«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
материал (младшая группа)
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pdf | 1.68 МБ |
vystuplenie_sensornoeispr.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ №10 «РОДНИЧЕК»
(СТРОИТЕЛЬНАЯ, 15)
Наш опыт работы
Подготовили воспитатели
Группы №1 « Гномики
Савинова А.Г
Кривицкая Р.А
2023г
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.
Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
На наш взгляд, эта тема - наиболее актуальна, т.к мы идём в «ногу со временем». Процесс образования идет вперед, появляются новые программы, разработки, в следствии меняется и потребность школ в умных, любознательных детях.
Поэтому, должен меняться и сам воспитатель - вносить что- то новое, яркое. Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические (развивающие) игры.
Предпосылками возникновения нашей работы над темой послужил анализ опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, наши собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.
Именно поэтому мы выбрала тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 1 до 2 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Приступая к работе по данной теме, мы использовали литературу:
Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.
- Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
- Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
- Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
- Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
- Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
- Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
- Каралашвили Е.А. , Антоненкова О.В. , Малахова Н.Е . «Организация сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
- Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
- М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
- Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр
12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html
13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405
14. http://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html
Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать
окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В нашей группе есть зона спортивного уголка. Оформляя физкультурный уголок, мы постарались наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке много нетрадиционного оборудования (дуги и обручи из киндер сюрпризов, дорожки из губок и др.), а также мячи, кегли. Все эти предметы разного цвета и размера, что позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы.
Также большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины),
- пирамидки (разной величины),
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями.
Именно поэтому, свою работу по сенсорному воспитанию и развитию детей мы начали, прежде всего, с составления календарного - тематического планирования.
По литературе Н.А Карпухиной
Реализация содержания образовательной деятельности
Ранний возраст (1,5 - 2 года)
Практическое пособие
Используя данную литературу создавался дидактический материал, проводились различные занятия.
«Учимся находить грибочки»
(Установление тождества)
Цель: формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к совместной деятельности.
«Собери пирамидку»
(Сенсорно-двигательный навык)
Цель: побуждать детей к результативным трудовым действиям совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к совместной деятельности.
«Учимся различать большие и маленькие круги»
Цель: побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различие по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
«Учимся быть аккуратными»
( Накопление сенсорно-двигательного опыта)
Цель: формировать у детей навык накладывать вертикалы кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня; развивать внимание и воспитывать аккуратность действий.
«Как мы различали подружек куклы Кати»
(группировка по цвету)
Цель: формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.
В современных условиях не мастерят своими руками игрушки для детей, заменяют покупными, компьютерами, планшетами. Одна из наиболее важных задач каждого педагога – формирование творческой личности. Поэтому мы должны создать ребенку развивающую предметно-пространственную среду для активизации всех видов его деятельности. Для достижения данной цели мы делали игровые пособия своими руками. В нашей группе обновляется количестиво дидактических игр, игровых пособий, которыми пользуемся не только мы сами, но и другие воспитатели нашего сада.
Также в своей работе мы использовали интернет ресурсы. Различные сайты с дидактическими играми. Такие как игры на липучках
«Домашние животные»
Цель: Познакомить детей с домашними животными.
Обогатить словарь детей по теме.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
«Чудесные дары Осени
Цель: закрепить знания детей в назывании фруктов: груд яблоко, банан; узнавать их на картинке. Воспитывать любовь к природе.
Вывод
Таким образом, дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
Отчет по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Выполнение плана самообразования...
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактическую игру
Презентация к сообщению на педогагическом совете на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактическую игру"...