СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА рабочей программы воспитателя и программы по ФОП.
статья

Птушкина Галина Анатольевна

Много вопросов возникают при написании программы. Небольшая шпаргалка по ФОПу в помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица

ПPИMEPНAЯ PAБОЧAЯ ПPОГPAMMA ВОCПИTAНИЯ        БЫЛО

ФEДEPAЛЬНAЯ

PAБОЧAЯ ПPОГPAMMA ВОCПИTAНИЯ

CTAЛО

Пояснительная записка

(6ез нумерации)        

Содержала определение понятий воспитания и программы воспитания как компонента основной о6разовательной программы ДО и определяла ее структуру: Целевой, содержательный, организационный разделы с о6язательной частью и частью, формируемой участниками о6разовательныx отношений в каждом разделе.

29.1. Пояснительная записка

Содержит то же определение понятия воспитания, ту же основу воспитания. Акцент сделан на традиционных ценностях российского о6иества, к которым педагоги должны приучать детей в ходе воспитательной ра6оты

в соответствии с их возрастными осо6енностями.

В структуре программы воспитания предусматривает

те же разделы: Целевой, содержательный, организационный

Б/н, 6ез названия – абзацы о ценностях в основе направлений воспитания

Шесть направлений воспитания, для каждого – свои ценности.

Ценность знания – в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья – в основе физического и оздоровительного направления воспитания

Подпункты 6–12

пункта 29.1        

Семь направлений воспитания. Новое – духовно-нравственное направление воспитания. Его ценности – милосердие, жизнь, до6ро. Ценность познание – в основе познавательного направления воспитания.

Ценности жизнь и здоровье

лежат в основе физического

и оздоровительного направления воспитания

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты примерной программы        

29.2 Целевой раздел программы воспитания

Цель программы воспитания        

О6щая цель воспитания

в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского о6щества через три задачи

29.2.1. Цели и задачи воспитания

29.2.1.1. О6щая цель воспитания

29.2.1.2. О6иие задачи воспитания в ДОО.

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ре6енка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского о6иества. Тоже три задачи, но их формулировки скорректировали.

1.2. Методологические основы и принципы построения программы воспитания        

Были подро6но описаны,

перечислены семь принципов,        

-которые реализуются в укладе ДОО        

Методологических основ и принципов федеральной ра6очей программы воспитания нет

[Содержательный        

раздел ПРПВ]        

  2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

2.1.2. Социальное направление воспитания

2.1.3. Познавательное

направление воспитания

2.1.4. Физическое и оздоровительное на-

правление воспитания

2.1.5. Трудовое направление воспитания

2.1.6. Этико-эстетическое направление

воспитания.

Направления воспитания 6ыли в содержательном разделе примерной ра6очей программы воспитания. Их 6ыло шесть. Не 6ыло «Духовно-нравственного направления воспитания».

Были прописаны ценности, которые лежат в основе каждого направления воспитания, их отличительные осо6енности, цели, задачи и направления

воспитательной ра6оты, на которых должен сосредоточить

свое внимание воспитатель.

29.2.2. Направления воспитания

29.2.2.1. Патриотическое направление

воспитания

29.2.2.2. Духовно-нравственное направление воспитания

29.2.2.3. Социальное

направление воспитания

29.2.2.4. Познавательное направление

воспитания

29.2.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания

29.2.2.6. Трудовое направление воспитания

29.2.2.7. 3стетическое направление воспитания.

Направления воспитания теперь в целевом разделе.

Их семь – до6авили «Дуxовно- нравственное воспитание».

«Эстетическое направление воспитания» заменили на «Этико-эстетическое».

Прописаны Цели, Ценности,

отличительные осо6енности направлений воспитания. Задач стало меньше, они ушли в пункты 29.2.1.2. О6иие задачи

воспитания в ДОО и 29.3.4. Задачи воспитания в о6разовательныx о6ластяx. Разра6отчики сгруппировали задачи не по направлениям воспитания, а распредели по о6разовательным

о6ластям, с которыми соотносится каждое из направлений воспитания

1.3. Требования к планируемым результатам освоения примерной программы

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной ра6оты для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной ра6оты для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Целевые ориентиры «Спосо6ный понять и принять, что такое „хорошо“ и плохо“»

и «До6рожелательный, проявляющий сочувствие, до6роту» для детей до 3 лет относились к социальному направлению воспитания.

