Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
статья
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Толстых Мария Сергеевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №57 «Радуга»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Аннотация: чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Главным образом процесс общения осуществляется посредством речи. Речь не дана человеку с рождения, ее нужно формировать. Самые значительные речевые изменения происходят в возрасте от трех до семи лет. В этот период формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая стороны речи. Поэтому развитие речи выступает одной из первостепенных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Основополагающая цель речевого развития в дошкольной образовательной организации — это формирование у ребенка устной речи, а также навыков речевого общения с окружающими его взрослыми и сверстниками на основе овладения литературным языком. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие предусматривает решение следующих задач: – овладение речью как средством общения и культуры; – обогащение активного словаря; – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; – развитие речевого творчества; – развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Для реализации вышеперечисленных задач педагогу необходимо использовать не только традиционные методы, средства, методики, технологии, но и внедрять в образовательный процесс разнообразные инновационные педагогические технологии, которые способствовали бы наиболее эффективному усвоению дошкольниками необходимых речевых умений и навыков. Одной из таких технологий выступает мнемотехника. Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon», которое переводится как «искусство запоминания».
Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Подобным образом можно «записать» тот или иной рассказ, сказку, стихотворение и т. д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение). То есть схемы представляют собой как бы зрительный план, который служит ребенку своеобразным помощником в воссоздании услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами. Как любая педагогическая технология, «мнемотехника» строится от простого к сложному. Поэтому необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Далее следует переходить к мнемодорожкам. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приемы наложения и приложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения. Следующая ступень — это мнемотаблицы. Мнемотаблица — это схема, которая состоит из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация (например, содержание рассказа, сказки и др.). Первоначально мнемотаблицы составляются педагогами, родителями, а потом к этому процессу можно подключить и самого ребенка, что будет способствовать не только развитию его памяти, но и развитию его фантазии, визуализации образов. Процесс изготовления подобных картинок достаточно прост и не требует особых художественных способностей — необходимо нарисовать символические изображения предметов или объектов. Но при этом важно учитывать возраст детей, для которых создаются мнемотаблицы. Так, для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста они должны быть цветными. Для старших дошкольников желательно рисовать в одном цвете. Также при создании мнемотаблиц, необходимо обратить внимание и на количество клеток, которые они содержат. Для младших дошкольников их число должно составлять от четырех до девяти, а для старших — от девяти до шестнадцати. Важно помнить также еще и то, что само изображение должно быть хорошо знакомо и понятно детям, должно отображать образ предмета. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с дошкольниками такой педагогической технологии как «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют обогащению словаря, развитию связной речи, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и содействуют оптимизации всего процесса становления речи дошкольников, а также являются доступным средством познания окружающего мира.
Список литературы
1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2015.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2014.
3. Малетина Н.С., Пономарѐва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
4. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2018. №4. С.102 -115.
5. Фалькович Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва ―ВАКО‖, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...
Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...
Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....
Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...