Кейс технологии в ДОО
консультация

Консультация для педпгогов ДО об использовании куейс - технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кейс технологии в ДО22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога, в котором описан процесс возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе подробно представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности.

Это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанных на обучении путем решения конкретных задач –ситуаций (кейсов)

Главное его предназначение –развивать способность разрабатывать проблемы  и находить их решение, учить работать с информацией.

Кейс –технология это: 

- обучение действием

-один из инновационных методов образовательной среды

Суть технологии –формирование активной самостоятельной деятельности.

Идеальный кейс это:

  • Конкретная занимательная история , имеющая интригу
  • Своеобразная головоломка , требующая решения
  • Обилие информации, анализ которой требует поиска дополнительной информации
  • Актуальная проблема, способная дать несколько продолжений кейса в будущем

Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

В структуру кейс технологии входит:

  • ситуация
  • контекст ситуации
  • комментарий ситуации
  • вопросы или задания для работы с кейсом,
  • приложения.

В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

В процессе освоения кейс-технологий дети:

  • научатся получать необходимую информацию в общении;
  • смогут соотносить свои устремления с интересами других;
  • научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • научатся отстаивать свою точку зрения;
  • смогут принимать помощь.

Также Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Этапы решения ситуаций

  • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
  • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
  • Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
  • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально

Примеры кейсов

  1. Кейс-Прогнозирование

Направлен на:

  • Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
  • Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
  • Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
  • Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.

Кому адресован:

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ситуация:

Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».

Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?

Комментарии

Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

 

  1. Кейс-неоднозначная ситуация

Направлен на:

  • Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
  • Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

 

Кому адресован:

Дети старшего дошкольного возраста

Ситуация:

Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…

 

Момент проблемного включения детей

Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

Комментарии

Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.

В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

 

  1. Кейс-проблемная ситуация

Направлен на:

  • Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
  • Способность формулировать проблему;
  • Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
  • Способность коллективно решать сложные задачи.

 

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей

Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?

Комментарии

Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

  1. Кейс-диспут

Направлен на:

  • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

 

Кому адресован:

Дети старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей

Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»

Комментарии

Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.

 

  1. Кейс с добавлением проблемной ситуации

Направлен на:

  • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
  • Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Способность выбирать наиболее актуальные решения.

 

Кому адресован:

Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:

- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.

-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.

- Может, Нина прочтет?

- Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...

«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...

Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...