Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация модульного принципа педагогического процесса с дошкольниками»
В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.
Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая целостная картина мира (Л.С.Выготский, О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова, В.Д. Поддъяков и др.).
Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях термин «модуль» определяется как «унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие».
Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.
Например, интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию и т.д.
Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания, умения, навыки, ценностные отношения детей в разных видах деятельности.
Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности детей.
Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы просматривалась логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными. Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Тучка, туча…» включает работы по изготовлению зонтика (конструирование), модель тучи на небе в разные части суток, измерения глубины лужи (ручной труд, развитие речи), изучение стихов и песен о туче (развитие речи, художественное слово, музыка).
Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними определяется логикой построения педагогического процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, а также возникающими жизненными ситуациями.
При модульном принципе обучения основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.
Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ реализует личностно-ориентированную модель общения, которая способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на другую ступень обучения – начальную школу.
При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Маленькая политика», «Символика России – герб, флаг, гимн», «Путешествие по Саранску» (Моя маленькая родина), «Наш славный город» и итоговый модуль «Россия – родина моя».
На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности: составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия, рисование, труд, творческую игру и др.
Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ.
Использование модульного принципа в педагогическом процессе детского сада....
Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...
Консультация для педагогов Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок.
Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок....
Консультация для педагогов «Организация питания в детском саду для дошкольников средней группы»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....
Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Рекомендации по составлению модулей занятий.
Консультация для воспитателей детских садов, как составить модульное занятие, что долно внего входить....
Консультация для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
Актуальность:В современном мире патриотическое воспитание детей выступает вперед, как одно из самых важных направлений в образовании будущих граждан России. Кроме того, реальность нашего времени таков...