29.2.3.        Целевые ориентиры воспитания

29.2.3.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)

29.2.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.

Часть Целевых ориентиров социального направления воспитания теперь относится к духовно-нравственному на-

правлению воспитания. В новом направлении до6авили и дополнительные Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.

Целевые ориентиры эстетического, а также физического и оздоровительного направлений воспитания стали шире.

Раздел II. Содержательный        

29.3. Содержательный раздел программы воспитания

B нем было содержание работы по направлениям воспитания – пункт 2.1 с подпунктами, которое ушло в целевой раздел федеральной рабочей программы воспитания

B него из целевого раздела примерной рабочей программы воспитания перешла информация про уклад, воспитывающую среду, общности. Из организационного раздела – формы совместной деятельности.

[Целевой раздел ПРПВ]

1.2.1. Уклад о6разовательной организации

В Целевом разделе 6ыла краткая справка о том, что такое уклад детского сада.

[Организационный раздел ПРПВ]

3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания.

Подробно про суть и спосо6ы, как спроектировать уклад ДОО.

[Целевой раздел ПРВП]

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО        В Целевом разделе 6ыла краткая справка о том, что такое воспитывающая среда детского сада

[Целевой раздел ПРПВ]

1.2.4. Социокультурный контекст

Отдельный пункт. Краткая справка о том, что такое социокультурный контекст.

[Организационный раздел ПРПВ]

3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания. В организационном разделе также 6ыла информация о воспитывающей среде

29.3.1. Уклад образовательной организации        .

Теперь в содержательном разделе – определение и основные характеристики уклада в виде инструкции, как описать уклад детского сада в ра6очей программе воспитания – частично совпадает с шагами в та6лице. «Процесс проектирования уклада ДОО…» из примерной ра6очей программы воспитания.

29.3.2. Воспитывающая среда образовательной организации. Теперь в содержательном разделе 6олее подро6ная справка о том, что такое воспитывающая среда детского сада, и инструкция, как ее описать в ра6очей программе воспитания детского сада.

        

[Целевой раздел ПРПВ]

1.2.3. О6иности (соо6щества) ДОО + Культура поведения воспитателя в о6щностяx как значимая составляющая уклада.

Подро6ная справка о том, какие могут 6ыть о6щности (соо6щества) в ДОО, кто в них входит и как выстраивают отношения. Здесь же 6ыл кодекс

нормы профессиональной этики и поведения воспитателя.

29.3.3. Общности образовательной

Организации.

Теперь в содержательном разделе. Здесь только перечислили о6щности (соо6щества) – их три, дали инструкцию, что написать о каждой о6иности в детском саду в ра6очей программе воспитания ДОО.

О культурных практиках написали подро6нее, но вынесли в содержательный раздел ФОП ДО (п. 24.20)

29.3.4. 3адачи воспитания в образовательных областях.        

Новшество в программе воспитания: связали о6разовательные о6ласти с направлениями воспитания.

29.3.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации.        

Пояснили, как описать основные виды организации совместной деятельности, в рамках которой возможно решать конкретные задачи воспитания.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания.

Была краткая справка, зачем детскому саду взаимодействовать с родителями и как это отразить в программе воспитания детского сада.

29.3.5.1. Ра6ота с родителями (законными представителями)        

До6авили примерные формы взаимодействия с родителями, которые можно использовать и включить в ра6очую программу воспитания детского сада.

[Организационный раздел ПРПВ]

3.2. Взаимодействия

взрослого с детьми.

События ДОО

Подраздел о со6ытияx 6ыл в организационном разделе. В нем 6ыло определение понятия «со6ытие», перечислялись формы, в которых возможно проектировать со6ытия.

29.3.5.2. Со6ытия о6разовательной организации.

О со6ытияx ДОО написали в содержательном разделе. Формулировки упростили, структурировали примерные со6ытия, которые можно проектировать

и проводить в детском саду.

[После организационного раздела ПРПВ]

Основные понятия, используемые в про

грамме. <…> Образовательная ситуация.

«Воспитательные со6ытия являются разновидностью о6разовательныx ситуаций»

29.3.5.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.

