Родительское собрание "В детский сад без слез"
консультация

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети раннего и младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста при поступлении в детский сад

Участники: педагог – психолог, воспитатели, родители

Цель: Оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного процесса.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «адаптация», ее виды;
  • Показать возможные варианты воспитания и общения с детьми в адаптационный период;
  • Оказать консультативную помощь в организации режима дня ребенка в домашних условиях
  • Формировать у родителей представление о питании как о значимом факторе облегчения адаптации.

Ход собрания

1. Приветственная часть.

Здравствуйте уважаемые родители. Ваши малыши подросли. И появились первые проблемы, связанные с поведением, развитием и воспитанием ребенка. Вы заботитесь о своих малышах, окружаете их теплом и вниманием, но не каждый родитель знает, чему учить ребенка в этом возрасте, каковы особенности раннего возраста, как справиться с капризами и упрямством ребенка. Особенно молодые родители, не имеющие опыта в воспитании детей, испытывают трудности в этом. Это связано с тем., что у них нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в дошкольном учреждении, о созданных там условиях воспитания и обучения. Очень тяжело отдавать свое чадо в «посторонние руки».

Наши встречи помогут вам в таком очень приятном, но в тоже время очень нелегком деле, как воспитание ваших малышей. С сегодняшнего дня, мы, сотрудники детского сада, и вы, родители, - одна большая семья.

А теперь давайте поближе познакомимся.

- Меня зовут Анна Владимировна, я работаю в данном учреждении педагогом – психологом.

Основная функция педагога- психолога – обеспечение нормального психического развития ребёнка, а основная задача – создать условия для нормального психического развития, выявлять и корректировать возникшие психические нарушения.

Я провожу работу с детьми раннего возраста по облегчению адаптации к дошкольному учреждению. Так же если у вас возникнут вопросы или затруднения, касающиеся вопроса адаптации и вообще воспитания и общения с ребенком. Вы можете получить индивидуальную консультацию.

Затем психолог предлагает каждому участнику встречи назвать свое имя и немного рассказать о себе и своей семье.

2. Информационная часть

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети раннего и младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно.

Сведения, полученные в работах известных психологов, таких как Э. Эриксон,А. Фрейд, Л.С Выготский, подчеркивают важность правильного воспитания детей раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.

Очень часто родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в садик или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, в саду работают опытные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, наберется сил.

Несомненно, родители лучше других знают своего ребенка и желают ему только хорошего. Но иногда они, не имея опыта в воспитании детей, могут нанести вред. Поэтому мы начали сотрудничество с семьями воспитанников перед их поступлением в дошкольное учреждение. Первое собрание мы провели в июне, где рассказали родителям. Как лучше подготовить себя и малышей к поступлению в детский сад.

Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям Адаптация является активным процессом, который приводит или позитивным. или негативным последствиям. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребенка с 1 – 2.5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Виды адаптации:

Легкая адаптация – к 20 дню пребывания ребенка в учреждении нормализуется сон, аппетит. Ребенок не отказывается от контактов и сам идет на контакт.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30 – му дню пребывания. Нервно – психическое развитие несколько снижается (замедление активности). Заболеваемость – до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.

Тяжелая адаптация – характеризуется, во – первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и, во – вторых, тяжестью всех проявлений.

Более подробную информацию по видам адаптации вы сможете получить из памяток, которые мы раздадим в конце собрания.

Но, конечно, ребенку будет легче адаптироваться, если вхождение в детский сад будет постепенным. Педагоги вам подскажут и помогут регулировать этот процесс.

Наиболее благоприятным будет:

  • В первый день оставить ребенка не более чем на час, постепенно увеличивая время присутствия в группе
  • Потом можно пробовать оставлять до обеда
  • Затем оставите ребенка на сон и сразу после сна заберете
  • Последний шаг – целый день, с утра до вечера.

Чтобы малыши быстрее привыкли к новым условиям, стремитесь соблюдать дома режим жизни детского сада.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамичный стереотип поведения. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования.

Отдельно хотелось бы отметить важность питания в раннем детстве.

Питание – один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и развитие. Оказывает непосредственное влияние на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. Полноценное питание помогает формировать иммунитет ребенка и его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Ребенок от 1.5 до 3 лет принимает пищу четыре раза в день. Часы приема пищи желательно соблюдать и между ними не давать ребенку сладости и вредные снеки.

Чтобы ребенку было легче привыкнуть к блюдам в детском саду, дома можно готовить такие же и похожие блюда.

Игровое упражнение «Составь меню»

Родителям предлагается примерный перечень блюд детского сада и предлагается отметить из перечисленного, что они готовят дома. Далее для образца предоставляется меню одного дня детского сада. Родителям необходимо составить свое меню, используя блюда из списка.

Заключение

Уважаемые родители, в заключении хотелось бы сказать - не забывайте о главном принципе воспитания – безусловном принятии ребенка. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день: четыре объятия, это необходимый для выживания человека минимум, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и принятии – обязательное условие не только в период адаптации, но и условие нормального психического развития детей.

После того, как вы прослушали все рекомендации, предлагаю вам выполнить игровое упражнение «Спорные ситуации»

Ситуация 1

Взрослые иногда спрашивают детей: Кого ты больше любишь – маму или папу? Можно ли задавать такой вопрос? Почему?

Ситуация 2

Утром в детском саду ребенок неохотно расстается с родителями, плачет. Чтобы его успокоить родители обещают ему купить игрушку или сладость. Правильно ли поступают родители? Чтобы вы сделали в такой ситуации?

Ситуация 3

Мама отказалась выполнить желание ребенка, он упал на пол и стал колотить ногами. Какой выход из этой ситуации нашли бы вы?

Ситуация 4

Мама впервые привела сына в детский сад. Веселый и подвижный малыш сразу побежал к детям. Мама увидела, что он отвлекся понаблюдала за ним мин 10 и решила, что ее ребенок адаптировался сразу, и спокойно ушла на весь день.

Спустя время ребенок вспомнил о маме и обнаружив что ее нет, расплакался. Весь день был хмурый, отказывался от пищи, не захотел ложиться спать. Сидел у двери весь день и ждал маму. На следующее утро ребенок отказался идти в детский сад.

Правильно поступила мама? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Домашнее задание:

Предлагается родителям дома рассказать малышам, что они ходили в гости в детский сад и видели его хозяйку – Зайчиху Лялю, которая очень ждет малышей к себе в гости и хочет познакомиться со всеми ребятами.

Спасибо за уделенное время. До новых встречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Конспект родительского собрания "Детские капризы"

Конспект нетрадиционного родительского собрания, включающий теоретическую часть и практическую работу с родителями ( разбор проблемных ситуаций, игры-эстафеты, творческие задания)....

Родительское собрание "Детские капризы"

Родительское собрание "Детские капризы" (вторая младшая группа)...

Презентация к родительскому собранию "Детская агрессия"

Агрессия, в обычном понимании, означает реакцию на ограничения, неожиданные трудности или запреты. Детская агрессия является  способом устранения этих препятствий и становится причиной частого бе...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Родительское собрание "Детский травматизм в быту"

В данном материале представлен конспект родительского собрания на тему "Детский травматизм и его профилактика в быту" и презентация на данную тематику....