Кейс технологии в ДОО
консультация
Консультация для педпгогов ДО об использовании куейс - технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кейс технологии в ДО | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога, в котором описан процесс возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе подробно представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности.
Это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанных на обучении путем решения конкретных задач –ситуаций (кейсов)
Главное его предназначение –развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учить работать с информацией.
Кейс –технология это:
- обучение действием
-один из инновационных методов образовательной среды
Суть технологии –формирование активной самостоятельной деятельности.
Идеальный кейс это:
- Конкретная занимательная история , имеющая интригу
- Своеобразная головоломка , требующая решения
- Обилие информации, анализ которой требует поиска дополнительной информации
- Актуальная проблема, способная дать несколько продолжений кейса в будущем
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
В структуру кейс технологии входит:
- ситуация
- контекст ситуации
- комментарий ситуации
- вопросы или задания для работы с кейсом,
- приложения.
В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:
В процессе освоения кейс-технологий дети:
- научатся получать необходимую информацию в общении;
- смогут соотносить свои устремления с интересами других;
- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- научатся отстаивать свою точку зрения;
- смогут принимать помощь.
Также Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Этапы решения ситуаций
- Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
- Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
- Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
- Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально
Примеры кейсов
- Кейс-Прогнозирование
Направлен на: |
|
Кому адресован: | Дети среднего и старшего дошкольного возраста |
Ситуация: | Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!». |
Момент проблемного включения детей | Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово? |
Комментарии | Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации. |
- Кейс-неоднозначная ситуация
Направлен на: |
|
Кому адресован: | Дети старшего дошкольного возраста |
Ситуация: | Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…
|
Момент проблемного включения детей | Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный? |
Комментарии | Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать. |
- Кейс-проблемная ситуация
Направлен на: |
|
Кому адресован: | Дети подготовительной к школе группы. |
Ситуация: | Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе. |
Момент проблемного включения детей | Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было? |
Комментарии | Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью. |
- Кейс-диспут
Направлен на: |
|
Кому адресован: | Дети старшей и подготовительной к школе группы. |
Ситуация: | Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту? |
Момент проблемного включения детей | Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь. Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….» |
Комментарии | Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические. |
- Кейс с добавлением проблемной ситуации
Направлен на: |
|
Кому адресован: | Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. |
Ситуация: | Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может. |
Момент проблемного включения детей | Что дальше делать в такой ситуации? |
Комментарии | Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например: - Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети. -Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель. - Может, Нина прочтет? - Нина не умеет еще читать. Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии". Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...
Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...
Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».
Кейс технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....
Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...
«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...
Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...