Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
статья

Толстых Мария Сергеевна

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Толстых Мария Сергеевна,

воспитатель,

МБДОУ ДС №57 «Радуга»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Аннотация:  чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Главным образом процесс общения осуществляется посредством речи. Речь не дана человеку с рождения, ее нужно формировать. Самые значительные речевые изменения происходят в возрасте от трех до семи лет. В этот период формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая стороны речи. Поэтому развитие речи выступает одной из первостепенных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Основополагающая цель речевого развития в дошкольной образовательной организации — это формирование у ребенка устной речи, а также навыков речевого общения с окружающими его взрослыми и сверстниками на основе овладения литературным языком. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие предусматривает решение следующих задач: – овладение речью как средством общения и культуры; – обогащение активного словаря; – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; – развитие речевого творчества; – развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Для реализации вышеперечисленных задач педагогу необходимо использовать не только традиционные методы, средства, методики, технологии, но и внедрять в образовательный процесс разнообразные инновационные педагогические технологии, которые способствовали бы наиболее эффективному усвоению дошкольниками необходимых речевых умений и навыков. Одной из таких технологий выступает мнемотехника. Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon», которое переводится как «искусство запоминания».

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Подобным образом можно «записать» тот или иной рассказ, сказку, стихотворение и т. д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение). То есть схемы представляют собой как бы зрительный план, который служит ребенку своеобразным помощником в воссоздании услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами. Как любая педагогическая технология, «мнемотехника» строится от простого к сложному. Поэтому необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Далее следует переходить к мнемодорожкам. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приемы наложения и приложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения. Следующая ступень — это мнемотаблицы. Мнемотаблица — это схема, которая состоит из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация (например, содержание рассказа, сказки и др.). Первоначально мнемотаблицы составляются педагогами, родителями, а потом к этому процессу можно подключить и самого ребенка, что будет способствовать не только развитию его памяти, но и развитию его фантазии, визуализации образов. Процесс изготовления подобных картинок достаточно прост и не требует особых художественных способностей — необходимо нарисовать символические изображения предметов или объектов. Но при этом важно учитывать возраст детей, для которых создаются мнемотаблицы. Так, для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста они должны быть цветными. Для старших дошкольников желательно рисовать в одном цвете. Также при создании мнемотаблиц, необходимо обратить внимание и на количество клеток, которые они содержат. Для младших дошкольников их число должно составлять от четырех до девяти, а для старших — от девяти до шестнадцати. Важно помнить также еще и то, что само изображение должно быть хорошо знакомо и понятно детям, должно отображать образ предмета. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

 Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с дошкольниками такой педагогической технологии как «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют обогащению словаря, развитию связной речи, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и содействуют оптимизации всего процесса становления речи дошкольников, а также являются доступным средством познания окружающего мира.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2015.

2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2014.

3. Малетина Н.С., Пономарѐва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

4. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2018. №4. С.102 -115.

5. Фалькович Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва ―ВАКО‖, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...