музыкальных способностейпроводится 2 раза в год по следующим направлениям:
- Слушание музыки
- Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Чувство ритма
В диагностическом исследовании в начале учебного года приняли участие 31воспитанников, из них:
- младшая разновозрастная группа «Ягодка»- 10 детей;( вторая младшая)
Старшая разновозрастная группа «Вишенка»
- средняя группа - 4детей.
- старшая группа -9 детей.
- подготовительная группа - 8 детей
По результатам проведенной диагностики, на начало учебного года выявлено:
Младшая разновозрастная группа «Ягодка» группа: – начало года -30%,
Старшая разновозрастная группа «Вишенка»группа: - начало года- 54%,
В конце учебного года была также проведена диагностика уровня музыкального развития детей. В диагностическом исследовании в конце учебного года приняли участие 41 воспитанника, из них:
- младшая группа - 20 детей;
- старшая группа - 21 детей.
Диагностика показала следующие результаты:
Младшая разновозрастная группа «Ягодка»54%
Старшая разновозрастная группа «Вишенка»-79%
В младшей подгруппе дети раннего возраста эмоционально стали реагировать на музыку спокойного и весёлого характера. Повторяют простейшие движения: хлопки в ладоши, топают ножками, кружатся, делают «фонарики», играют в догонялки, подпрыгивают на двух ногах, наклоняются в поклоне. Стараются подпевать за педагогом.
Дети второй младшейпод группы умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы. Программа выполнена полностью.
Рекомендации: активнее включать музыкально - дидактические игры в повседневную жизнь детей.
В средней подгруппе дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат музыку и определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении, имеют достаточный запас слов-настроений о характере музыки. У детей в достаточной степени соответственно возрастным особенностям развиты вокально-хоровые навыки: воспитанники поют слаженно, чисто интонируют мелодию, воспроизводят ритм правильно, эмоциональный фон присутствует.
Программа усвоена в полном объеме.
В старшей и подготовительной возрастной группе достаточно высокий уровень музыкального развития. Работа с воспитанниками отличалась чёткой организацией образовательного процесса, что позволило к концу года отметить значительные подвижки развития в области музыкального воспитания. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, пропевание. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.
Отдельно хотелось бы сказать о выпускной группе.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Во второй половине года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:
- эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
- поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него.
Миссия моей работы в области музыкального развития, в частности занятий танцами заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
В связи с этим дети ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве; выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске. (по одному, в парах).
Во всех праздниках и развлечениях активное участие принимали воспитатели. Хотелось бы отметить активность всех воспитателей, их помощь в организации и проведении праздничных мероприятиях. Тесное сотрудничество с родителями, в этом году, осуществлялось только с солистами моей вокальной группы «Поющие нотки», в ходе организации выступлений и подготовки к конкурсам.
Считаю, что привлечение родителей к образовательной деятельности ДОУ – это обязательное, и очень важное требование новых стандартов ФГОС. Планирую расширить эту задачу, продолжать привлекать родителей к праздничной жизни нашего ДОУ участием на праздниках и конкурсах, чтобы они прониклись жизнью детского сада.
Кружок посещали дети старшей и подготовительной групп. Дети выступали на праздниках и мероприятиях детского сада .
Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей. В течении года дети участвовали в следующих конкурсах: всероссийский конкур ФГОСДО в наминации «Хореография» следующие танцы: танец победы «Нам нужен мир», ко дню матери «Мама Солнышко мое», по осенним мотивам «Осенний листопад», ко дню жащитника Отечество , к 8 марта «Танец с обручами»
3.Методическая работа музыкального руководителя:
В течение всего периода работала над повышением своего педагогического мастерства. Принимала участие в мероприятиях детского сада, и района. Участвовала в конкурсах, семинарах, была активным слушателем вебинаров:
В этом учебном году я продолжила работать по ранее выбранной (в предыдущем учебном году) теме по самообразованию: : «Песочная терапия с элементами музыкотерапии как средство для развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В декабре 2020 года прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация музыкального воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО».
В течение года принимала активное участие в методической работе ДОУ: подготовка музыкальных мероприятий в ДОУ, выступление на педагогических советах.
Имею свой сайт, который пополняю сценариями праздников, консультациями для родителей и педагогов, выкладываю фотоотчёты.
Для реализации поставленных задач я соблюдала следующие условия:
а) возрастные и индивидуальные особенности детей;
б) сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом и родителями;
в) учитываю взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт;
г) создание в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться;
д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников.
4. Взаимодействие с педагогами
В плане взаимодействия с педагогами в течение всего года мной проводилась следующая работа:
Систематически, согласно плану, со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенные сценарии мероприятий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, занятиям. Осуществлялись консультации по вопросам музыкального воспитания детей через информационный стенд и при личных беседах.
5. Взаимодействие с родителями
В плане взаимодействия с родителями воспитанников в течение всего года мной проводилась следующая работа работа:
- проводила индивидуальные консультации по организации домашних репетиций с детьми;
- Стендовая информация в течение всего учебного года знакомила родителей с разнообразной информацией по музыкальному воспитанию детей дома: «Выявление и развитие музыкальных, творческих способностей дошкольника»; «Как сделать ребенка успешным»; «Музыкальное воспитание детей в семье»; «Использование технологии аудиального развития детей и родителей для сохранения и совершенствования творческого потенциала воспитанников»; «Что такое музыкальность? и какую музыку должен слушать ваш ребёнок»; ««Когда зажигаются свечи» - как провести зимний праздник в семье. Организация музыкальных досугов дома, в семье»; «В гости к музыке!» Правила поведения при встрече с музыкой»; «Пение - как вид деятельности. Советы тем, кто хочет научиться петь. Что такое петь чисто. Охрана детского голоса».
Таким образом, если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Выводы:
Считаю, установленный мною план работы на 2022-2023 год выполнен с положительными результатами.
В результате проводимой мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их «интонационный словарь». Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления. У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.
1.Уровень музыкального развития детей вырос по сравнению с показателями на начало года. Этому способствовало несколько факторов, таких, как: высокий профессионализм и творческий подход педагогов, их заинтересованность в достижении лучших результатов; систематизированные музыкальные занятия, досуги и праздники.
2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей можно достичь положительной динамики.
3. Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей, совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.
4. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.
Рекомендации:
Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативность педагогической деятельности музыкального руководителя.
Уважаемые коллеги!Предлагаю оценить результаты моей педагогической деятельности в межаттестационный период 2010-2013г....
Отчет о педагогической деятельности музыкального руководителя за 2015-2019 уч.г.
. В данном разделе представлена работа по музкальной деятельности за отчетный период....
«Применение дистанционных технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя»
Применение дистанционных технологий в педагогической деятельности стало очень популярным и на сегодня очень важным....
Консультация «Театрализованная деятельность-путь к детскому творчеству» Подготовила музыкальный руководитель Манвелян Ануш Рафиковна 01.03.2022г.
Консультация "Театрализованная деятельноть- путь к детскому творчеству"...
Документация музыкального руководителя. Перспективный план (годовой) 2022-2023г.
документация музыкального руководителя...
Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя Олейниченко Анны Евгеньевны
Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителяВ начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития- ученые и политики, предприниматели и пе...
Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду» для детей всех групп. Подготовила музыкальный руководитель Манвелян Ануш Рафиковна
quot;День защиты детей в детском саду".Для детей всех групп детского сада. Подготовила музыкальный руководитель Манвелян Ануш Рафиковна....