Подро6нее написали о совместной деятельности в о6разовательныx ситуациях.

[Организационный раздел ПРПВ]

3.3. Организация предметно-пространственной среды.

Был акцента на том, что «предметно-пространственная среда должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:

•оформление помещений;

•о6орудование;

•игрушки

29.3.6. Организация предметно-пространственной среды.

Содержание пункта практически не изменилось. До6авили, что в программе воспитания детского сада разра6отчики должны указать «конкретные позиции, имеющиеся в ДОО или запланированные»

29.3.5. Социальное партнерство

Подро6но написали про содержание социального партнерства

2.2. Осо6енности реализации воспитательного процесса

Была краткая инструкция, что написать в ра6очей программе воспитания детского сада «в перечне осо6енностей организации воспитательного процесса»

Подо6ного отдельного пункта в федеральной ра6очей программе воспитания нет.

Содержание пункта из примерной ра6очей программы частично перенесли по пунктам 26.11., 27. Направления

и задачи коррекционно-развивающей ра6оты ФОП ДО; пунктам 29.3.1. Уклад о6разовательной организации, 29.3.7. Социальное партнерство, 29.4.3. Тре6ования к условиям ра6оты с осо6ыми категориями детей федеральной ра6очей программы воспитания. Все они раскрывают осо6енности реализации воспитательного процесса 6олее подро6но, чем в примерной программе воспитания.

Раздел III.        Организационный

29.4. Организационный  раздел программы воспитания

Пункты 3.1–3.3 «с изменениями перешли в содержательный раздел Федеральной рабочей программы воспитания

3.4. Кадровое о6еспечение воспитательного процесса

Содержит информацию, что должно 6ыть в данном разделе в программе воспитания ДОО.

29.4.1. Кадровое о6еспечение

Содержание пунктов примерно совпадает

3.5. Нормативно-методическое о6еспечение реализации программы воспитания

Надо 6ыло перечислить ЛНА, в которые вносили изменения из-за ра6очей программы воспитания детского сада.

29.4.2. Нормативно- методическое о6еспечение

Появилась ссылка на практическое руководство «Воспитателю о воспитании» на сайте институт воспитания. рф

3.6. Осо6ые тре6ования к условиям, о6еспечиваюиим достижение планируемых личностных результатов в ра6оте с осо6ыми категориями детей

Было подро6но написано про инклюзию на уровне уклада, воспитывающих сред, о6иности, деятельностей, со6ытий.

Были даны основные условия реализации программы воспитания в организациях, которые реализуют инклюзивное о6разование.

Также раздел содержал задачи воспитания детей с ОВЗ в ДОО

29.4.3. Тре6ования к условиям ра6оты с осо6ыми категориями детей.

Об инклюзии написано кратко.

Сделали акцент на том, что по своим основным задачам воспитательная ра6ота в ДОО не зависит от наличия или отсутствия у ре6енка осо6ыx о6разовательныx потре6ностей.

Подро6нее прописали условия для достижения целевых ориентиров в ра6оте с осо6ыми категориями детей, создание которых предполагает ра6очая программа воспитания.

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

Данный пункт организационного раздела программы содержал рекомендации о том, как составить календарный план

воспитательной ра6оты. План представлял со6ой воспитательный цикл и должен 6ыл строиться на основе 6азовыx ценностей по этапам: погружение – знакомство, разра6отка коллективного проекта, организация со6ытия. Формы реализации конкретные формы реализации.

Убрали из ра6очей программы воспитания

Вместо примерного календарного плана воспитательной ра6оты теперь федеральный. Он входит не в ра6очую программу воспитания, а в организационный раздел ФОП ДО.

Федеральный календарный план воспитательной ра6оты содержит примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, которые детский сад вправе дополнить своими региональными праздниками и традиционными мероприятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа воспитателя по программе "Детство"

рабочая программа воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста...

рабочая программа воспитателя по программе "Детство" 2 младшая группа

рабочая программа воспитателя по программе "Детство" 2 младшая группа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ вторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУвторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

Рабочая программа воспитателя по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой подготовительная к школе группа

Содержание1.  Целевой раздел 1.1.  Пояснительная записка1.1.1.  Цели и задачи реализации Программы 1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3.  Возрас...