«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
материал (младшая группа)

Савинова Альбина Галиулловна

Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь.  Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya1.pdf1.68 МБ
Файл vystuplenie_sensornoeispr.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ №10 «РОДНИЧЕК»

(СТРОИТЕЛЬНАЯ, 15)

Наш опыт работы

        

Подготовили воспитатели

Группы №1 « Гномики

Савинова А.Г

Кривицкая Р.А

2023г

Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь.  Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.

 Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

     На наш взгляд, эта тема - наиболее актуальна, т.к мы идём в «ногу со временем».  Процесс образования  идет вперед, появляются новые  программы, разработки,   в следствии меняется и потребность школ в умных, любознательных детях.

     Поэтому, должен меняться и сам  воспитатель - вносить что- то новое, яркое.  Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические (развивающие)  игры.                                          

     Предпосылками  возникновения нашей работы над темой послужил анализ   опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, наши собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.

Именно поэтому мы выбрала  тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические  игры».

     Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 1 до 2 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Приступая к работе по данной теме, мы использовали литературу:
Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.

  1. Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
  2. Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
  3. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
  4. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
  5. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
  6. Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
  7. Каралашвили  Е.А. ,  Антоненкова   О.В. , Малахова Н.Е . «Организация  сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
  8. Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
  9. М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
  10. Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр

12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html

13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405

14. http://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html

Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать 

окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

 В нашей группе есть зона спортивного уголка. Оформляя физкультурный уголок, мы постарались наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке много нетрадиционного оборудования (дуги и обручи из киндер сюрпризов, дорожки из губок и др.), а также мячи, кегли. Все эти предметы разного цвета и размера, что позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы. 

Также большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

- конструкторы «Лего»,

- пазлы,

- кубики (разного цвета и величины),

- пирамидки (разной величины),

- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями.

Именно поэтому, свою работу по сенсорному воспитанию и развитию детей мы начали, прежде всего, с составления календарного - тематического  планирования.

По литературе  Н.А Карпухиной

Реализация содержания образовательной деятельностиC:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

Ранний возраст (1,5 - 2 года)

Практическое пособие

Используя данную литературу создавался дидактический материал, проводились различные занятия.

«Учимся находить грибочки»

(Установление тождества)

Цель: формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к совместной деятельности.

«Собери пирамидку»

(Сенсорно-двигательный навык)

Цель: побуждать детей к результативным трудовым действиям совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к совместной деятельности.

 «Учимся различать большие и маленькие круги»

Цель: побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различие по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

 «Учимся быть аккуратными»

( Накопление сенсорно-двигательного опыта)

Цель: формировать у детей навык накладывать вертикалы кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня; развивать внимание и воспитывать  аккуратность действий.

 «Как мы различали подружек куклы Кати»

(группировка по цвету)

Цель: формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

В современных условиях не мастерят своими руками игрушки для детей, заменяют покупными, компьютерами, планшетами. Одна из наиболее важных задач каждого педагога – формирование творческой личности. Поэтому мы должны создать ребенку развивающую предметно-пространственную среду для активизации всех видов его деятельности. Для достижения данной цели мы делали игровые пособия своими руками. В нашей группе обновляется количестиво дидактических игр, игровых пособий, которыми пользуемся не только мы сами, но и другие воспитатели нашего сада.

Также в своей работе мы использовали интернет ресурсы. Различные сайты с дидактическими играми. Такие как игры на липучках

«Домашние животные»

Цель: Познакомить детей с домашними животными.

Обогатить словарь детей по теме.

Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

 «Чудесные дары Осени

Цель: закрепить знания детей в назывании фруктов: груд яблоко, банан; узнавать их на картинке. Воспитывать любовь к природе.

Вывод

Таким образом, дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактическую игру

Презентация к сообщению  на педогагическом совете  на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактическую игру"...